Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 106
г. Ростов-на-Дону
Тема урока:
«Вода и её свойства»
3 класс
подготовила
Амельченкова Ирина Георгиевна
г. Ростов-на-Дону
2015 г.
Цели:
сформировать знания основных физических и химических свойств воды;
развивать навыки экспериментального исследования свойств веществ;
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы;
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» О.Поглазова,
рабочая тетрадь,
компьютер,
мультимедийный проектор,
цветная бумага,
3 стакана,
разные сосуды,
пластиковая бутылка,
молоко, краски акварельные
вода
Структура урока:
Организация внимания учащихся.
Рефлексия.
Проверка домашнего задания. Тест.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Обобщение и выводы по теме урока.
Рефлексия.
Создание ситуации успеха.
Организация внимания учащихся.
Ребята! Вы любите путешествовать? Я тоже люблю и сегодня приглашаю вас попутешествовать вместе со мной. Готовы?
Рефлексия.
Закройте глаза и представьте, что мы плывем на белоснежном пароходе по морю знаний. Ветер дует нам в лицо. Мы встречаем на пути много островов знакомых и незнакомых и вот причалили к одному из берегов. Сходим по трапу и мы… (открываем глаза) в «Мире веществ». Слайд 3
Помощником в этом путешествии будет компьютер. Он будет сопровождать нас всё время путешествия и давать небольшие подсказки.
Проверка домашнего задания.
Что случилось, что это за звуки? Это наш компьютер приглашает быстрее отправиться в путь. Какое-то задание нам показывает? Слайд 4 (тест)
Без выполнения этого задания мы не сможем узнать, с каким веществом познакомимся сегодня. Перед вами белые листочки. На них напишите номера вопросов, а рядом будете ставить правильный ответ. Итак, начнём.
Тест
1. Что такое ветер?
а) воздух
б) осадки
в) движение воздушных масс
2. С помощью чего узнают температуру воздуха?
о) термометра
а) барометра
г) флюгера
3. Закончи предложение: Ноль градусов – это…
з) отсутствие температуры
д) граница между теплом и холодом
р) самая низкая температура
4. Какие бывают вещества?
а) твердые, жидкие, газообразные
б) только твердые
в) только жидкие
Давайте проверим, все ли из вас ответили правильно (взаимопроверка). Посмотрите на подсказку (Слайд 5 ответы на экране компьютера). Какое слово вы получили? С каким веществом будем знакомиться?
Изучение нового материала.
Целевая установка.
Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным веществом – водой, узнаем, чем важна вода, какими свойствами обладает.
Что вы знаете о воде?
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.
Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек – это вода. Где в природе встречается вода? (Слайд 6 живая – неживая)
Молодцы! А теперь мы подробнее познакомимся с этой схемой.
- Как вы думаете, много ли воды в природе?
-Если мы будем вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, желтой. Что изображено этим цветом? (моря, океаны, реки) Слайд 7
-Мы знаем, что вода занимает ¾ всей поверхности земного шара.
Работа по тетради.
Давайте откроем свои рабочие тетради на с.29 №66 и выясним, откуда, из каких водоемов к нам прилетели капельки воды: гейзер, болото, ледник,
море, водопад, родник, (покажите как стекает вода в водопаде)
озеро.
Проблемная ситуация.
Дело в том, что компьютер назвал не все правильные ответы. Когда вы найдете её, вы должны хлопнуть в ладоши 2 раза.(река) Слайд 8
О водоемах мы поговорили.
- А содержится ли вода в воздухе? Попробуем это выяснить. Слайд 9
Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Следовательно, какой можно сделать вывод?
Оказывается, вода есть не только над землёй, но и под ней. Слайд10
Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лёд на суше и в океане.
- А в живой природе где содержится вода?
Вода входит в состав любого живого организма. Вода содержится во всех частях растений. Слайд11. В арбузе, апельсине, помидоре – сок – это вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах есть вода, хотя не в таком большом количестве. Следовательно, какой надо сделать вывод? Пейте побольше натуральных соков и ваш организм будет пополняться необходимыми витаминами.
Не только растения, но и живые организмы содержат воду.
В теле животных вода составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95% состоит из воды. Слайд12
Мы много смотрели на компьютер, пришло время отдохнуть.
Физминутка для глаз. Слайд 13
Давайте вспомним: как капает дождик? (сверху вниз)
Как брызгает фонтан? (снизу вверх)
Где бьет родник? (внизу)
Как вы ловите снежинки? На правую руку, на левую.
Закрыли глаза и представьте, что льется дождь и брызги попадают вам на лицо. Вытрите лицо пушистым полотенцем. Освежились? А теперь продолжим…
Знаете ли вы, сколько воды в теле человека? Давайте рассмотрим рисунок в рабочей тетради на стр.29 №68. Что вы можете сказать? Слайд 14
-Наше тело почти на 2/3 состоит из воды.
Внимание на экран. Что вы можете сказать о количестве воды в теле ребенка и взрослого: мужчины и женщины?
- В теле мужчины воды больше, чем у женщины; а тело младенца почти полностью состоит из воды.
Человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть её он выпивает, а часть содержится в пище). Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери, ни человек. Сегодня мы не мыслим жизни без воды. А как же проблему воды решали наши предки? Об этом мы узнаем, прочитав информацию на стр.77 учебника (читают 3 ученика). Слайд 15
Работа по учебнику.
У каких водоёмов селились наши предки? Для чего они использовали воду?
Как они её использовали? Сегодня мы не носим воду ведрами, а стоит открыть кран, как вода поступает в наш дом. Как и чем носили воду в старину? Об этом нам поведает учебник на стр.78 Слайд 16
Часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем старинную легенду.
В отвесной скале одной из гор Армении каменотес просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который из-за сиюминутной выгоды расширил отверстие. Вода пошла шумнее, сильнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.
Как вы понимаете смысл слов деревня высохла?
Какой можно сделать вывод? Жизнь без воды невозможна! А значит:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей.
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Очень много мы узнали о воде. Пришла пора нам немного размяться. Каждое утро мы с вами выполняем утренние процедуры и после них чувствуем себя бодрее и свежее. Давайте покажем эти процедуры для всех.
Физминутка. Слайд 17
Льется чистая водица, умываемся
Мы умеем сами мыться. чистим зубы
Порошок зубной берем, моем шею, уши
Крепко щеткой зубы трем. постоим под душем
Моем шею, моем уши, побрызгаемся
После вытремся посуше. вытираемся
Взбодрились? Ребята, а каждый это делает? Молодцы!
Практическая работа.
Чтобы определить свойства воды, мы с вами проведем практическую работу рабочая тетрадь стр. 30 №70 Слайд 18
Опыт №1 Прозрачность воды.
Посмотрите через чистую воду на лист бумаги. Какого он цвета? А если мы нальем в воду молоко, можем ли мы что-то увидеть? А краску? Какой можно сделать вывод?
Вода – прозрачна.
Опыт №2 Вкус и запах.
Попробуйте воду на вкус и понюхайте её. Какой можно сделать вывод?
Вода без вкуса и запаха.
Опыт №3 Текучесть воды.
Посмотрите на меня. Я перелью воду в другую емкость. Обладает ли вода текучестью? Принимает форму сосуда, в котором находится? Какой можно сделать вывод?
Вода обладает текучестью.
Опыт №4 Упругость воды, её сжимаемость.
Попробуйте сдавить бутылку. Какой можно сделать вывод?
Я опускаю бутылку с водой в емкость. Что происходит с бутылкой? Какой можно сделать вывод?
Вода обладает упругостью и почти не сжимается.
-Теперь, ребята, повторим выводы, которые мы сделали в результате практической работы?
Самостоятельная работа.
Выполните задание №71. Обведите правильный ответ.
7. Обобщение и выводы по теме урока.
Вы хорошо потрудились на уроке. В ходе путешествия вы показали хорошие знания. Но мне бы хотелось отметить ребят, которые помогали мне на уроке своими дополнительными сведениями.
Рефлексия.
Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие подходит к концу. Закройте глаза. Представьте, что мы поднялись по трапу на пароход. Позади уже изученный нами остров, а впереди нас с вами уже встречают родные, машут с пристани руками и шляпами, рады нас видеть, мы очень соскучились по ним. Откройте глаза.
- С каким веществом мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что нового вы о ней узнали?
Слайд 19. Вода – это жизнь. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле.
Как вы думаете, это важно, что говорит нам компьютер?
А теперь самое время записать домашнее задание.
Слайд 20. Домашнее задание: стр. 77-80, т.№67, 69
Используемая литература.
О. Поглазова Окружающий мир 3 класс.- М.: Просвещение 2010.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов «Учитель», 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/529015/
http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-597