kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Тела и вещества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Дать учащимся представление о телах и веществах;

Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);

Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;

 

Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

 

Приветствие гостей.

 

II. Изучение нового материала.

 

а) Вступительная беседа:

 

- При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)

 

- Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.

 

Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)

 

б) Игра:

 

- Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)

- Капля воды (маленькая, круглая)

 

Слад №1 Рисунок капли воды.

 

- Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)

- Глиняный кувшин. (описывают предмет)  Слайд №2 Рисунок кувшина.

 

- Стекло. (окно, дверь со стекло)

- Стеклянный стакан. (описывают предмет)  Слайд №3 Рисунок стакана.

 

- Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).

 

Слайд №4 Три предмета вместе.

 

- Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.

 

Слайд №5 Три предмета вместе.

 

Слайд №6 Тема урока.

 

- Называйте тела, которые вас окружают.

 

III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)

 

IV. Работа в группах.

 

- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?

 

1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)

 

- Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.

 

Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.

 

2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан)

 

Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.

 

3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.

 

(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)

 

Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.

 

4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)

 

- Из каких веществ они изготовлены?

 

Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.

 

V. Физкультминутка.

 

Упражнения под музыку.

 

VI. Чтение текста с экрана.

 

Индивидуальный опрос.      Слайд №7 Тела и вещества.Слайд №8 Работа с иллюстрациями.

 

VII. Задание для всех групп:  Слайд №9 Задание для групп

 

(Карточки со словами у каждой группы)   Слайд №10 Ответ на задание.

 

- По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)

 

Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном.   Слайд №11  Схема трёх состояний веществ

 

VIII. Молекулы. Атомы.

 

- Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

- А из чего состоят вещества?

- Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.

 

Слайд №12  Слово – атом.

 

- Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.

 

- И образуется – что? Молекула.    Слайд №13 Слово – молекула.

 

- Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

 

В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

 

IX. Физкультминутка под музыку.

 

X.Опыты.

 

1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.

 

Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу.   Слайд №14 Изображение молекул твердых веществ.

 

2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.

 

Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет.   Слайд №15 Изображение молекул жидких веществ.

 

3. - А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)

- А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)

 

Слайд №16 Изображений молекул газообразных веществ.

 

- Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.

 

Физкультминутка:

 

- Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)

 

XI. Практическая работа.

 

- Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.

 

1 группа: изобразить молекулы тела – камня.

2 группа: молекулы тела – молоко.

3 группа: молекулы тела – дым.

4 группа: по выбору.

 

Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ.  Слайд№17 Сравнение молекул веществ.

 

Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.

 

XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.

 

Физкультминутка.

 

- Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

- А когда жарко? (потягиваются)

 

Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.

 

Презентация свойств веществ.

 

Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.

 

Слайд №18 Свойство твёрдых веществ.   Слайд №19 Вывод о свойстве веществ.

 

В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.

 

Слайд №20 Свойство жидких веществ. Слайд №21  Свойство газообразных веществ.

 

- А что происходит с веществами при охлаждении?

- Читаем вывод.   Слайд №22    Вывод о свойстве веществ.

 

XIII. Итог урока.

 

- Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?

- Тела и вещества.

- Какие новые слова узнала?

- Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока окружающего мира "Тела и вещества" »

Урок по окружающему миру во 2-м классе на тему "Тела и вещества"


Цели урока:

Дать учащимся представление о телах и веществах;

Определить основное свойство веществ, находящихся в твердом, жидком, газообразном состояниях (при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются);

Развивать наблюдательность, внимание, умение делать выводы, обобщения;


Оборудование: картон, пластилин, различные тела из различных веществ (резиновый мяч, деревянная ложка, стальная ложка, пластмассовый стакан, стеклянная и пластмассовая воронки), колбы с водой, карточки со словами: молоко, пар, камень, стекло вода дым, слайды, экран, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока


I. Организационный момент.


Приветствие гостей.


II. Изучение нового материала.


а) Вступительная беседа:


- При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств)


- Когда изучаем окружающий мир, изучаем много объектов и предметов.


Все они разные. А что значит разные? (по форме, по цвету, где находятся, из чего сделаны)


б) Игра:


- Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (ручей, море, дождь, река, вода из крана)

- Капля воды (маленькая, круглая)


Слад №1 Рисунок капли воды.


- Глина. (кирпич, кувшин, игрушка)

- Глиняный кувшин. (описывают предмет) Слайд №2 Рисунок кувшина.


- Стекло. (окно, дверь со стекло)

- Стеклянный стакан. (описывают предмет) Слайд №3 Рисунок стакана.


- Когда вы точно представляли предмет и его очертания, когда я говорила стекло, глина, вода или стакан, кувшин, капля воды? (о капле, кувшине, стакане).


Слайд №4 Три предмета вместе.


- Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.


Слайд №5 Три предмета вместе.


Слайд №6 Тема урока.


- Называйте тела, которые вас окружают.


III. Гимнастика для глаз. (посмотреть вниз, влево, вправо, вверх; вытянуть руки посмотреть на нос, потом на кончики пальцев)


IV. Работа в группах.


- Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?


1 группа (На столе две воронки – стеклянная и пластмассовая)


- Отличаются цветом, одна сделана из стекла другая из пластмасса.


Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.


2 группа (На столе стеклянная воронка - и стакан)


Вывод: тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.


3 группа: - Задание дано на карточке: найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.


(Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.)


Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.


4 группа (На столе ложка железная и деревянная, мяч резиновый)


- Из каких веществ они изготовлены?


Вывод: Тела могут состоять из разных веществ.


V. Физкультминутка.


Упражнения под музыку.


VI. Чтение текста с экрана.


Индивидуальный опрос. Слайд №7 Тела и вещества.Слайд №8 Работа с иллюстрациями.


VII. Задание для всех групп: Слайд №9 Задание для групп


(Карточки со словами у каждой группы) Слайд №10 Ответ на задание.


- По какому признаку вы так распределили? (жидкие, твердые, газообразные)


Вывод: Вещества могут быть в разных состояниях: твердом, жидком, газообразном. Слайд №11 Схема трёх состояний веществ


VIII. Молекулы. Атомы.


- Вы теперь знаете, что тела состоят из веществ.

- А из чего состоят вещества?

- Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.


Слайд №12 Слово – атом.


- Это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.


- И образуется – что? Молекула. Слайд №13 Слово – молекула.


- Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.


В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.


IX. Физкультминутка под музыку.


X.Опыты.


1. Возьмем карандаш, попробуем его сломать. Твердое тело сохраняет свою форму.


Вывод: В твердом веществе молекулы знают своё место и очень плотно присоединены друг к другу. Слайд №14 Изображение молекул твердых веществ.


2. Перельем воду из колбы в стакан, возьмем воду рукой. Молекулы воды разъединились.


Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга и не подчиняются строгой дисциплине. Поэтому жидкость не сохраняет форму, а просто течет. Слайд №15 Изображение молекул жидких веществ.


3. - А где же у нас газообразное вещество? (Вокруг нас – воздух , состоящий из нескольких веществ)

- А как же располагаются молекулы в газообразных веществах? (Молекулы находятся далеко друг от друга. Между ними нет никакого сцепления.)


Слайд №16 Изображений молекул газообразных веществ.


- Молекулы при малейшей возможности разлетаются кто куда.


Физкультминутка:


- Молекула газа напоминает знаменитую сказочную кошку, которая гуляет сама по себе. Давайте, погоняем молекулы воздуха рукой. (дети встают и машут руками)


XI. Практическая работа.


- Вы хорошо запомнили, как расположены молекулы в разных веществах. Сейчас вы выполните такое задание: при помощи пластилина изобразите молекулы разных веществ.


1 группа: изобразить молекулы тела – камня.

2 группа: молекулы тела – молоко.

3 группа: молекулы тела – дым.

4 группа: по выбору.


Делаем выводы.Сравниваем молекулы разных веществ. Слайд№17 Сравнение молекул веществ.


Гимнастика для глаз. Вытянули руки вперёд и медленно приближаем указательный палец, не отводя от него взгляд. Глазами нарисовали восьмёрку.


XII. Свойства жидких, твердых, газообразных веществ.


Физкультминутка.


- Как вы себя ведете, когда холодно? (съёживаются)

- А когда жарко? (потягиваются)


Точно так же ведут себя вещества. Когда холодно – они сжимаются, а когда жарко – расширяются.


Презентация свойств веществ.


Выводы: В твердых веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается.


Слайд №18 Свойство твёрдых веществ. Слайд №19 Вывод о свойстве веществ.


В жидких веществах при нагревании расстояние между молекулами увеличивается, так же и у газообразных.


Слайд №20 Свойство жидких веществ. Слайд №21 Свойство газообразных веществ.


- А что происходит с веществами при охлаждении?

- Читаем вывод. Слайд №22 Вывод о свойстве веществ.


XIII. Итог урока.


- Интересно было на уроке? С какими свойствами веществ познакомились? Кто может назвать тему нашего урока?

- Тела и вещества.

- Какие новые слова узнала?

- Тела, вещества, газообразные вещества, атомы, молекулы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
конспект урока окружающего мира "Тела и вещества"

Автор: Ильина Алла Викторовна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121330

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока на тему "Тела, вещества, частицы" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tiela-vieshchiestva-chastitsy"
    ["file_id"] => string(6) "126921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415225460"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока  на тему "Тела. Вещества." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-tiela-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "121547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413992354"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "" Конспект урока окружающего мира" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-2"
    ["file_id"] => string(6) "138395"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417535103"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-griby"
    ["file_id"] => string(6) "141922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418207955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства