kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока окружающего мира "Птицы - лесные жители".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия  нового знания

 Цель: познакомить обучающихся с птицами  как представителями природного сообщества «лес».

Задачи:

1.  Познакомить обучающихся с лесными птицами, их поведением  и  голосами.

2. Формировать умение видеть проблему и находить пути ее решения, анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать любовь к природе  и бережное отношение ко всему живому.

Планируемый результат:

Личностные:

-формировать  ценностное  отношение  к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

Метапредметные:  

- знать о многообразии мира лесных птиц;

- уметь классифицировать на основе существенного признака;

Предметные:

- усвоить, что  птицы  – это животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры лесных птиц;

 систематизировать и обогатить  знания  о разнообразии природного сообщества «лес».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира "Птицы - лесные жители". »

Урок окружающего мира во 2 классе.


Учитель: Ольга Анатольевна Воронцова, МКОУ «Лодейнополькая начальная общеобразовательная школа»,

г. Лодейное Поле Ленинградской области

УМК: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2

Тема: Птицы – лесные жители

Тип урока: Урок открытия нового знания


Цель: познакомить обучающихся с птицами как представителями природного сообщества «лес».

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с лесными птицами, их поведением и голосами.

2. Формировать умение видеть проблему и находить пути ее решения, анализировать и делать выводы.

3. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Планируемый результат:

Личностные:

-формировать ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

Метапредметные:

- знать о многообразии мира лесных птиц;

- уметь классифицировать на основе существенного признака;

Предметные:

- усвоить, что птицы – это животные, тело которых покрыто перьями; научиться приводить примеры лесных птиц;

систематизировать и обогатить знания о разнообразии природного сообщества «лес».

Время реализации урока: 45 минут

План проведения урока


Этапы урока

Временная реализация

1. Мотивация и самоопределение к деятельности


1мин.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


8 мин.

3.Выявление места и причины затруднения


5 мин.

4.Построение проекта выхода из затруднения


15 мин.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


8 мин.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


5 мин.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке


3 мин.


Оборудование урока:

                  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» учебник для 2 класса. - М.: Вентана- Граф, 2013;

                  • Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2 для 2 класса. - М.: Вентана- Граф, 2013;

                  • выставка книг о птицах;

                  • карточки с заданиями;

                  • мультимедийная презентация к уроку.

                  • компьютер;

                  • мультимедийный проектор;

                  • интерактивная доска Smart Board.


Этапы урока


слай-да

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация и самоопределение к деятельности

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.


-Здравствуйте, натуралисты.

Сегодня мы продолжаем открывать тайны природы.

Под каким девизом проводим уроки:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научусь я наблюдать.

Давайте наблюдать, замечать, размышлять, делать выводы.

Включение в деловой ритм.

Подготовка к работе.

Личностные

Нравственно-этические:

развитие доброжелательно-сти, готовности к сотрудничеству

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности.


1. Я попрошу закрыть глаза и прислушаться.

- Где мы можем услышать эти звуки?

Удивительный мир природы… Он встречает нас загадками, запахами, звуками. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься.

2. Сегодня мы продолжим прогулку по лесу.

- Что такое лес?

-Докажите, что лес можно назвать «многоэтажным домом»?

-А кто живет в этом доме?

Давайте заглянем в эти «квартиры».

- Узнаем, кто, здесь живет? Кто наполнил наш класс приятными звуками?

Работа в паре: (четыре представителя птиц)

Соберите «портрет» наших новых жителей леса, назовите.

Проверка по слайду (по очереди называют лесных птиц: сорока, снегирь, поползень, щегол)

-Почему возникли затруднения? (не всех лесных птиц знаем).

Подсказка: (поползень) - Название этой птички связано с ее передвижением по стволу дерева, она как бы ползет головой вниз. Догадались?

Подсказка: (щегол) С помощью атласа - определителя сопоставляют портрет данной птицы.

3. - О ком будем говорить? Какова тема урока?

-Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы?

-Значит, какая цель урока?

-Что нам поможет найти информацию?

Работа с первой и второй колонкой таблицы

«Знаю, хочу узнать, узнал».

- Что вы слышали, знаете о птицах?

- Что бы вам хотелось узнать о них?

Оцените себя по «волшебной лесенке»


На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами.

- А для чего нам надо это знать?

- К какой природе относятся птицы?

(На доску кластер: рождаются, растут, развиваются, питаются, дают потомство).

С давних времен птицы манили человека в небо.

Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

Сегодня мы вместе попробуем ответить на те вопросы, которые вы задали.



Слушают аудиозапись.



Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.





Моделирование в паре (прием «Пазл»)


Называют лесных птиц

В случае затруднения обучающиеся обращаются к атласу-определителю «От земли до неба»



Называют тему урока: «Птицы – лесные жители».


Формулируют цель урока.




Составляют план изучения темы.

Кто такие птицы?

Чем питаются?

Какие «изобретения» помогают птицам летать?

Почему многие птицы улетают в теплые края?










Личностные:

развитие познавательного интереса, учебных мотивов

Регулятивные:

умение принимать и сохранять задачу;

развитие мотивов учебной деятельности; освоение правил контроля

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; умение задавать учебные вопросы

Познавательные

умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока



3.Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.


Дидактическая игра: «Да/нет»

Ребята, давайте поиграем.

  1. - Согласны ли вы, что только птицы умеют летать? (насекомые тоже летают, а птицы -пингвины и страусы – нет)

  2. - Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни? (нет, люди, дельфины)

  3. - Птицы вьют гнезда. Что скажите? (да, но есть такие, которые кладут яйца на камни или подбрасывают в чужие гнезда; вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса)

  4. –Верите ли, что только птицы несут яйца? (но откладывают еще и крокодилы, черепахи, змеи)

- Значит, мы не можем утверждать, что это главные особенности птиц.

-Давайте подумаем, что же помогает птицам летать?



На доску:

Летают



Поют



Вьют гнезда



Несут яйца


Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу

Познавательные

Логические: умение устанавливать соответствие

Общеучебные: умение давать оценку одного вида деятельности

Личностные: умение оценить себя на основе критериев, предложенных учителем

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения.




1. Перьевой покров.

Ребята, вы слышали выражения «пернатые друзья», «пернатые изобретатели».

- Почему так назвали птиц?

- Что помогает птицам переносить жару и стужу?

- Как вы думаете, чем различаются  перья у птиц?

Проверим свои предположения.

Откройте учебник с.67.

Прочитайте про себя, проверьте свои предположения. Расширим наши сведения.

- Что нового узнали? Что удивило?

А еще перья птиц привлекают самочек, служат маскировкой, остаются сухими в мокрую погоду.

Запомните: существенный признак птиц от других

животных – перья.

- Кто может дать точное определение птицам?

Физминутка

Солнце большое встает,

Теплые лучики нам подает.

Ты же руку другу подай,

Улыбнись, соберись и работу продолжай.

2. Поведение.

Ребята, а мы с вами одинаковые? Нет, так и птицы.

Они отличаются поведением.

Откройте учебник на с. 69. Рассмотрите иллюстрацию.

Ваша задача: прочитать текст и найти особенности поведения птицы.

1 колонка - синица

2 колонка - свиристель

3 колонка - трясогузка

4 колонка - ласточка

Проверка: представьте, что вы артист и должны сыграть роль своей птички, которая рассказывает о своем поведении.

3. Зимующие и перелетные птицы

- Что страшнее для птиц - голод или холод?

Откройте учебник с.70

-Прочитайте текст. Выскажите своё мнение: кто из детей прав?

-На какие группы можно разделить всех птиц? Приведите примеры.

Д/з – раб.тетрадь, с. 23 ,№ 14. Приведите примеры перелетных птиц.

Физминутка

Утром ворон встал на лавке,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил перья.

И готов работать вместе.



Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его






Читают текст по учебнику, сравнивают его со своим выводом.









Работать с информацией, представленной в учебнике



Оценивать правильность выполнения заданий.


На интерактивной доске двигаем таблички с названием или рисунок птицы

Перелетные (грачи, ласточки, трясогузки)

Зимующие (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, клесты, снегири)




Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, структурирование знаний, построение речевого высказывания, доказательство.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника.


6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: проговаривание нового знания в виде опорного сигнала.


1. Ребята, а вы слышали когда-нибудь птичий разговор?

- Для чего он нужен птицам? Какую информацию птицы хотят передать друг другу? Это и есть их разговор.

- А вы знаете, что у птиц поют только самцы.

-Давайте проверим, как вы знаете птиц леса, и поиграем в игру «Узнай птицу по голосу и описанию»

Работа с иллюстрацией. Учебник с.71

При проверке: дети дополняют сведения о птицах.

Вы прослушали голоса птиц. Среди них была птица, про которую в народе говорят "плохая мать"? Почему?

Откроем учебник с.72, найдем рубрику "Этот удивительный мир"

-Читая, подумайте, какие вопросы вы бы задали друг другу по этому тексту?

Самооценка: определение по шкале «Умею задать вопросы»



Привлечь внимание самочки; дают понять, что территория уже занята; предупреждают об опасности; чтобы собраться в стаю


Аудиозапись «Пение птиц»

Сопоставляют информацию с звучанием голосов птиц и изображением птиц на экране.


Познавательные:

осуществление поиска и выделение конкретной информации

Регулятивные:

умение оценить учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

умение сопоставлять информацию из других источников с имеющимся жизненным опытом;

умение строить речевое высказывание

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет.


Тест.

1. Отличительная особенность птиц:

перья шерсть

2. Птица, живущая в лесу

утка щегол

3. «Лесной санитар»

синица дятел

4. Птица, передвигающаяся по стволу вниз головой

Поползень трясогузка

5. Перелетная птица

Ласточка свиристель

Проверка по интерактивной доске



Познавательные:

Осуществление поиска и выделение конкретной информации

Регулятивные:

умение оценить учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные:

умение оценить себя на основе критериев


8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: осознание обучащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Работа с 3 колонкой таблицы.

Что вы узнали о птицах?

Что удивило? О чем хотелось бы рассказать родителям?

Где можно применить полученные знания?



Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание

Личностные:

Умение определять причины успеха в учебной деятельности, анализировать и контролировать результат



Ольга Анатольевна Воронцова, учитель начальных классов МКОУ «ЛНОШ»

8





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока окружающего мира "Птицы - лесные жители".

Автор: Ольга Анатольевна Воронцова

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока окружающий мир: "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "230133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441993519"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока по окружающему миру по теме  "Береги природу, человек!""
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokapookruzhaiushchiemumirupotiemiebierieghipriroduchieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "283542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834540"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока Окружающий мир "Что я знаю о весне?" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-chto-ia-znaiu-o-viesnie"
    ["file_id"] => string(6) "148016"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419541142"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по теме "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу". "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pravopisaniie-slov-s-sochietaniiami-zhi-shi-cha-shcha-chu-shchu"
    ["file_id"] => string(6) "125305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414948409"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства