1. Мотивация и самоопределение к деятельности Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | | -Здравствуйте, натуралисты. Сегодня мы продолжаем открывать тайны природы. Под каким девизом проводим уроки: Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научусь я наблюдать. Давайте наблюдать, замечать, размышлять, делать выводы. | Включение в деловой ритм. Подготовка к работе. | Личностные Нравственно-этические: развитие доброжелательно-сти, готовности к сотрудничеству |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднения в индивидуальной деятельности. | | 1. Я попрошу закрыть глаза и прислушаться. - Где мы можем услышать эти звуки? Удивительный мир природы… Он встречает нас загадками, запахами, звуками. Заставляет прислушаться, присмотреться, задуматься. 2. Сегодня мы продолжим прогулку по лесу. - Что такое лес? -Докажите, что лес можно назвать «многоэтажным домом»? -А кто живет в этом доме? Давайте заглянем в эти «квартиры». - Узнаем, кто, здесь живет? Кто наполнил наш класс приятными звуками? Работа в паре: (четыре представителя птиц) Соберите «портрет» наших новых жителей леса, назовите. Проверка по слайду (по очереди называют лесных птиц: сорока, снегирь, поползень, щегол) -Почему возникли затруднения? (не всех лесных птиц знаем). Подсказка: (поползень) - Название этой птички связано с ее передвижением по стволу дерева, она как бы ползет головой вниз. Догадались? Подсказка: (щегол) С помощью атласа - определителя сопоставляют портрет данной птицы. 3. - О ком будем говорить? Какова тема урока? -Кто задавал себе вопрос: кто такие птицы? -Значит, какая цель урока? -Что нам поможет найти информацию? Работа с первой и второй колонкой таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». - Что вы слышали, знаете о птицах? - Что бы вам хотелось узнать о них? Оцените себя по «волшебной лесенке» На уроке мы будем разгадывать тайны природы, и делать открытия. Какими они для нас будут – вы определите сами. - А для чего нам надо это знать? - К какой природе относятся птицы? (На доску кластер: рождаются, растут, развиваются, питаются, дают потомство). С давних времен птицы манили человека в небо. Давайте мы с вами руками помашем, И что-нибудь птичье давайте мы скажем. А вдруг это будет? А вдруг мы взлетим? Давайте попробуем, что мы сидим? Сегодня мы вместе попробуем ответить на те вопросы, которые вы задали. | Слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Моделирование в паре (прием «Пазл») Называют лесных птиц В случае затруднения обучающиеся обращаются к атласу-определителю «От земли до неба» Называют тему урока: «Птицы – лесные жители». Формулируют цель урока. Составляют план изучения темы. Кто такие птицы? Чем питаются? Какие «изобретения» помогают птицам летать? Почему многие птицы улетают в теплые края? | Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу; развитие мотивов учебной деятельности; освоение правил контроля Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками; умение задавать учебные вопросы Познавательные умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока |
3.Выявление места и причины затруднения Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. | | Дидактическая игра: «Да/нет» Ребята, давайте поиграем. - Согласны ли вы, что только птицы умеют летать? (насекомые тоже летают, а птицы -пингвины и страусы – нет) - Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни? (нет, люди, дельфины) - Птицы вьют гнезда. Что скажите? (да, но есть такие, которые кладут яйца на камни или подбрасывают в чужие гнезда; вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса) –Верите ли, что только птицы несут яйца? (но откладывают еще и крокодилы, черепахи, змеи) - Значит, мы не можем утверждать, что это главные особенности птиц. -Давайте подумаем, что же помогает птицам летать? | На доску: Летают Поют Вьют гнезда Несут яйца | Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу Познавательные Логические: умение устанавливать соответствие Общеучебные: умение давать оценку одного вида деятельности Личностные: умение оценить себя на основе критериев, предложенных учителем |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: решение устных задач и обсуждение проекта решения. | | 1. Перьевой покров. Ребята, вы слышали выражения «пернатые друзья», «пернатые изобретатели». - Почему так назвали птиц? - Что помогает птицам переносить жару и стужу? - Как вы думаете, чем различаются перья у птиц? Проверим свои предположения. Откройте учебник с.67. Прочитайте про себя, проверьте свои предположения. Расширим наши сведения. - Что нового узнали? Что удивило? А еще перья птиц привлекают самочек, служат маскировкой, остаются сухими в мокрую погоду. Запомните: существенный признак птиц от других животных – перья. - Кто может дать точное определение птицам? Физминутка Солнце большое встает, Теплые лучики нам подает. Ты же руку другу подай, Улыбнись, соберись и работу продолжай. 2. Поведение. Ребята, а мы с вами одинаковые? Нет, так и птицы. Они отличаются поведением. Откройте учебник на с. 69. Рассмотрите иллюстрацию. Ваша задача: прочитать текст и найти особенности поведения птицы. 1 колонка - синица 2 колонка - свиристель 3 колонка - трясогузка 4 колонка - ласточка Проверка: представьте, что вы артист и должны сыграть роль своей птички, которая рассказывает о своем поведении. 3. Зимующие и перелетные птицы - Что страшнее для птиц - голод или холод? Откройте учебник с.70 -Прочитайте текст. Выскажите своё мнение: кто из детей прав? -На какие группы можно разделить всех птиц? Приведите примеры. Д/з – раб.тетрадь, с. 23 ,№ 14. Приведите примеры перелетных птиц. Физминутка Утром ворон встал на лавке, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал справно. Клювиком почистил перья. И готов работать вместе. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его Читают текст по учебнику, сравнивают его со своим выводом. Работать с информацией, представленной в учебнике Оценивать правильность выполнения заданий. На интерактивной доске двигаем таблички с названием или рисунок птицы Перелетные (грачи, ласточки, трясогузки) Зимующие (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, клесты, снегири) | Познавательные: анализ объекта с целью выделения общего признака, структурирование знаний, построение речевого высказывания, доказательство. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, контролировать действия партнера, уметь слушать собеседника. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: проговаривание нового знания в виде опорного сигнала. | | 1. Ребята, а вы слышали когда-нибудь птичий разговор? - Для чего он нужен птицам? Какую информацию птицы хотят передать друг другу? Это и есть их разговор. - А вы знаете, что у птиц поют только самцы. -Давайте проверим, как вы знаете птиц леса, и поиграем в игру «Узнай птицу по голосу и описанию» Работа с иллюстрацией. Учебник с.71 При проверке: дети дополняют сведения о птицах. Вы прослушали голоса птиц. Среди них была птица, про которую в народе говорят "плохая мать"? Почему? Откроем учебник с.72, найдем рубрику "Этот удивительный мир" -Читая, подумайте, какие вопросы вы бы задали друг другу по этому тексту? Самооценка: определение по шкале «Умею задать вопросы» | Привлечь внимание самочки; дают понять, что территория уже занята; предупреждают об опасности; чтобы собраться в стаю Аудиозапись «Пение птиц» Сопоставляют информацию с звучанием голосов птиц и изображением птиц на экране. | Познавательные: осуществление поиска и выделение конкретной информации Регулятивные: умение оценить учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: умение сопоставлять информацию из других источников с имеющимся жизненным опытом; умение строить речевое высказывание |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет. | | Тест. 1. Отличительная особенность птиц: перья шерсть 2. Птица, живущая в лесу утка щегол 3. «Лесной санитар» синица дятел 4. Птица, передвигающаяся по стволу вниз головой Поползень трясогузка 5. Перелетная птица Ласточка свиристель Проверка по интерактивной доске | | Познавательные: Осуществление поиска и выделение конкретной информации Регулятивные: умение оценить учебные действия в соответствии с поставленной задачей Личностные: умение оценить себя на основе критериев |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: осознание обучащимися УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | Работа с 3 колонкой таблицы. Что вы узнали о птицах? Что удивило? О чем хотелось бы рассказать родителям? Где можно применить полученные знания? | Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях. | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Личностные: Умение определять причины успеха в учебной деятельности, анализировать и контролировать результат |