2.Постановка цели и задач. -Сегодня мы продолжаем путешествие по дороге истории. Отправляемся в далёкое плавание. Путешествовать будем на кораблях. Каждая группа – это корабль со своим капитаном и командой. Сейчас ваша задача выбрать капитана и составить из рассыпавшихся букв название вашего судна. Время 2 минуты. -У каждого путешествия есть своя цель. Давайте попробуем сформулировать цель нашего путешествия. Для этого нужно разгадать кроссворд. Это задание выполнят два корабля, а другие два корабля решат цепочку примеров. 1 корабль. карандаш нож лекарство соль мешок 2 корабль обувь карта полотенце мыло друзья 3корабль «Цепочка» (10000 : 2 – 2300) × 10 :1000 +1473 (1500) 4 корабль (920+ 80) : 500 ×1000 – 100 – 0 (1900) -И так, цель нашего путешествия: «Новое время». Исторические рамки 1500 – 1900 годы - Чтобы вы хотели узнать об эпохе, которую историки назвали «Новое время»? На некоторые ваши вопросы мы с вами найдём ответы, а на остальные вы поищите ответы сами в книгах и в интернете. | Выбирают капитана и составляют название своего корабля. («Виктория», «Пинта», «Мирный», «Восток») Работа в группах. Отгадывают кроссворд, решают цепочки примеров. Ответы детей. | Адекватное оценивание других и себя Умение слушать и слышать других. Выражение своих мыслей, познавательная мотивация. |
Первый остров. -У острова нет названия. Название этому острову вы дадите сами после того, как выполните задание. -Был целый текст, но вдруг поднялся сильный шторм, и текст разлетелся на мелкие части. Вам нужно собрать этот текст, тогда вы узнаете, как можно назвать этот остров. 1 корабль 3 августа 1492 год. Началась первая экспедиция. На кораблях «Нинья», «Санта-Мария», «Пинта» отправился Христофор Колумб в путь. Было тихо, дул попутный ветер, корабли плыли всё дальше и дальше от родных берегов. 2 корабль Через некоторое время Колумб увидел остров, заросший пальмами – так была открыта Америка. Туземцев стали называть индейцами, они не носили одежд, тела были пёстро раскрашены, в носах – блестящие палочки. 3 корабль Здесь впервые европейцы увидели табак и картофель. У острова корабль «Санта-Мария» сел на мель. Часть команды пришлось оставить на острове. Это был первый европейский посёлок в Америке. 4 корабль 25 сентября 1493года Христофор Колумб отправился во второе плавание. А в 1498 году Колумб снарядил корабли для третьего плавания – самого неудачного. Колумб умер 20 мая 1506 года. Ответы команд. - Да, действительно, Америку открыл Колумб. Но до конца своих дней Колумб не знал, что он открыл новый континент. Ведь отправился он совсем не в Америку, а в Индию. Эту страну европейцы называли «страной сказочных богатств». Оттуда купеческие караваны везли золото и драгоценные камни, тонкие ткани и что-то ещё. А что ещё? -Определите по запаху, что лежит в мешочках. (Пряности) -В Европе пряности называли «музыкой обеда» и ценили на вес золота. - А как можно попасть в Индию? -Кратчайший путь в Индию из Европы проходит по суше. Сухопутное путешествие – долгое, трудное и опасное. Морским путём перевозить товары было намного легче и быстрее, но на пути европейских мореплавателей лежала Африка. Её надо было обходить, а это во много раз удлиняло путь. Ещё в древности некоторые учёные предполагали. Что Земля имеет форму шара. Значит, если плыть в одном направлении, то, в конце концов, можно обогнуть Землю. Вот и решил Колумб плыть не на восток, а на запад. Он надеялся приплыть в Индию с другой стороны. На пути оказалась земля, которую он принял за Индию. -Дайте название этому острову. - Плывём к следующему острову. Физминутка. Второй остров. Прочитайте, как называется этот остров? (Магеллан) - Что, по-вашему, обозначает это слово? -Заполните « корзину идей». Проверить свои мысли вам поможет текст. В сентябре1519 года 5 кораблей под командованием Фернана Магеллана вышли из испанского порта. Достигнув Южной Америки, они зазимовали. Весной корабли тронулись в путь и в октябре вошли в узкий извилистый пролив между материком Южная Америка и островами огненной земли, позже названный именем Магеллана. В ноябре 1520 года оставшиеся три корабля вышли в неизвестный океан. Была хорошая безветренная погода и Магеллан назвал его Тихим. Почти 4 месяца продолжалось это плавание. Запасы продуктов кончились, начался голод. Многие умерли от болезни. На борту осталось лишь 17 человек из 265. Так закончилось первое кругосветное путешествие. Его главный результат: доказана шарообразность Земли. Экспедиция выяснила, что океаны занимают большую часть, чем суша. -А сейчас мы проверим, кто внимательнее читал данный текст. Составьте «тонкий» вопрос, запишите его и задайте соседнему кораблю. -А я вам задам «толстый» вопрос: «Почему Магеллан назвал океан Тихим?» Физминутка Третий остров. - Определите название третьего острова. «Его называют ледяной материк» (Антарктида) Игра «Верю, не верю» - Если вы согласны со мной ставите «+», если не согласны, то ставите «- «. Работа в тетрадях. - Верите ли вы, что Антарктиду открыли русские люди? - Верите ли вы, что Антарктиду открыли в 1820 году? - Верите ли вы, что один из островов назвали именем царя Петра Первого? - Верите ли вы, что в честь кораблей назвали первые антарктические станции? - Чтобы проверить свои мысли, прочитайте текст. «Именно русская экспедиция под командованием Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева открыла последний материк Земли – Антарктиду. В тяжёлых условиях ледового плавания экспедиция на шлюпах «Мирный» и «Восток» сумела проникнуть за Южный полярный круг, и в январе 1820 года команда увидела землю, всю покрытую льдами. Шлюпы продолжили плавание вокруг Антарктиды и обошли её всю, но льды не подпускали к земле. И всё же русские моряки кроме самой Антарктиды открыли ещё много островов. Один из них назвали именем царя Петра Первого – основателя русского флота. Много десятилетий спустя в честь этих кораблей будут названы первые антарктические станции». Проверка самостоятельной работы. Физминутка. Четвёртый остров. -Названия у острова тоже нет. Вы дадите ему название после того, как определите, что лежит в волшебных коробках. На коробках написаны синквейны. Отгадав тему синквейна, вы определите, что лежит в коробке. 1 команда. 1. ? (Паровоз) 2. Железный, массивный. 3.Едет, перевозит, дымит. 4.Служит для перевозки грузов, пассажиров. 5.Транспорт. 2 команда. ? (пароход) Водный, огромный. Плывёт, гудит, возит. Двигается при помощи парового двигателя. Транспорт. 3 команда. ? (телефон) Стационарный, передающий. Говорить, общаться, слушать. Аппарат для связи. Удобство. 4 команда. ? (фотоаппарат) Вспыхивающий, переносной. Снимает, показывает, сохраняет. Прибор для съёмки. Память. Проверка задания. -А вот так выглядели эти предметы в прошлом. (Иллюстрации в учебнике) -Определите, что лежит в ящике. Для этого задайте мне вопросы, на которые я могу ответить «да» или «нет». (Автомобиль) -Что объединяет все эти предметы? (Изобретения Нового времени) 5.Рефлексия. - Мы прибыли обратно в гимназию. Нам нужно подвести итоги нашего плавания. Составьте синквейн на тему «Новое время». - Оцените свою работу. «Я» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 «Мы» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Домашнее задание на выбор: составить три «тонких» вопроса или кластер, либо РАФТ. | Работа в группе. Дети составляют текст из перепутанных частей. Дети передают друг другу мешочек и определяют по запаху, что там лежит. Предположения детей. Дети дают название.(Америка или Колумб) Дети, работая в группе, должны написать свои мысли о том, что обозначает это слово и положить в «корзину идей». Составляют вопрос, который требует фактического ответа Каждый член команды работает самостоятельно. Дети читают текст и подчёркивают предложения, в которых есть ответ на вопрос Работа в группах Дети предлагают свои названия (Изобретения) Работа в группах. | Установление причинно-следственных связей Выдвижение гипотез и их обоснование. Обобщение. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации из текста. Постановка вопросов Прогнозирование Поиск необходимой информации Обобщение. Выдвижение гипотез и их обоснование. Выражение своих мыслей Постановка вопросов Обобщение. Анализ, синтез, обобщение. Адекватное оценивание себя и других |