Дата: 09.10.2014 года
Время: 8:35-9:20
Класс: 4 «В» (23 кабинет)
Выполнила: Циллер Кристина Владимировна
План – конспект пробно-зачетного урока по окружающему миру.
Тема: Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние
Цель: ознакомить учащихся с органами обоняния, их значением и гигиеной; расширять знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния; учить беречь органы чувств.
Планируемые результаты
Предметные:
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами;
- соблюдать гигиену органов чувств.
Личностные:
- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
-ответственно относиться к собственному здоровью.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные:
- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;
- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать и делать выводы;
- строить монологическую речь в устной форме.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма работы: фронтальная.
Методы работы: частично – поисковые, беседа.
Информационно-технологические ресурсы: повязка на глаза; предметы, продукты, имеющие различные запахи; учебник, рабочая тетрадь.
Основные понятия: слух, обоняние.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение ранее изученного.
1. Анализ погоды.
2. Вступительная беседа-повторение по вопросам:
– Что является органом слуха?
– Какое значение имеют для человека уши?
– Как надо беречь уши?
– Почему вредно слушать громкую музыку и постоянно использовать наушники?
III. Изучение нового материала и закрепление.
1. Введение в тему урока.
Учитель. Отгадайте загадку – и узнаете, о каком органе пойдет речь на уроке.
Между двух светил
В середине я один. (Нос.)
2. Создание проблемной ситуации.
К доске выходят 2–3 ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает какие-либо невредные, имеющие специфические запахи предметы, например лук, духи, темный хлеб и т. д.
– Определите, что у вас в руках.
Учащиеся называют предметы.
– Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?
– Каким органом мы чувствуем запахи?
Ответы учащихся.
Физкультминутка
Учитель. С запахами у человека связаны многие ассоциации. Представьте, что вы находитесь в весеннем саду. Что вы ощущаете?
– Подышите глубоко, хорошо, полной грудью. Почувствуйте аромат цветущих вишен, яблонь, сирени. Передайте свои чувства мимикой.
А теперь по моей просьбе покажите, какой запах у полыни, у кислого молока, как пахнет ландыш, нашатырный спирт.
Помните, что предметы, средства бытовой химии нельзя подносить близко к органам обоняния, это опасно.
3. Работа по теме урока.
Учитель. Нос является органом обоняния.
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Обоняние помогает нам обнаружить несвежую пищу, вредные запахи в помещении.
В настоящее время учёные насчитывают более 400 тысяч запахов, которые может воспринимать человек. Чувствительность человека к запаху достаточно высока. Так, запах эфира чувствуется, если в 1 л воздуха содержится всего лишь 0,000001 г этого вещества. Человек способен чувствовать запах не всех веществ, а лишь летучих или растворённых в воде и жирах.
Во время насморка человек почти не различает запахи. Частые насморки притупляют обоняние. Как видите, простудные заболевания вредны не только для горла и для легких, но и для такого важного органа чувств, как нос. Поэтому надо беречь себя от простудных заболеваний, закалять свой организм. Сильно притупляют обоняние табачный дым, различные резкие, ядовитые запахи. Если в нос попадет посторонний предмет, необходимо обратиться к врачу.
Микро-закрепление:
- Сколько насчитывают ученые запахов?
- Запах, каких веществ может чувствовать человек?
- Какие запахи притупляют обоняние человека?
4. Работа по учебнику.
– Расскажите, используя рисунок на с. 41 учебника, как мы чувствуем запахи.
– Прочитайте правила на с. 42 учебника, которые вы должны выполнять, чтобы уберечь обоняние от повреждения.
1). Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2). Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
– У кого из вас дома есть животные? Замечали ли вы, как они реагируют на запахи? Расскажите об этом.
IV. Закрепление по теме урока и самостоятельная работа.
1. Выполнение задания 43 в рабочей тетради № 1 на с. 16.
2. Учитель. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественную пищу.
– Обоняние – это …
– Как надо сохранить обоняние?
VI. Рефлексия.
На уроке я узнал …
На уроке мне было интересно …
На уроке я не смог …
VII. Домашнее задание.
Читать текст учебника на с. 41–42; выполнить задание под портфельчиком; ответить на вопросы по теме урока.
VII. Поурочный бал.