Цель: познакомить учащимся с новой буквой и звуком й.
Задачи урока:
- Формирование у учащихся навыка чтения, развитие фонетикофонематичекого восприятия слов со звуком «й»;
- Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
- Воспитание у детей умение слушать учителя, выполнять инструкции;
- Формирование положительной мотивации к обучению.
Этапы урока
Ход урока
Ι.Актуализация
знаний
- Организационный момент.
Сегодня к нам на урок пришли гости.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
а) Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой день недели? Какой сейчас урок?
- Чему мы учимся на уроке обучения грамоте?
б) Повторим правило речи: Слайд 2
Каждый день, всегда, везде
На уроке и в игре,
Громко четко говорим,
Никуда мы не спешим
-Чем отличается звук от буквы? (звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)
-С какими звуками познакомились? ( Гласными и согласными).
- Посмотрите на доску: назовите эти буквы. (а о у и э ы). Слайд 3
- Какие это буквы? (гласные)
-Какие секреты раскрыли у гласных? (Есть гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного звука, а есть - твердость).
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
2. Постановка учебной проблемы.
– Посмотрите на доску. Какие слова написаны? (кот и кит). Слайд 4.
- В каком слове звук (к) мягкий, а в каком твердый? Почему? Составьте схему. Слайд 5.
- Дайте характеристику следующим звукам: А Н Р С . Слайд 6.
А – гласный, так как нет преграды.
Н – согласный, звонкий.
Р – согласный, звонкий.
С – согласный, глухой.
- Ребята, приготовьте свои ладошки, хлопните тогда, когда закончится предложение. Слайд 7.
(Наступила золотая осень. Все деревья нарядились в разноцветные краски. Как здорово в осеннем лесу!)
Сколько предложений в тексте? (3) Из чего состоит предложение? (из слов) Как одно предложение мы отделяем от другого в устной речи? (паузой).
3.Открытие нового знания.
(На доске расставлены изображены картинки майки, чайника, гайки, лейки, чайки, йода, доктора айболита).
У: Постарайтесь запомнить их в указанном порядке. А сейчас закройте глаза. Слайд 8.
(Учитель в это время делает в ряду предлагаемых картинок перестановку.)
У: Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось.
Д: (Ответ даёт один ученик.) Первоначально картинки стояли так: майка, чайник, гайка, лейка, чайка, йод. Сейчас они расположены так: чайка, лейка, гайка, чайник, майка. Поменялись картинки с изображением чайника и лейки, майки и чайки. Слайд 9.
У: Назовите одинаковый звук, который вы услышали во всех словах, и сформулируйте 1 часть темы нашего сегодняшнего урока.
Д: В каждом слове встречается звук [й], значит тема сегодняшнего урока «Звук [й]». Буква Й й.
Разминка. Если услышите звук [й] в слове, хлопните в ладоши. Чайник, Марина, муравей, стой, Егор, сильный, игрок, соловей, троллейбус, Иван, лицо, йогурт. Кто запомнил какие имена были среди слов? С какой буквы пишутся имена людей?
5.Знакомство с новым звуком.
-Отгадайте загадку: Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется … (трамвай). Слайд 11.
У: Произнесите слово трамвай, выделяя в нём последний звук.
Д: Трамва-й-й.
У: Назовите выделенный звук.
Д: Это звук [й].
У: Произнесите несколько раз звук [й]. Что происходит с губами и языком при его произношении?
Д: При произношении звука [й] губы раскрыты не широко. Между зубами образуется небольшая щель. Середина язычка касается нёба.
Д: При произнесении звука [й] воздух встречает преграду, препятствие. Значит, он согласный. При его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон. Значит, он звонкий. Звук [й] произносится мягко, значит, он мягкий.
У: Охарактеризуйте коротко звук [й].
Д: Звук [й] согласный, звонкий, мягкий.
Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
Слайд 12.
6.Знакомство с новой буквой.
Д: Это буква «Й краткое».
У: На какую букву похожа буква Й? (Слайд 13)
Д: Буква Й похожа на букву И, только у неё сверху есть значок, похожий на запятую.
У: Вместе с Вами скажем дружно,
Букву Й запомнить нужно,
Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Ты ей шапку подари –
Станет краткой буква И.
Физминутка
- Я показываю букву, а вы с помощью рук и ног.
К – стоя прямо, отставить правую ногу в сторону и поднять правую руку вверх. Слайд 14
Л – широко расставить ноги или с помощью рук.
О – поднять руки над головой и соединить их.
Р – ноги вместе, правая рука образует круг.
ΙΙΙ. Применение нового знания
7.Чтение слов с новой буквой.
У: А сейчас все вместе прочитаем слоги с новой буквой. (работа с интерактивной доской и диском к программе).
- Работа по картинке. Найдите 5 слов со звуком й.
- Давайте составим рассказ по картинкам.
- Просмотр видеофрагмента.
- Чтение предложений учениками.
8.Физкультминутка.
У: Ребята, я буду называть вам слова, а если в названном мной слове есть звук [й], вы прыгаете как зайчики. А если такого звука нет, вы приседаете. Запомнили?
Каравай, герой, портфель, чай, бой, тарелка, скамейка, скакалка, лейка, аптека, чайка, муравей, трамвай.
ΙV. Итог
10.Итог урока.
-С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились на уроке?
Д: Мы познакомились со звуком [й] и буквой Й краткой.
У: Дайте характеристику звука [й].
Д: Звук [й] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
У: Что больше всего запомнилось на уроке?
У: Урок окончен. Слайд 18.