Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе
Ф. И. О. Конакова Людмила Михайловна___________________________________________________________________
Должность, образовательное учреждение: учитель начальных классов Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Урюпинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Тема: «Звук и буква Д, д» ___________
Психологические особенности: Дети с ограниченными возможностями здоровья, уровень интеллектуального развития не соответствует возрасту. Психические процессы: внимание, восприятие, память нарушены. Эмоционально-волевая сфера незрелая.
Материалы и оборудование: Учебник “Букварь” под ред. А.К. Аксеновой. С.В Комаровой, предметные картинки, мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
№
Основные этапы работы
Содержание этапа Деятельность воспитанников
Деятельность педагога
1
Цель: Знакомство со звуком и буквой Д, д.
Задачи
Образовательные:
-
познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук;
-
научить читать слоги с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
-
корригировать и развивать фонематический слух учащихся на материале упражнения «Услышь звук»;
-
развивать артикуляционный аппарат учащихся на основе упражнений артикуляционной гимнастики;
-
развивать смысловую догадку на материале загадок типа «доскажи словечко».
Воспитательные:
-
воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
Форма урока: традиционная
Методы и приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ, работа с учебником, ТСО, конструирование, различные занимательные упражнения.
2
Предварительная подготовка
-
оформление класса
-
изготовление раздаточного материала
-
подготовка презентации
Готовит наглядные пособия, компьютерную презентацию.
Вырезают из цветной бумаги элементы буквы.
3
Организационный момент
Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку. Обеспечение быстрого включения детей в урок и предпосылки к продуктивной работе.
Вводное слово учителя.
-Сегодня к нам на урок пришли гости.
-Мы гостей сегодня ждали
-И с волнением встречали.
-Не судите очень строго,
-Ведь учились мы немного.
– Какой урок? – Чему учимся на уроке?
Готовят школьные принадлежности. Встают около своих парт.
Отвечают на вопросы учителя.
4
Ход занятия
-
Сообщение целей и плана урока.
Сообщение темы и цели урока .
2.Артикуляционная гимнастика
(в стихах, сопровождается показом картинок)
Подготовка речевого аппарата к произнесению звуков.
3.Актуализация знаний и умений. Обобщение знаний по пройденному материалу
4.Изучение нового материала.
Знакомство с новым звуком и буквой. Учить детей правильной артикуляции данного звука.
5. Физкультминутка
Создание установки на отдых.
6.Закрепление изученного материала.
Обучение детей слиянию слогов с данной буквой, через занимательное упражнение.
7.Подведение итогов урока.
Создание установки на планомерное завершение урока.
8.Задание на дом.
9.Рефлексия.
Предварительная беседа.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся за новыми знаниями, познакомимся с новым звуком , а каким узнаете позже. Закрепим умение в чтении слогов и слов с изученными буквами, будем стараться правильно говорить.
Чтобы всё успеть на уроке, давайте себя настроим на урок и повторим правило речи. -Каждый день всегда везде.
-На уроке и в игре,
-Громко, четко говорим.
-Никуда мы не спешим.
1.Круглый рот.
2.Свои губы прямо к ушкам растяну я как лягушка.
3.А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
4.Язык лопаткой положи и спокойно так держи.
5Язык иголочкой потом и потянем острием.
-Что такое речь?
-Из чего она состоит?
-Из чего состоят предложения? На что делятся слова? Из чего состоят слоги?
Чем различаются звуки и буквы?-Какие бывают звуки?
-Какие звуки называются гласными? А в домиках какого цвета живут гласные и согласные буквы? Сейчас мы и проверим как вы различаете гласные и согласные звуки.
Работа с интерактивной доской
«Засели домики»
--Давайте повторим буквы, которые вы уже знаете.
Вводная беседа .
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком .
Отгадайте загадку.
-Кто в беретке ярко-красной,
-В черной курточке атласной?
-На меня он не глядит,
-Все стучит, стучит, стучит?(Дятел)(презентация).
-Какой звук в этом слове вы слышите первым?
-Произнесите его четко. Это гласный или согласный звук? А теперь приложите ладонь к горлышку. Это звонкий или глухой звук?
---А теперь внимательно посмотрите на доску и послушайте Сову, которая назовет вам слова с новым звуком. Запомните и назовите слова со звуком Д. Где находится звук Д в этих словах?(начало, конец, середина)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
--Молодцы! Ребята, на что похожа буква Д?(повесить букву)
--Откройте конверты и сконструируйте букву Д.
__В какой домик мы поселим букву Д?
А теперь давайте немного отдохнем.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Работа по учебнику
-Откройте учебники на стр 99 и рассмотрите картинки под буквой Д.
-Какие предметы изображены на картинках?
Кто догадался какое слово записано под первой картинкой?(дуб)
-Какая буква пропущена в слове?(д)
Сколько гласных звуков в этом слове?
-Сколько согласных?
Сколько всего звуков?(Аналогичная работа проводится с другими тремя картинками)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
-Сейчас мы с вами будем читать слоги и слова со звуком Д.
-Прочитайте сначала слоги тихо, громко ,хором. А теперь слова. Почему одно слово написано с большой буквы?
-С каким звуком познакомились сегодня на уроке? Дайте характеристику этому звуку. Квадратом какого цвета мы будем его обозначать?
Для того ,чтобы вы не забыли наш звук ,я вам дам такое задание: раскрасить дятла и вспомнить где в этом слове стоит звук Д.
А сейчас поднимите руку те дети, которым было интересно на уроке.
-Что вам понравилось на уроке?
-Молодцы! Все сегодня старались! Спасибо за работу!
Обращение к гостям: «Приходите снова к нам ,
Будем рады мы гостям!»