Название работы: урок по предмету «Окружающий мир» по теме «Птицы» с презентацией.
Номинация: урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков в начальном общем образовании.
Предмет: окружающий мир.
Аннотация:
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Птицы» разработан и проведен по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века». Урок относится к разделу «Царства природы» и проводится во второй половине 2 четверти.
Цели урока:
-усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;
-научить приводить примеры птиц.
Задачи:
-познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;
-развивать мышление учащихся через следующие методы: наблюдение, обобщение, синтез, исследование и поиск научных сведений в справочниках и энциклопедиях;
-воспитывать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.
Наименование учреждения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новая Отрадовка.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа – изготовление кормушек на уроках технологии, поиск и подготовка сообщений по данной теме.
Урок спланирован в форме мини-исследования, где каждый ученик примерит на себя роль учёного-исследователя.
Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная), индивидуальная, работа в парах, группах и индивидуализированная; прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, краеведения. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные, иллюстративные – беседа с использованием компьютерных слайдов; наглядные; проблемные; частично-поисковые – работа со словарями С.И. Ожегова; практические и др.) способствуют включенности в работу обучающихся с различными видами восприятия и позволяет им лучше закрепить, систематизировать материал. Возрастные особенности обучающихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.
В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для индивидуальной и групповой работ, напечатанного на компьютере, объектов исследования (перья птиц), мультимедийного оборудования, презентации.
Данная презентация рассчитана на обучающихся начальной школы и не требует знаний и навыков работы с компьютером. Презентация соответствует утвержденному минимуму знаний и стандартам обучения в начальной школе. Разработана с целью сформирования у обучающихся понятия главного отличительного признака птиц, их приспособлений к полету и разновидностей птиц. Применяется на всех этапах урока.
Для восстановления в памяти детей изученного материала проводится цифровой диктант с последующей взаимопроверкой.(слайды 2-3) Изучение нового материала происходит через создание проблемной ситуации, актуализацию имеющихся знаний, исследовательскую работу, результаты которой заносятся в таблицу.(слайды 4-7) Для первичного закрепления используются фотографии и иллюстрации по данной теме.(слайды 8-12) При выполнении физкультминутки дети под музыкальное сопровождение исполняют движения, имитирующие движения птиц.(слайды 13-18) Получение новой информации происходит через соотнесение старых и новых знаний, после которых обучающиеся обобщают полученные знания (работа в группах, самоконтроль).(слайды 19-22) На завершающем этапе урока обучающиеся знакомятся с картиной и литературным текстом, которые вызывают взрыв эмоций. (Происходит межпредметная связь с литературным чтением, изобразительным искусством, краеведением).(слайды 23-24) В конце урока проводится личностная рефлексия.(слайд 25)
Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет свое продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Птицы" »
Урок окружающего мира. 3 класс
Тема: Птицы.
Цель урока:
знакомство с птицами как представителями животного мира.
Задачи:
познавательные: учить выявлять признаки данного вида животных; отличать новое от уже известного, продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.
регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, учить отличать верно выполненное задание от неверного.
коммуникативные: умение работать в паре, в группе, вести учебный диалог; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.
личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным.
Средства обучения: презентация к уроку, экологическое лото (карточки с вопросами и названиями групп), чистые листочки для цифрового диктанта, словари Ожегова, большие и маленькие перья в конвертах, лупы, ножницы, стаканы с водой, 4 сообщения,3 модели самолета, таблицы для работы в группах, кормушки.
Ход урока
1. Орг. момент.Создание позитивного настроения на урок.
Вы способны и со всем справитесь!
Вам нравится учиться, вы хорошие ученики.
Вы хотите много знать, вы будете много знать!
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.
1. Поиграем в игру « Экологическое лото». С одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных.
1) Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)
2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)
3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)
4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)
5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные)
6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)
(По ходу игры на доску прикрепляются карточки с названиями групп животных)
2. Наверное, всем ученикам класса тоже хотелось бы проверить свои знания. В этом нам поможет цифровой диктант.
(Работа по вариантам.)
Кратко вспомним некоторые особенности животных из изученных групп (слайд 2)
I в.
II в.
1
бабочка
5
2
ящерица
4
3
лягушка
3
4
рыба
2
5
паук
1
Ответьте цифрами на вопросы диктанта:
У кого на брюшке есть поперечные полоски (насечки)?
У какого животного хвост играет функцию руля?
Кто оставит свой хвост врагу, а сам убежит?
У кого нежная кожа быстро высыхает?
Кто поедает насекомых-вредителей и разносчиков болезни?
Взаимопроверка(слайд 3)
I в. 1 4 2 3 5
II в. 5 2 4 3 1
- А теперь назовите, к каким группам относятся перечисленные животные.
- А другие группы животных есть?
3. Формулирование темы и постановка задач урока.
- Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:
Снится ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
Тема нашего урока «Птицы». (слайд4)
- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, исследовать и рассуждать. Верю, что каждого ждёт успех.
4. Создание проблемной ситуации.
- Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?
(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).
- Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).
- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.
(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)
5. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.
- Кто же такие птицы и в чем их главная особенность? (слайд 5)
Птицы
поют песниумеют летатьвьют гнёзданесут яйца
тело покрыто перьями
- Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?
(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они - не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)
- Умеют летать только птицы?
(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать - главная особенностьптиц).
- Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?
(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» - это не главная особенность птиц?)
- Только птицы несут яйца. Так ли это?
(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)
-Что же умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)
- А другие животные умеют это делать? (Да)
- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)
- Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?
Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак. (слайд 6)
( Работа с научной литературой.)
- Почему птиц называют пернатые?
(Потому, что это слово образовалось от слов перо, оперение.)
- Давайте теперь найдем объяснение значения этого слова в словаре Ожегова. (Ищут дети, у которых есть словари.)
( Исследовательская работа в парах «Строение пера и его роль в жизни птицы».)
- Итак, мы выяснили, что пернатый – это покрытый перьями. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения.
- Сейчас я предлагаю на время превратиться в ученых. Мы будем исследовать перья. Исследования проведем в парах. Результаты работы занесем в исследовательский лист. (слайд 7)
(Исследование больших перьев).
- Рассмотрите перья под увеличительным стеклом. Какое строение они имеют?
- У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Что вы заметили?
- Подумайте, для чего птицам большие перья? Сделайте выводы.
(Исследование маленьких перьев).
- Рассмотрите перо под увеличительным стеклом. Какое строение они имеют?
- У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Что вы заметили?
- Подумайте, для чего птицам маленькие перья и пух? Сделайте выводы.
(Опыт с водой)
- Обмакните перья в стакан с водой. Намокли ли они? Сделайте выводы.
Особенности перьев птицы.
По цвету
разные
По массе
лёгкие
Упругость
упругие
Внутреннее строение
полые
Взаимодействие с водой
не намокают
1.- Ребята, сегодня на уроке у меня есть помощники. Это ученики, которые под моим руководством изучали данную тему. Думаю, что вам будет интересно узнать дополнительную информацию об оперении птиц.
1 сообщение.Тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. У больших перьев есть стержень, волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.
Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые ирулевые перья.Много лет назад не было ручек, и люди писали такими перьями, обмакивая их в чернила. (слайды 8,9)
2 сообщение.Маленькие перья. Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду.
Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений, придают ему форму, под ними пух согревает тело. Это покровные и пуховые перья. Перо состоит из неживого вещества, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается, поэтому 1 или 2 раза в год птицы линяют. (слайд 10)
3 сообщение. Опуская перо в воду, мы заметили, что перо в воде не намокло, капельки скатываются с него. Я замечал, чтокуры перед дождем перебирают перья. Оказывается, птицы смазывают оперение жиром из железы над хвостом, чтобы оно не намокало. (слайд 11)
4 сообщение. Мы исследовали и получали информацию о перьях разного размера. Можно сделать вывод: все они имеют одинаковое строение. У лебедя их 25 тысяч, а у голубя в 10 раз меньше.Перья сохраняют тепло, поддерживают t тела (больше 40 градусов) У птиц t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные. (слайд 12)
(Ученики под музыку делают движения, подражая птицам.)
2.- Даже имея крылья и перья, далеко не все птицы умеют летать. Назовите птиц, которые не умеют летать.
(Страус, пингвин, киви.) (слайд 19)
- Давайте выясним, что не дает летать этим птицам.
Проведём опыт. У меня три модели самолета:
обычный из бумаги,
из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,
из тяжелого картона.
- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.
Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть легким и иметь большие крылья.
3. - Что же делает тело птицы таким легким? Это – строение скелета.
(слайд 20)
- Кости пустые, полые, следовательно, легкие, но очень прочные. А внутренние органы уменьшены в размере.
4. - Что есть у человека, у змеи, у волка, у крокодила, у акулы, но нет у птицы? (зубы) (слайд 21)
- Почему? Дайте свой ответ опираясь на полученные на уроке знания.
5. - А еще у птиц ускоренный обмен веществ, то есть они быстро переваривают пищу. Например, у воробья склеванные ягоды проходят через кишечник за 15-20 минут, у скворца за 45 минут. И энергию птицы запасают в жировых отложениях.
6. Обобщение полученных знаний.
(Работа в группах.)
- А теперь вы, как настоящие ученые, проведя наблюдения, исследования, должны все проанализировать и сделать вывод – какие приспособления помогают птице летать. Работать будем в группах.
(Ученики выполняют работу на листочках. После зачитывания ответов, сверяют их с ответами на слайде.) (слайд 22)
Вывод: Каждая деталь в строении тела птицы приспособлена к полету. Ее скелет состоит из легких трубчатых костей, вместо зубов – клюв. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное изобретение птиц – это, конечно, перья.
(Работа по учебнику.)
- Давайте напоследок посетим картинную галерею на страницах нашего учебника. (слайд 23)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 122 . Прочитайте, как называется репродукция картины, кто ее автор (Аркадий Александрович Рылов «В голубом просторе»). Нравится ли вам картина? Что именно понравилось?
- К какому рассказу подходит? (Л.Н.Толстой «Лебеди») Давайте вспомним, как Л.Н.Толстой описывает трудности перелета? В каком порядке летят лебеди?
- Послушайте, что писал об этой картине мастер слова Осокин.
«Над бескрайними просторами, над угрюмым скалистым островом недавно пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они не предвещают уже шторма: в плавание вышел многопарусный корабль.
По небу величаво, нисколько не торопясь, движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы лебеди. Они летят навстречу весне, и ничто не остановит их могучий, вольный полет. Едва ли что-то может остановить этот полет. Как мощны и стремительны размахи крыльев! … Убегают вдаль волны. Они все уменьшаются и уменьшаются, исчезая у линии горизонта. А глаз между тем неотрывно следит за ними, и рождается желание следовать за этими бесконечно бегущими волнами. И еще большую жажду вольного широкого полета вызывают у зрителя неудержимые в полете, царственно парящие над небом и землей лебеди и величаво плывущие по небу облака. Они властно зовут за собой в страну солнца и счастья, которая лежит «там, за далью непогоды».
- Почему же птицы отправляются в такие дальние и опасные перелеты?
(Становится холодно, исчезает корм.)
- На какие группы можно разделить птиц по способу перелета? (слайд 24)
(Оседлые – круглый год живут в родном краю.
Кочующие – кочуют в поисках пищи.
Перелетные – летят зимовать в другие страны.)
- Что страшнее зимой - холод или голод?
(Голод.)
- Можем ли мы помочь зимующим птицам? Как?
(Рассказы детей. Показ сделанных на уроках технологии кормушек.)
7. Домашнее задание.
- Давайте продолжим наши исследования дома. Предлагаю найти и подготовить материал про эти группы птиц. 1 колонка – об оседлых птицах, 2 колонка – о кочующих, 3 колонка – о перелетных. (Представители группы, чем питаются, какой образ жизни ведут.)
8. Итог урока.
- Вы теперь специалисты. Скажите, чего вы не знали и что нового для себя открыли?
9. Рефлексия.
Благодарю вас за урок! Давайте все вместе скажем: «Я – молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!» (слайд 25)