kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Название работы: урок по предмету  «Окружающий мир» по теме «Птицы» с презентацией.
  2. Номинация: урок (внеурочное учебное занятие) или серия уроков в начальном общем образовании.
  3. Предмет: окружающий мир.
  4. Аннотация:

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Птицы» разработан и проведен по учебнику «Окружающий мир» (авторы Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова), входящему в состав учебно-методического комплекта «Начальная школа 21 века». Урок относится к разделу «Царства природы» и проводится во второй половине 2 четверти.

Цели урока:

-усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями;

-научить приводить примеры птиц.

Задачи:

-познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету, учить выделять существенные признаки природных объектов, учить выдвигать гипотезы и пути решения этой проблемы;

-развивать мышление учащихся через следующие методы: наблюдение, обобщение, синтез, исследование и поиск научных сведений в справочниках и энциклопедиях; 

-воспитывать личностные качества (доброту, ответственность), формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

  1. Автор: Парамонова Алевтина Юрьевна, учитель начальных классов.
  2. Наименование учреждения: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Новая Отрадовка.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа – изготовление кормушек на уроках технологии, поиск и подготовка сообщений по данной теме.

Урок спланирован в форме мини-исследования, где каждый ученик примерит на себя роль учёного-исследователя.

Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. На уроке используются различные формы работы: коллективная (фронтальная), индивидуальная, работа в парах, группах и индивидуализированная; прослеживается межпредметная связь с уроками литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, краеведения. Разнообразие используемых на уроке активных методов (словесные, иллюстративные – беседа с использованием компьютерных слайдов; наглядные; проблемные; частично-поисковые – работа со словарями С.И. Ожегова; практические и др.) способствуют включенности в работу обучающихся с различными видами восприятия и позволяет им лучше закрепить, систематизировать материал. Возрастные особенности обучающихся предполагают соблюдение принципов занимательности, доступности, наглядности материала.

В содержание урока включено много заданий с использованием дидактического материала для индивидуальной и групповой работ, напечатанного на компьютере, объектов исследования (перья птиц), мультимедийного оборудования, презентации.

Данная презентация рассчитана на обучающихся начальной школы и не требует знаний и навыков работы с компьютером. Презентация соответствует утвержденному минимуму знаний и стандартам обучения в начальной школе. Разработана с целью сформирования у обучающихся понятия главного отличительного признака птиц, их приспособлений к полету и разновидностей птиц. Применяется на всех этапах урока.

Для восстановления в памяти детей изученного материала проводится цифровой диктант с последующей взаимопроверкой.(слайды 2-3)  Изучение нового материала происходит через создание проблемной ситуации, актуализацию имеющихся знаний, исследовательскую работу, результаты которой заносятся в таблицу.(слайды 4-7)  Для первичного закрепления используются фотографии и иллюстрации по данной теме.(слайды 8-12)  При выполнении физкультминутки дети под музыкальное сопровождение исполняют движения, имитирующие движения птиц.(слайды 13-18)  Получение новой информации происходит через соотнесение старых и новых знаний, после которых обучающиеся обобщают полученные знания (работа в группах, самоконтроль).(слайды 19-22)  На завершающем этапе урока обучающиеся знакомятся с картиной и литературным текстом, которые вызывают взрыв эмоций. (Происходит межпредметная связь с литературным чтением, изобразительным искусством, краеведением).(слайды 23-24) В конце урока проводится личностная рефлексия.(слайд 25)

Логика учебного занятия выстроена таким образом, что деятельность ученика не ограничивается уроком, а имеет свое продолжение вне учебного времени, что позволяет школьникам более полно познавать окружающий мир.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Птицы" »

Урок окружающего мира. 3 класс

Тема: Птицы.

Цель урока:

знакомство с птицами как представителями животного мира. 

Задачи:

познавательные: учить выявлять признаки данного вида животных; отличать новое от уже известного, продолжать обучение практическому исследованию предметов природы. 

регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой, учить отличать верно выполненное задание от неверного. 

коммуникативные: умение работать в паре, в группе, вести учебный диалог; формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы. 

личностные: воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим; привлекать семью к проблеме помощи животным. 

Средства обучения: презентация к уроку, экологическое лото (карточки с вопросами и названиями групп), чистые листочки для цифрового диктанта, словари Ожегова, большие и маленькие перья в конвертах, лупы, ножницы, стаканы с водой, 4 сообщения,3 модели самолета, таблицы для работы в группах, кормушки.


Ход урока

1. Орг. момент. Создание позитивного настроения на урок.

Вы способны и со всем справитесь!

Вам нравится учиться, вы хорошие ученики.

Вы хотите много знать, вы будете много знать!

2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня мы продолжим разговор о живых участниках круговорота веществ.

1. Поиграем в игру « Экологическое лото». С одной стороны карточки написано название группы животных, с другой стороны даны признаки новой группы животных.

1) Животные, состоящие из одной клетки. (Простейшие)

2) Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Насекомые)

3) Животные с восемью конечностями, плетут паутину. (Паукообразные)

4) Водные позвоночные животные с обтекаемой формой тела, покрыты чешуей. Дышат с помощью жабр. Передвигаются с помощью плавников. Откладывают икру. (Рыбы)

5) Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. (Земноводные)

6) Сухопутные позвоночные животные, покрытые чешуей. Дышат с помощью легких. Откладывают яйца. (Пресмыкающиеся)

(По ходу игры на доску прикрепляются карточки с названиями групп животных)

2. Наверное, всем ученикам класса тоже хотелось бы проверить свои знания. В этом нам поможет цифровой диктант.

(Работа по вариантам.)

Кратко вспомним некоторые особенности животных из изученных групп (слайд 2)

I в.

 

 

 

 

 

II в.

1

 

 

бабочка

 

 

5

2

 

 

ящерица

 

 

4

3

 

 

лягушка

 

 

3

4

 

 

рыба

 

 

2

5

 

 

паук

 

 

1

Ответьте цифрами на вопросы диктанта:

  1. У кого на брюшке есть поперечные полоски (насечки)?

  2. У какого животного хвост играет функцию руля?

  3. Кто оставит свой хвост врагу, а сам убежит?

  4. У кого нежная кожа быстро высыхает?

  5. Кто поедает насекомых-вредителей и разносчиков болезни?

Взаимопроверка (слайд 3)

  • I в. 1 4 2 3 5

  • II в. 5 2 4 3 1



- А теперь назовите, к каким группам относятся перечисленные животные.

- А другие группы животных есть?

3. Формулирование темы и постановка задач урока.

- Определить тему нашего занятия вы сможете, отгадав загадку:

Снится ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это … (птица)

Тема нашего урока «Птицы». (слайд4)

- А кто из вас задавал себе вопрос: кто такие птицы? Чтобы лучше узнать и понять их, мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, исследовать и рассуждать. Верю, что каждого ждёт успех.

4. Создание проблемной ситуации.

- Давайте мы с вами руками помашем,

И что-нибудь птичье давайте мы скажем.

А вдруг это будет?

А вдруг мы взлетим?

Давайте попробуем, что мы сидим?

(Учащиеся машут руками, подражают голосам птиц).

- Не вышло? Почему? (Дети объясняют, почему не могут взлететь).

- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.

(Узнать, кто такие птицы, как живут эти очаровательные создания и чем отличаются они от других живых существ? Выяснить, какие «изобретения» помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)

5. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- Кто же такие птицы и в чем их главная особенность? (слайд 5)

Птицы


поют песни умеют летать вьют гнёзда несут яйца


тело покрыто перьями

- Согласны ли вы, что птицы – это все те, которые поют песни?

(Песни поют не только птицы, но и люди, даже дельфины и касатки, а они - не птицы. Значит, это не главная особенность птиц!)

- Умеют летать только птицы?

(Птицы умеют летать, но летают и бабочки, стрекозы, мухи, а страусы и пингвины не могут летать. Значит, мы не можем утверждать, что умение летать - главная особенность птиц).

- Птицы вьют гнезда. Что скажете? Согласны?

(Да, вьют гнезда, но есть такие птицы, которые кладут яйца на камни, а еще «вьют» гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит, «вить гнезда» - это не главная особенность птиц?)

- Только птицы несут яйца. Так ли это?

(Птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.)

-Что же умеют делать птицы? (Летать, петь, нести яйца, вить гнезда.)

- А другие животные умеют это делать? (Да)

- Можно утверждать, что это главные умения птиц? (Нет.)

- Есть еще что-то? А как считаете вы, что является главной особенностью птиц? Чем отличаются они от других живых существ?

Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак. (слайд 6)


( Работа с научной литературой.)

- Почему птиц называют пернатые?

(Потому, что это слово образовалось от слов перо, оперение.)

- Давайте теперь найдем объяснение значения этого слова в словаре Ожегова. (Ищут дети, у которых есть словари.)


( Исследовательская работа в парах «Строение пера и его роль в жизни птицы».)

- Итак, мы выяснили, что пернатый – это покрытый перьями. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения.

- Сейчас я предлагаю на время превратиться в ученых. Мы будем исследовать перья. Исследования проведем в парах. Результаты работы занесем в исследовательский лист. (слайд 7)

(Исследование больших перьев).

- Рассмотрите перья под увеличительным стеклом. Какое строение они имеют?

- У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Что вы заметили?

- Подумайте, для чего птицам большие перья? Сделайте выводы.

(Исследование маленьких перьев).

- Рассмотрите перо под увеличительным стеклом. Какое строение они имеют?

- У пера отрежьте кончик, рассмотрите срез. Что вы заметили?

- Подумайте, для чего птицам маленькие перья и пух? Сделайте выводы.

(Опыт с водой)

- Обмакните перья в стакан с водой. Намокли ли они? Сделайте выводы.

Особенности перьев птицы.


По цвету

разные

По массе

лёгкие

Упругость

упругие

Внутреннее строение

полые

Взаимодействие с водой

не намокают



1.- Ребята, сегодня на уроке у меня есть помощники. Это ученики, которые под моим руководством изучали данную тему. Думаю, что вам будет интересно узнать дополнительную информацию об оперении птиц.

1 сообщение. Тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. У больших перьев есть стержень, волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.

Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья. Много лет назад не было ручек, и люди писали такими перьями, обмакивая их в чернила. (слайды 8,9)

2 сообщение. Маленькие перья. Они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду.

Эти перья находятся на туловище и защищают тело от механических повреждений, придают ему форму, под ними пух согревает тело. Это покровные и пуховые перья. Перо состоит из неживого вещества, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается, поэтому 1 или 2 раза в год птицы линяют. (слайд 10)

3 сообщение. Опуская перо в воду, мы заметили, что перо в воде не намокло, капельки скатываются с него. Я замечал, что куры перед дождем перебирают перья. Оказывается, птицы смазывают оперение жиром из железы над хвостом, чтобы оно не намокало. (слайд 11)

4 сообщение. Мы исследовали и получали информацию о перьях разного размера. Можно сделать вывод: все они имеют одинаковое строение. У лебедя их 25 тысяч, а у голубя в 10 раз меньше. Перья сохраняют тепло, поддерживают t тела (больше 40 градусов) У птиц t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные. (слайд 12)

Физминутка. «Если весело живется – делай так». (слайды 13-18)

(Ученики под музыку делают движения, подражая птицам.)

2.- Даже имея крылья и перья, далеко не все птицы умеют летать. Назовите птиц, которые не умеют летать.

(Страус, пингвин, киви.) (слайд 19)

- Давайте выясним, что не дает летать этим птицам.

Проведём опыт. У меня три модели самолета:

  • обычный из бумаги,

  • из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,

  • из тяжелого картона.

- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.

Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть легким и иметь большие крылья.

3. - Что же делает тело птицы таким легким? Это – строение скелета.

(слайд 20)

- Кости пустые, полые, следовательно, легкие, но очень прочные. А внутренние органы уменьшены в размере.

4. - Что есть у человека, у змеи, у волка, у крокодила, у акулы, но нет у птицы? (зубы) (слайд 21)

- Почему? Дайте свой ответ опираясь на полученные на уроке знания.

5. - А еще у птиц ускоренный обмен веществ, то есть они быстро переваривают пищу. Например, у воробья склеванные ягоды проходят через кишечник за 15-20 минут, у скворца за 45 минут. И энергию птицы запасают в жировых отложениях.

6. Обобщение полученных знаний.

(Работа в группах.)

- А теперь вы, как настоящие ученые, проведя наблюдения, исследования, должны все проанализировать и сделать вывод – какие приспособления помогают птице летать. Работать будем в группах.

(Ученики выполняют работу на листочках. После зачитывания ответов, сверяют их с ответами на слайде.) (слайд 22)

Вывод: Каждая деталь в строении тела птицы приспособлена к полету. Ее скелет состоит из легких трубчатых костей, вместо зубов – клюв. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное изобретение птиц – это, конечно, перья.


(Работа по учебнику.)

- Давайте напоследок посетим картинную галерею на страницах нашего учебника. (слайд 23)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 122 . Прочитайте, как называется репродукция картины, кто ее автор (Аркадий Александрович Рылов «В голубом просторе»). Нравится ли вам картина? Что именно понравилось?

- К какому рассказу подходит? (Л.Н.Толстой «Лебеди») Давайте вспомним, как Л.Н.Толстой описывает трудности перелета? В каком порядке летят лебеди?

- Послушайте, что писал об этой картине мастер слова Осокин.

«Над бескрайними просторами, над угрюмым скалистым островом недавно пронеслась буря. Седые барашки еще качаются кое-где на гребнях волн, но они не предвещают уже шторма: в плавание вышел многопарусный корабль.

По небу величаво, нисколько не торопясь, движутся облака и, широко распластав крылья, летят белогрудые красавцы лебеди. Они летят навстречу весне, и ничто не остановит их могучий, вольный полет. Едва ли что-то может остановить этот полет. Как мощны и стремительны размахи крыльев! … Убегают вдаль волны. Они все уменьшаются и уменьшаются, исчезая у линии горизонта. А глаз между тем неотрывно следит за ними, и рождается желание следовать за этими бесконечно бегущими волнами. И еще большую жажду вольного широкого полета вызывают у зрителя неудержимые в полете, царственно парящие над небом и землей лебеди и величаво плывущие по небу облака. Они властно зовут за собой в страну солнца и счастья, которая лежит «там, за далью непогоды».

- Почему же птицы отправляются в такие дальние и опасные перелеты?

(Становится холодно, исчезает корм.)

- На какие группы можно разделить птиц по способу перелета? (слайд 24)

(Оседлые – круглый год живут в родном краю.

Кочующие – кочуют в поисках пищи.

Перелетные – летят зимовать в другие страны.)

- Что страшнее зимой - холод или голод?

(Голод.)

- Можем ли мы помочь зимующим птицам? Как?

(Рассказы детей. Показ сделанных на уроках технологии кормушек.)

7. Домашнее задание.

- Давайте продолжим наши исследования дома. Предлагаю найти и подготовить материал про эти группы птиц. 1 колонка – об оседлых птицах, 2 колонка – о кочующих, 3 колонка – о перелетных. (Представители группы, чем питаются, какой образ жизни ведут.)

8. Итог урока.

- Вы теперь специалисты. Скажите, чего вы не знали и что нового для себя открыли?

9. Рефлексия.

Благодарю вас за урок! Давайте все вместе скажем: «Я – молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!» (слайд 25)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Птицы"

Автор: Парамонова Алевтина Юрьевна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201793

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса"  с применением ТРКМЧП "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2klassie-po-tiemie-zasushlivyie-zony-umieriennogho-poiasa-s-primienieniiem-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "154911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421226577"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока "Изобразительная интонация""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_naia_intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "372315"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482348907"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики "Повторение пройденного. Что узнали. Чему научились.""
    ["seo_title"] => string(76) "konspekt_uroka_matematiki_povtorenie_proidennogo_chto_uznali_chemu_nauchilis"
    ["file_id"] => string(6) "505490"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554048871"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока  по окружающему миру на тему "Кто такие птицы?" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-kto-takiie-ptitsy"
    ["file_id"] => string(6) "227261"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440672083"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План-конспект урока по русс. языку 8 вид Р.Р. Составление рассказа по картинкаr"
    ["seo_title"] => string(68) "plankonspiekturokaporussiazyku8vidrrsostavlieniierasskazapokartinkar"
    ["file_id"] => string(6) "262659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449399791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства