Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" с применением ТРКМЧП
Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" с применением ТРКМЧП
Урок окружающего мира во 2 классе.
ОС «Школа 2100»
Учитель: Е.В.Копицина
Конспект урока
Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса.
Задачи:
• Познакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями.
• Показать взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
• Формировать умения работать с картой природных зон и дополнительной литературой.
• Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
I. Орг. момент
Эмоциональный настрой.
- Я вижу, что вы все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит вперёд за маленькими открытиями!
- Охарактеризуйте погоду на сегодняшний день.
- От чего зависит состояние погоды в разных регионах нашей страны?
II. Актуализация знаний
1) Работа с табличками у доски.
- Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена?
Лиственные леса, ледяные пустыни, степи, ледяные пустыни, тайга, пустыни.
- В каких тепловых поясах расположены эти зоны?
- Где можно узнать, правильно ли мы справились с заданием?
2) Игра – задание «Рассели жителей по домам» (работа в парах)
Карточки (приложение 1)
Слайд 2. Проверка на интерактивной доске (функция фломастер)
III. Стадия вызова
1. Постановка проблемы.
Слайд 3. - А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь.
- Можете справиться с этим заданием?
2 .Формулирование темы урока.
- Что нам нужно выяснить на уроке?
- Как будет звучать тема урока? Слайд 4.
IV. Стадия осмысления
1. Заполнение «дневника исследователя» (прием технологии развития критического мышления).
- Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию, объекты нашего исследования- засушливые зоны умеренного пояса.
- Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» (приложени2),
- Что вам известно о зоне степей и пустынь?
- Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы ( у каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют вторую колонку «Что я знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять третью колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта)
2. Знакомство с зоной степей.
а) Беседа по теме.
- Что такое степь? (предположения учащихся, чтение колонки "Что я знаю" "дневника исследователя")
б) Прогулка по степи (просмотр видеоролика -1 мин.56 сек.) Слайд 5
- Давайте разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям? Что является причиной этого?(предположения учащихся)
- Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели (с.26)
- Что вы заметили? (учащиеся озвучивают результаты опыта: полотенце, которое находилось далеко от батареи, самое мокрое, суше всего то, что расправленным лежало на батареи)
- Почему это произошло? (ответы учащихся: вода с поверхности полотенец испарялась по- разному, то что было самым мокрым, получило меньше тепла, то что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но вода с него быстро испарилась именно из-за того, что оно было расправленным)
- Как этот опыт поможет ответить на наш вопрос?
- Проверим наши предположения.
в) Работа с учебником. (С.26-27)
Прием «Инсерт» (прием технологии развития критического мышления)
- Чтение статьи учебника с пометами.
«V» -поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.
«+» - поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.
«?» - поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
- Обсуждение результатов чтения, заполнение таблицы.
г) Изучение растительного и животного мира степей.
Работа в группах: ботаники и зоологи.
- Из предложенных карточек с изображением разных животных и растений выберите нужные картинки, используя учебник (с.27-28) и энциклопедии.
( работа в группах, обсуждение в группах, заполнение третей колонки в «дневнике исследователя)
Учитель дополняет ответы учащихся Слайд 6-8
- Как растения приспособились к жизни в степи?Слайд 10
- Для чего у растений густые и длинные корни?
- Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?
- С какими проблемами столкнуться животные в этой зоне?
- Как воздействует человек на эту зону?
- Что может произойти с растениями и животными в этой ситуации?
Физминутка.
Представьте себе, что вы растения степи. ( Дети приседают ).
Ранняя весна.
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут (дети поднимаются).
Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).
Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину).
Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )
Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
3. Зона пустынь
а) Беседа по теме
- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы попадаем?
- Что вам известно об этой зоне ? (чтение записей из «дневника исследователя»)
- От какого слова произошло слово «пустыня»?
- Действительно ли там пусто?
б) Просмотр видеоролика «Пустыня и её обитатели» (1 мин.18 сек) (заполнение третьей колонки "Что я узнал" "Дневника исследователя")
в) Растительный и животный мир пустынь.
- Давайте заселим зону пустынь жителями.Какие животные обитают в пустыне? (чтение "дневника исследователя")
- В чём сходны пустынные животные? (Рисунок с.28) ?
- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне? Слайд 11-12
- Назовите растения пустыни.
- Как приспособились растения к жизни в пустыне? Слайд 13
5. Самостоятельное применение знаний.
а) Работа в группах:
- Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?
- Чем пустыни похожи на ледяную зону?
- Почему в степях много подземных животных?
б) Работа в рабочей тетради.
с.48 №1 (1 вариант)
с.49 №5 (2 вариант)
V. Стадия рефлексии.
1. Отгадайте загадку.
а) В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном (пустыня)
б) Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
- Так каких же животных мы поселим в зоне степей и зоне пустынь?(возвращение к проблемному вопросу и слайду 3)
2. Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) Слайд 14
3. Продолжите предложения: Слайд 15
Я узнал…….
Я смог…….
Мне удалось…….
Мне хотелось бы…..
Использованная литература:
1. А.А. Вархрушев, Е.А. Самойлова, О.В.Чиханова. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета «Земля»). Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2010.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру во 2классе по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" с применением ТРКМЧП »
Урок окружающего мира во 2 классе.
ОС «Школа 2100»
Учитель: Е.В.Копицина
Конспект урока
Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса.
Задачи:
Познакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями.
Показать взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Формировать умения работать с картой природных зон и дополнительной литературой.
Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
I. Орг. момент
Эмоциональный настрой.
- Я вижу, что вы все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит вперёд за маленькими открытиями!
- Охарактеризуйте погоду на сегодняшний день.
- От чего зависит состояние погоды в разных регионах нашей страны?
II. Актуализация знаний
1) Работа с табличками у доски.
- Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена?
- Где можно узнать, правильно ли мы справились с заданием?
2) Игра – задание «Рассели жителей по домам» (работа в парах)
Карточки (приложение 1)
Слайд 2. Проверка на интерактивной доске (функция фломастер)
III. Стадия вызова
1. Постановка проблемы.
Слайд 3. - А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь.
- Можете справиться с этим заданием?
2 .Формулирование темы урока.
- Что нам нужно выяснить на уроке?
- Как будет звучать тема урока? Слайд 4.
IV. Стадия осмысления
1. Заполнение «дневника исследователя» (прием технологии развития критического мышления).
- Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию, объекты нашего исследования- засушливые зоны умеренного пояса.
- Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» (приложени2),
- Что вам известно о зоне степей и пустынь?
- Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы ( у каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют вторую колонку «Что я знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять третью колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта)
2. Знакомство с зоной степей.
а) Беседа по теме.
- Что такое степь? (предположения учащихся, чтение колонки "Что я знаю" "дневника исследователя")
- Давайте разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям? Что является причиной этого?(предположения учащихся)
- Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели (с.26)
- Что вы заметили? (учащиеся озвучивают результаты опыта: полотенце, которое находилось далеко от батареи, самое мокрое, суше всего то, что расправленным лежало на батареи)
- Почему это произошло? (ответы учащихся: вода с поверхности полотенец испарялась по- разному, то что было самым мокрым, получило меньше тепла, то что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но вода с него быстро испарилась именно из-за того, что оно было расправленным)
- Как этот опыт поможет ответить на наш вопрос?
- Проверим наши предположения.
в) Работа с учебником. (С.26-27)
Прием «Инсерт» (прием технологии развития критического мышления)
- Чтение статьи учебника с пометами.
«V» -поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.
«+» - поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.
«?» - поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
- Обсуждение результатов чтения, заполнение таблицы.
г) Изучение растительного и животного мира степей.
Работа в группах: ботаники и зоологи.
- Из предложенных карточек с изображением разных животных и растений выберите нужные картинки, используя учебник (с.27-28) и энциклопедии.
( работа в группах, обсуждение в группах, заполнение третей колонки в «дневнике исследователя)
Учитель дополняет ответы учащихся Слайд 6-8
- Как растения приспособились к жизни в степи?Слайд 10
- Для чего у растений густые и длинные корни?
- Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?
- С какими проблемами столкнуться животные в этой зоне?
- Как воздействует человек на эту зону?
- Что может произойти с растениями и животными в этой ситуации?
Физминутка.
Представьте себе, что вы растения степи. ( Дети приседают ).
Ранняя весна.
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут (дети поднимаются).
Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).
Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину).
Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )
Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
3. Зона пустынь
а) Беседа по теме
- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы попадаем?
- Что вам известно об этой зоне ? (чтение записей из «дневника исследователя»)
- От какого слова произошло слово «пустыня»?
- Действительно ли там пусто?
б) Просмотр видеоролика «Пустыня и её обитатели» (1 мин.18 сек) (заполнение третьей колонки "Что я узнал" "Дневника исследователя")
- В чём сходны пустынные животные? (Рисунок с.28) ?
- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне? Слайд 11-12
- Назовите растения пустыни.
- Как приспособились растения к жизни в пустыне? Слайд 13
5. Самостоятельное применение знаний.
а) Работа в группах:
- Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?
- Чем пустыни похожи на ледяную зону?
- Почему в степях много подземных животных?
б) Работа в рабочей тетради.
с.48 №1 (1 вариант)
с.49 №5 (2 вариант)
V. Стадия рефлексии.
1. Отгадайте загадку.
а) В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном (пустыня)
б) Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
- Так каких же животных мы поселим в зоне степей и зоне пустынь?(возвращение к проблемному вопросу и слайду 3)
2. Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) Слайд 14
3. Продолжите предложения: Слайд 15
Я узнал…….
Я смог…….
Мне удалось…….
Мне хотелось бы…..
Использованная литература:
1. А.А. Вархрушев, Е.А. Самойлова, О.В.Чиханова. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета «Земля»). Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2010.
Использованные ресурсы:
http://images.yandex.ru
http://dump.ru
http://www.openclass.ru/lessons/179383
Видеоролики к уроку сайте youtube "Прогулка по степи" , "Пустыня и её обитатели"
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Дидактический материал и оборудование
I.Орг. момент
Эмоциональный настрой
- Я вижу, что вы все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит вперёд за маленькими открытиями! - Охарактеризуйте погоду на сегодняшний день. - От чего зависит состояние погоды в разных регионах нашей страны?
Учащиеся дают краткую характеристику на основе своих наблюдений
- От особенностей природной зоны
II.Актуализация знаний
- Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена?
-Где можно узнать, правильно ли мы справились с заданием?
2) Игра – задание «Рассели жителей по домам» Карточки (приложение 1)
Учащиеся совещаются и приходят к выводу:
- Пропущена зона тундр.
Расставляют карточки с названием природных зон в правильной последовательности зон.
Ответы учащихся.
Самопроверка по карте природных зон.
Работа в парах
Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.
Проверка.
Работа детей с интерактивной доской (функция- фломастер)
Карточки с названием природных зон
Работа с картой природных зон с.104-105
Карточки
Слайд 2
Интерактивная доска (функция -фломастер)
III.Стадия вызова
Постановка проблемы
Формулирование темы и целей урока
- А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь.
- Можете справиться с этим заданием
-Что нам нужно выяснить на уроке?
-Как будет звучать тема урока?
-Мы сразу не можем справиться с этим заданием, так как не знакомы с зонами степей и пустынь.
Учащиеся формулируют тему урока, ставят вопросы, на которые нужно ответить
Слайд 3
Слайд 4
IV.Стадия осмысления
1. Заполнение «дневника исследователя» - Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию, объекты нашего исследования - засушливые зоны умеренного пояса.
- Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» (приложени2), (прием технологии развития критического мышления).
-Что вам известно о зоне степей и пустынь?
-Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы. У каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют вторую колонку «Знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять третью колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта.
2. Знакомство с зоной степей.
а) Беседа.
- Что такое степь?
б) Прогулка по степи (просмотр видеоролика -1 мин.56 сек.)
- Давайте разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям? Что является причиной этого?
-Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели (с.26) Что вы заметили?
- Почему это произошло?
- Как этот опыт поможет ответить на наш вопрос?
- Проверим наши предположения.
в)Работа с учебником. (С.26-27) Прием «Инсерт» (приложение3) (прием технологии развития критического мышления).
г) Изучение растительного и животного мира степей
Работа в группах: ботаники и зоологи.
-Из предложенных карточек с изображением разных животных и растений выберите нужные картинки, используя учебник (с.27-28) и энциклопедии.
Учитель дополняет ответы учащихся
- Как растения приспособились к жизни в степи? Для чего у растений густые и длинные корни? Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?
- С какими проблемами столкнуться животные в этой зоне?
- Как воздействует человек на эту зону?
-Что может произойти с растениями и животными в этой ситуации?
Физминутка.
Представьте себе, что вы растения степи. ( Дети приседают ).
Ранняя весна.
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут (дети поднимаются).
Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).
Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину.
Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )
Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
Зона пустынь
а) Беседа:
- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.
Солнечный, жаркий, Желтый поток Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы попадаем?
- Что вам известно об этой зоне ? От какого слова произошло слово «пустыня»? Действительно ли там пусто?
б) Просмотр видеоролика «Пустыня и её обитатели» (1 мин.18 сек).
- В чём сходны пустынные животные? (Рисунок с.28)?
- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне?
- Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Самостоятельное применение знаний.
1.Работа в группах
- Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?
- Чем пустыни похожи на ледяную зону?
-Почему в степях много подземных животных?
2. Работа в рабочей тетради.
с.48 №1 (1 вариант)
с.49 №5 (2 вариант)
Учащиеся заполняют таблицу
Учащиеся знакомят с записями «дневника исследования»
По ходу просмотра учащиеся заполняют третий столбик таблицы «Что я узнал»
Учащиеся обсуждают и высказывают свои предположения
Учащиеся озвучивают результаты опыта:
- Полотенце, которое находилось далеко от батареи, самое мокрое, суше всего то, что расправленным лежало на батареи.
Ответы учащихся:
- Вода с поверхности полотенец испарялась по- разному, то что было самым мокрым, получило меньше тепла, то что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но вода с него быстро испарилась именно из-за того, что оно было расправленным.
Ответы учащихся
Чтение статьи учебника с пометами.
Обсуждение результатов чтения, заполнение таблицы.
Работа в группах, обсуждение в группах, заполнение третей колонки в «дневнике исследователя».
Проверка.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
- В зону пустынь.
Чтение записей из «дневника исследователя»
Просмотр видеоролика и заполнение третьей колонки таблицы.
Учащиеся делятся информацией, полученной из видеоролика.
Ответы учащихся.
- Пустынные животные имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги.
- Растения имеют длинный корень. Пустынные растения часто имеют листья в виде колючек. Некоторые растут только в период наличия в почве влаги.
Рефлексия по использованию нового знания.
Работа в группах, обсуждение вопросов.
-Мак, как и тюльпан, растёт только во влажный период.
Саксаул и верблюжья колючка отличаются очень длинными корнями.
-Пустыни похожи на ледяную зону по почти полному отсутствию растений, но не похожи по климату.
-В степях много подземных животных, так как там прохладно в жару и есть пища (подземные части растений)
Работа с таблицей
Работа с таблицей
Видеоролик «Прогулка по степи» cлайд 5
Работа с таблицей
Учебник (С.26-27)
Карточки с изображение животных и растений
Слайды 6-8
Слайд 9
Работа с таблицей
Видеоролик «Пустыня и её обитатели»
Слайд 10
Работа с таблицей
Слайд 11-12
Слайд 13
Рабочая тетрадь (с.48 – 49)
V.Стадия рефлексии.
Итог урока.
1.Отгадайте загадку.
а) В ней песков большие груды Называются барханы, И по ним идут верблюды, Растянувшись караваном (пустыня)
б) Какая ширь здесь и приволье! Куда ни глянь - полей раздолье! Южнее полосы лесов Лежит ковер из трав, цветов. Здесь простор ветрам и птицам, Грызунам, волкам, лисицам. Здесь суховеи любят петь. А зовется это... (Степь.)
2.Возвращение к проблемной ситуации её разрешение:
- Так каких же животных мы поселим в зоне степей и зоне пустынь?
3 Составление синквейна(прием технологии развития критического мышления)