План-конспект урока
ТЕМА: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
Цель: сформировать представление об изобразительной интонации.
Задачи:
1)углубление представлений об изобразительности;
2)ознакомление с музыкальными интонациями, отображающими
явления окружающего мира;
3) совершенствование навыка звукоподражания;
4)моделирование изобразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом.
Музыкальный материал: К.Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”, Швейцарская народная песня “Кукушка”, В. Калинников “Тень-тень”, А.Викторов. Песня “Карнавал возле елки”.
Оборудование: музыкальный инструмент. Портрет К.Сен-Санса. Таблица “Средства музыкальной выразительности”. Репродукции картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”. Рисунки животных. “Радужная лесенка” с нотами.
Ход урока
I.Организационный момент
Музыкальное приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте!
/Звучит вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/
II.Основная часть
Учитель:
Тихо, тихо сядем рядом
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
Уходит старый год
Шуршат его страницы
Все лучшее придет
И волшебство свершится.
Новый год у ворот
Что он нам принесет?.
И вот громкими звуками
Праздничных фанфар
Открывается наш урок-карнавал!
/Звучат фанфары/
Учитель:
- Что такое карнавал, ребята? (Ответы детей)
Учитель:
- Карнавал – это маски разных цветов,
Карнавал – закружить всегда нас готов!
- И сейчас к нам на карнавал
Уже кто-то приближается…
- Угадайте, кто же это?
/Звучит пьеса “Марш львов”/
Учитель:
- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?
(Ответы детей: это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)
Учитель: - Движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или неуклюжие.
- Кто же следующий торопится к нам на веселый карнавал?
/Звучит пьеса “Антилопа”/
(Ответы детей: фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение ветра)
Учитель:
- Молодцы!
А может, их лев напугал?.
Мы только чуть-чуть их посмотрели,
Пролетели они быстрее газели!
- Ребята, мы уже разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?
(Ответы детей: “Тень-тень”)
Учитель:
Давайте вместе попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.
Исполнение песни “Тень-тень” по ролям.
Учитель:
- Молодцы! Поклон! Аплодисменты актерам!
- Ребята, кто вам понравился из героев больше всего и почему?
Чье исполнение точнее передало образ каждого животного?
(Ответы детей)
Учитель:
- Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?
/Звучит пьеса “Слон”/.
(Ответы детей)
Учитель:
Какой слон? (Неуклюжий, медлительный)
Какой инструмент изображает большого слона? (Контрабас)
Что делает слон? (Танцует)
А какой он танцует танец? (Медленный вальс)
На какой счет мы танцуем вальс? (1, 2, 3)
Давайте попробуем продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)
Молодцы!
А теперь хоть слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему помочь.
Встанем парами, возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.
/Ритмичный танец под музыку “Вальса”/
Учитель:
Головой кивает слон,
Он доволен, шлет поклон!
- Молодцы!
Устроил сегодня для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер Камиль Сен-Санс (1835–1921).
С раннего детства он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным…
Прошли годы, Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда осталась в его душе.
И вот однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).
(На доске записано слово: сюита – произведение из нескольких частей, которые различны по характеру.)
В сюите К. Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных, сам композитор назвал сюиту шуточной “Зоологической фантазией”.
За стареньким роялем
Маэстро колдовал,
По всей земле скликая
Зверей на карнавал.
Кто же ему откликнулся в чаще лесной?
В темных ветвях под огромной сосной?
Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье
Птицы какой-то грустное пенье…
/Звучит пьеса “Кукушка в глубине леса”/
(Ответы детей: слышится голос кукушки: “ку-ку”)
Учитель:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.
В каком из них поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?
(Ответы детей: грустное настроение, темные краски)
Учитель:
- К. Сен-Санс так и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.
- Посмотрите на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?
(Ответы детей: цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)
Учитель:
- А теперь послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?
/Слушание швейцарской народной песни “Кукушка”/
(Ответы детей: в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)
Учитель:
С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,
Чтоб сумели мы сыграть на различных инструментах!
И сейчас класс разделится на две группы хора.
Музыкант на металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора. Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой хора, а куплет будем петь все вместе.
/Игра на музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/
Учитель:
- Молодцы! Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.
(На доске репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”.)
Учитель:
Вот нам блеснула, окована сном,
Прозрачная чаша во мраке лесном.
Что вы видите?
(Ответы детей: озеро).
Учитель:
- Кого бы мы могли увидеть на глади этого озера?
(Ответы детей)
Учитель:
- Как вы думаете, птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?
Музыка, изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно, плавно или отрывисто?
(Ответы детей)
Учитель:
- А сейчас давайте послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.
/Звучит пьеса “Лебедь”/
Учитель:
- Что вы можете рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что изображает фортепианное сопровождение?
(Ответы детей)
Учитель:
Вдоль по бережку лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет,
Белым крылышком помахивает,
Со крыла водичку стряхивает.
- Пьеса “Лебедь” самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской балерины начала XX века Анны Павловой.
- Сегодня на нашим карнавале собрались разные герои и я думаю, что все они подружились.
Карнавал, карнавал –
Это встречи друзей.
Карнавал, карнавал –
С ним всегда веселей.
Давайте все вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.
/Исполнение песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/
Учитель:
- Молодцы! Мы вместе веселились и тоже подружились!
/Звучит “Финал” из сюиты К.Сен-Санса/
Учитель:
- Наш праздничный урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем карнавале.
Пусть же Новый год
Всем вам счастья принесет!
Рефлексия – на доске стихотворные строчки.
Учитель:
- А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…
Ни дня без музыки,
Ни дня без песен,
И жить, друзья, на свете
Станет интересней!
- Поэтому мы никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…
До свиданья!