kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Изобразительная интонация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока

ТЕМА: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ

Цель: сформировать представление  об изобразительной интонации.

Задачи:

1)углубление представлений об изобразительности;

2)ознакомление с музыкальными интонациями, отображающими
явления окружающего мира;

3) совершенствование навыка звукоподражания;

4)моделирование изобразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом.

 

Музыкальный материал: К.Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”, Швейцарская народная песня “Кукушка”, В. Калинников “Тень-тень”, А.Викторов. Песня “Карнавал возле елки”.

Оборудование: музыкальный инструмент. Портрет К.Сен-Санса. Таблица “Средства музыкальной выразительности”. Репродукции картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”.  Рисунки животных. “Радужная лесенка” с нотами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I.Организационный момент

Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

/Звучит вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/

 

II.Основная часть

Учитель:

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

Уходит старый год

Шуршат его страницы

Все лучшее придет

И волшебство свершится.

Новый год у ворот

Что он нам принесет?.

И вот громкими звуками

Праздничных фанфар

Открывается наш урок-карнавал!

/Звучат фанфары/

Учитель:

- Что такое карнавал, ребята? (Ответы детей)

Учитель:

- Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!

- И сейчас к нам на карнавал

Уже кто-то приближается…

- Угадайте, кто же это?

/Звучит пьеса “Марш львов”/

Учитель:

- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?

(Ответы детей: это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)

Учитель: - Движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или неуклюжие.

- Кто же следующий торопится к нам на веселый карнавал?

/Звучит пьеса “Антилопа”/

(Ответы детей: фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение ветра)

Учитель:

- Молодцы!

А может, их лев напугал?.

Мы только чуть-чуть их посмотрели,

Пролетели они быстрее газели!

- Ребята, мы уже разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?

(Ответы детей: “Тень-тень”)

Учитель:

Давайте вместе попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.

Исполнение песни “Тень-тень” по ролям.

Учитель:

- Молодцы! Поклон! Аплодисменты актерам!

- Ребята, кто вам понравился из героев больше всего и почему?

Чье исполнение точнее передало образ каждого животного?

(Ответы детей)

Учитель:

- Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?

/Звучит пьеса “Слон”/.

(Ответы детей)

Учитель:

Какой слон? (Неуклюжий, медлительный)

Какой инструмент изображает большого слона? (Контрабас)

Что делает слон? (Танцует)

А какой он танцует танец? (Медленный вальс)

На какой счет мы танцуем вальс? (1, 2, 3)

Давайте попробуем продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)

Молодцы!

А теперь хоть слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему помочь.

Встанем парами, возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.

/Ритмичный танец под музыку “Вальса”/

Учитель:

Головой кивает слон,

Он доволен, шлет поклон!

- Молодцы!

Устроил сегодня для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер Камиль Сен-Санс (1835–1921).

С раннего детства он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным…

Прошли годы, Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда осталась в его душе.

И вот однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).

(На доске записано слово: сюита – произведение из нескольких частей, которые различны по характеру.)

В сюите К. Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных, сам композитор назвал сюиту шуточной “Зоологической фантазией”.

За стареньким роялем

Маэстро колдовал,

По всей земле скликая

Зверей на карнавал.

Кто же ему откликнулся в чаще лесной?

В темных ветвях под огромной сосной?

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье…

/Звучит пьеса “Кукушка в глубине леса”/

(Ответы детей: слышится голос кукушки: “ку-ку”)

Учитель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.

В каком из них поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?

(Ответы детей: грустное настроение, темные краски)

Учитель:

- К. Сен-Санс так и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.

- Посмотрите на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?

(Ответы детей: цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)

Учитель:

- А теперь послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?

/Слушание швейцарской народной песни “Кукушка”/

(Ответы детей: в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)

Учитель:

С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,

Чтоб сумели мы сыграть на различных инструментах!

И сейчас класс разделится на две группы хора.

Музыкант на металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора. Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой хора, а куплет будем петь все вместе.

/Игра на музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/

Учитель:

- Молодцы! Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.

(На доске репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”.)

Учитель:

Вот нам блеснула, окована сном,

Прозрачная чаша во мраке лесном.

Что вы видите?

(Ответы детей: озеро).

Учитель:

- Кого бы мы могли увидеть на глади этого озера?

(Ответы детей)

Учитель:

- Как вы думаете, птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?

Музыка, изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно, плавно или отрывисто?

(Ответы детей)

Учитель:

- А сейчас давайте послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.

/Звучит пьеса “Лебедь”/

Учитель:

- Что вы можете рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что изображает фортепианное сопровождение?

(Ответы детей)

Учитель:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

- Пьеса “Лебедь” самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской балерины начала XX века Анны Павловой.

- Сегодня на нашим карнавале собрались разные герои и я думаю, что все они подружились.

Карнавал, карнавал –

Это встречи друзей.

Карнавал, карнавал –

С ним всегда веселей.

Давайте все вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.

/Исполнение песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/

Учитель:

- Молодцы! Мы вместе веселились и тоже подружились!

/Звучит “Финал” из сюиты К.Сен-Санса/

Учитель:

- Наш праздничный урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем карнавале.

Пусть же Новый год

Всем вам счастья принесет!

Рефлексия – на доске стихотворные строчки.

Учитель:

- А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

Ни дня без музыки,

Ни дня без песен,

И жить, друзья, на свете

Станет интересней!

- Поэтому мы никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…

До свиданья!

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Изобразительная интонация"»

План-конспект урока


ТЕМА: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ


Цель: сформировать представление об изобразительной интонации.

Задачи:

1)углубление представлений об изобразительности;

2)ознакомление с музыкальными интонациями, отображающими
явления окружающего мира;

3) совершенствование навыка звукоподражания;

4)моделирование изобразительных интонаций звуком, словом, движением, цветом.


Музыкальный материал: К.Сен-Санс. Сюита “Карнавал животных”, Швейцарская народная песня “Кукушка”, В. Калинников “Тень-тень”, А.Викторов. Песня “Карнавал возле елки”.




Оборудование: музыкальный инструмент. Портрет К.Сен-Санса. Таблица “Средства музыкальной выразительности”. Репродукции картин: И.Шишкин “Лес”, “Вид в Островках”. Рисунки животных. “Радужная лесенка” с нотами.




















Ход урока


I.Организационный момент


Музыкальное приветствие.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

/Звучит вступление из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса/


II.Основная часть


Учитель:

Тихо, тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.


Уходит старый год

Шуршат его страницы

Все лучшее придет

И волшебство свершится.

Новый год у ворот

Что он нам принесет?..


И вот громкими звуками

Праздничных фанфар

Открывается наш урок-карнавал!

/Звучат фанфары/

Учитель:

- Что такое карнавал, ребята? (Ответы детей)

Учитель:

- Карнавал – это маски разных цветов,

Карнавал – закружить всегда нас готов!

- И сейчас к нам на карнавал

Уже кто-то приближается…

- Угадайте, кто же это?

/Звучит пьеса “Марш львов”/

Учитель:

- Какие средства музыкальной выразительности помогли нам изобразить этого героя?

(Ответы детей: это марш, торжественно шагает царь зверей, грозно “рычит”)

Учитель: - Движения любого живого существа происходят в определенном ритме и темпе, да и характер движений может быть различен - плавные или резкие, быстрые или медленные, летящие или неуклюжие.


- Кто же следующий торопится к нам на веселый карнавал?

/Звучит пьеса “Антилопа”/

(Ответы детей: фортепиано изображает в быстром темпе антилоп, которые пролетели как дуновение ветра)

Учитель:

- Молодцы!

А может, их лев напугал?..

Мы только чуть-чуть их посмотрели,

Пролетели они быстрее газели!

- Ребята, мы уже разучивали с вами песню русского композитора В. Калинникова, в которой рассказывается о разных животных. Как называется эта песня?

(Ответы детей: “Тень-тень”)

Учитель:

Давайте вместе попробуем исполнить и передать образ каждого персонажа песни. У нас будет общий хор, а герои наденут свои маски, которые каждый выберет по желанию.

Исполнение песни “Тень-тень” по ролям.

Учитель:

- Молодцы! Поклон! Аплодисменты актерам!

- Ребята, кто вам понравился из героев больше всего и почему?

Чье исполнение точнее передало образ каждого животного?

(Ответы детей)

Учитель:

- Кто же следующий перед нами появится на музыкальном карнавале?

/Звучит пьеса “Слон”/.

(Ответы детей)

Учитель:

Какой слон? (Неуклюжий, медлительный)

Какой инструмент изображает большого слона? (Контрабас)

Что делает слон? (Танцует)

А какой он танцует танец? (Медленный вальс)

На какой счет мы танцуем вальс? (1, 2, 3)

Давайте попробуем продирижировать? (Дети дирижируют на 3/4)

Молодцы!

А теперь хоть слон был неуклюж и танцевал неумело, но он очень старался и мы попробуем ему помочь.

Встанем парами, возьмемся за руки и на счет 1, 2, 3 станцуем вместе с ним.

/Ритмичный танец под музыку “Вальса”/

Учитель:

Головой кивает слон,

Он доволен, шлет поклон!

- Молодцы!

Устроил сегодня для нас праздничный карнавал животных французский композитор, пианист и дирижер Камиль Сен-Санс (1835–1921).

С раннего детства он любил вслушиваться в звуки природы, собирал коллекцию насекомых, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным…

Прошли годы, Камиль вырос, стал известным композитором, но та любовь к природе навсегда осталась в его душе.

И вот однажды он сел за рояль, развернул нотную тетрадь и сочинил сюиту для двух фортепиано и небольшого оркестра под названием “Карнавал животных” (14 пьес).

(На доске записано слово: сюита – произведение из нескольких частей, которые различны по характеру.)

В сюите К. Сен-Санса 14 пьес, которые показывают разных животных, сам композитор назвал сюиту шуточной “Зоологической фантазией”.


За стареньким роялем

Маэстро колдовал,

По всей земле скликая

Зверей на карнавал.


Кто же ему откликнулся в чаще лесной?

В темных ветвях под огромной сосной?

Тихо в лесу, лишь звучит в отдаленье

Птицы какой-то грустное пенье…

/Звучит пьеса “Кукушка в глубине леса”/

(Ответы детей: слышится голос кукушки: “ку-ку”)

Учитель:

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на пейзажи, которые находятся на доске.

В каком из них поселилась кукушка? А почему? Что объединяет этот пейзаж с музыкой?

(Ответы детей: грустное настроение, темные краски)

Учитель:

- К. Сен-Санс так и назвал эту пьесу – “Кукушка в глубине леса”.

- Посмотрите на нашу радужную лесенку и назовите музыкальные звуки, на которых поет кукушка?

(Ответы детей: цвета фиолетовый и голубой – это ноты “си” и “соль”)

Учитель:

- А теперь послушайте швейцарскую народную песню “Кукушка” и попробуем сравнить ее с пьесой К.Сен-Санса. Похожи они или различны?

/Слушание швейцарской народной песни “Кукушка”/

(Ответы детей: в песне настроение радостное, темп быстрый, лад мажорный)

Учитель:

С нетерпением ожидаем мы чудесного момента,

Чтоб сумели мы сыграть на различных инструментах!

И сейчас класс разделится на две группы хора.


Музыкант на металлофоне будет играть в припеве “голос кукушки” вместе с одной группой хора. Музыкант на треугольнике будет исполнять “лесное эхо” вместе со второй группой хора, а куплет будем петь все вместе.

/Игра на музыкальных инструментах и исполнение песни “Кукушка”/

Учитель:

- Молодцы! Посмотрите, ребята, на следующий пейзаж.

(На доске репродукция картины Г.Сороки “Вид в Островках”.)

Учитель:

Вот нам блеснула, окована сном,

Прозрачная чаша во мраке лесном.

Что вы видите?

(Ответы детей: озеро).

Учитель:

- Кого бы мы могли увидеть на глади этого озера?

(Ответы детей)

Учитель:

- Как вы думаете, птица эта маленькая, суетливая или гордая и величественная?

Музыка, изображающая лебедя должна звучать мрачно или светло, быстро или медленно, плавно или отрывисто?

(Ответы детей)

Учитель:

- А сейчас давайте послушаем, как изобразил лебедя композитор К.Сен-Санс.

/Звучит пьеса “Лебедь”/

Учитель:

- Что вы можете рассказать о прозвучавшей музыке? Какой инструмент показывает нам лебедя? Что изображает фортепианное сопровождение?

(Ответы детей)

Учитель:

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

- Пьеса “Лебедь” самая популярная из сюиты “Карнавал животных” К.Сен-Санса. На эту музыку балетмейстером Михаилом Фокиным был создан танец для гениальной русской балерины начала XX века Анны Павловой.

- Сегодня на нашим карнавале собрались разные герои и я думаю, что все они подружились.

Карнавал, карнавал –

Это встречи друзей.

Карнавал, карнавал –

С ним всегда веселей.

Давайте все вместе, дружно исполним песню “Карнавал возле елки”.

/Исполнение песни А.Викторова “Карнавал возле елки”/

Учитель:

- Молодцы! Мы вместе веселились и тоже подружились!

/Звучит “Финал” из сюиты К.Сен-Санса/

Учитель:

- Наш праздничный урок-карнавал подходит к концу. И вскоре мы встретимся с вами уже на новогоднем карнавале.

Пусть же Новый год

Всем вам счастья принесет!

Рефлексия – на доске стихотворные строчки.

Учитель:

- А теперь, ребята, давайте вместе, хором, прочитаем эти строки…

Ни дня без музыки,

Ни дня без песен,

И жить, друзья, на свете

Станет интересней!

- Поэтому мы никогда не прощаемся с музыкой. Мы ей поем…

До свиданья!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Изобразительная интонация"

Автор: Чабаненко Инна Игоревна

Дата: 21.12.2016

Номер свидетельства: 372315

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "конспект урока на тему: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kolokol-nost-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "224267"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438635384"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока музыки: "Портрет в музыке и изобразительном искусстве". "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-muzyki-portriet-v-muzykie-i-izobrazitiel-nom-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "188139"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426614805"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему "Весенние напевы" "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-viesienniie-napievy"
    ["file_id"] => string(6) "199107"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428512178"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Методическая разработка "Выразительные и изобразительные интонации" (музыка,3 класс)."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_vyrazitiel_nyie_i_izobrazitiel_nyie_intonatsii_muzyk"
    ["file_id"] => string(6) "399970"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489431551"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "145973"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419023760"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства