Организа- ционный момент | Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Участвовать в диалоге | – Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, тетрадь , дневник, пенал. – Лёгкий или трудный урок русского языка? Почему? – Мы второй год изучаем русский язык. Зачем нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди.) – Что делать легче? Почему? – Что делать труднее? Почему? – Что нужно знать чтобы писать грамотно? – А почему нужно уметь писать красиво и аккуратно? – Красивый почерк, аккуратное письмо это признак культурного человека. | Коммуникативные УУД: понимать другие позиции (взгляды, интересы)). |
Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания Развитие зрительного восприятия, отработка умения сравнивать, развитие мелкой моторики, точности проведения линий. 2. Словарная работа. Организовать словарную работу Организовать индивидуальную работу Организовать проверку индивидуальных заданий | Формулировать цель деятельности, Правильно писать соединения букв Проанализировать написанные соединения и оценить себя Отгадать загадки и правильно записать словарные слова | – Итак, чистописание. На доске: об, от, под – Прочитайте задание, по чистописанию. - Какую задачу мы поставим перед собой на минутке чистописания? – А сейчас обратите внимание на соединение этих букв. Что вы заметили? (Соединительный штрих) – Правильно. При выполнении задания уделите ему особое внимание. – Сели правильно. Проверяем положение тетради на парте (наклон). – Пропишите соединения букв. – Сравните каждое соединение, что вы написали с моим образцом. Если вы считаете, что ваше соединение очень походит на образец, поставьте под ним маячок. – Посчитайте маячки. – Поднимите руку у кого много маячков. Молодцы, все старались писать красиво и аккуратно.
– Сегодня у нас на уроке ещё одна гостья, угадайте кто это.
– Настоящая зима со снегом, с морозами – это веселье и радость. Давайте представим себе, что у нас в классе хозяйка зима и хозяйничает она по царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок. (на партах снежинки). – Улетел ветерок, опустились снежинки и прямо к вам на парты. Они волшебные, на них какие-то послания. - Прочитайте, что написано на 1 снежинке. - Какую мы поставим перед собой задачу?
1 снежинка Назовите-ка, ребятки Месяц в этой вот загадке. Дни его всех дней короче, Всех ночей – длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год. (декабрь) 2снежинка Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится От мороза стынет птица Повернуло солнце к лету Что, скажи за месяц это? (Январь) 3 снежинка В старину этот месяц называли ветродуем, бокогреем. Днем часто бывает ясно, солнечно, но еще холодно. Что это за месяц? (Февраль) -Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударения и подчеркните орфограммы. Запомним написание этих слов А вот ещё один гость у нас. Угадайте, кто это? Все его зимой боятся - Больно может он кусаться. Прячьте уши, щёки, нос, Ведь на улице ... Ответ (Мороз) -Придумайте однокоренные слова к этому слову, отвечающие на вопрос что делать? -Используйте приставки. 1. Восстановить правильное написание слов 2. Разобрать по составу слова: снег, снежинка, снеговик, снежный, подснежник.
Проверка индивидуальных заданий | Регулятивные УДД: определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно), умение работать по алгоритму. Познавательные УУД: умение сравнивать, анализировать. Самоанализ и самооценка своей деятельности Познавательные УУД, Регулятивные УУД |
Знакомство с темой и задачами урока. | Мотивация к пробному учебному действию | Сформулировать учебную задачу как тему урока. | – Прочитайте задания по чистописанию еще раз. – Ребята, вы догадались, что мы с вами записали? (Это приставки, которые пишутся с буквой о.) – Правильно. – Какие ещё приставки пишутся с буквой о? (до о по про) – Вы догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке русского языка? (о приставках) - Чему мы будем продолжать учиться? | Целеполагание. Способность прогнозировать деятельность на уроке. |
Изучение нового материала | Организовать «открытие» детьми нового знания Постановка задачи Организовать работу по составлению алгоритма( работа в парах) | Узнать, когда пишутся приставки за- на- над-.
Работа с информацией учебника Составить алгоритм написания приставок | – Ребята, сейчас мы проведём маленькую исследовательскую работу (письменно фронтально). На доске запись – записать насыпь – насыпать надпись – надписать – Запишите слова парами, расставьте ударение, выделите приставки. По 1 ученику – у доски – Назовите приставки (за- на- над-). – Посмотрите на них внимательно и ответьте: что общего в написании приставок? (пишутся с буквой а) – А теперь обратите внимание на место ударения. – Попробуйте сделать вывод, о написании приставок за, на, над (пишутся с буквой а под ударением и в безударном положении) – Как мы можем проверить правильность нашего вывода? (по учебнику) – Давайте откроем учебник на стр.151 и проверим правильность вывода, рубрика «Обрати внимание». Прочитайте и сравните с нашим выводом? (Совпал) Постановка задачи – Прочитайте как называется наш урок? («Учимся писать приставки») – Какая задача будет стоять перед нами на уроке? – Да, правильно, мы должны научиться писать слова с группой приставок, в которых пишется буква «а» и продолжим учиться определять место орфограммы в слове. – А почему это нужно уметь делать?
– У вас на партах заготовки алгоритма правописания орфограммы, над которой мы сегодня работаем. - Составьте этот алгоритм. - Проверьте свою работу | Личностные УУД: применение правил делового сотрудничества Коммуникативные УУД: участвовать в учебном диалоге Познавательные УУД: находить дополнительную информацию Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Познавательные УУД, формирующие умственные операции Коммуникативные |
Закрепление изученного | Организовать закрепление полученных знаний Организовать самостоятельную деятельность по применение полученных знаний с использованием групповой работы Организовать самостоятельную работу | Уметь использовать полученные знания при выполнении практических заданий. Уметь работать в группах Уметь самостоятельно решать учебные задачи, используя полученные знания | – А сейчас будем учиться применять наши новые знания о написании приставок на практике, опираясь на алгоритм (письменно фронтально). [з а] ш и т ь – Итак, 1 шаг: подбираю однокоренные слова. шить, пришить, подшить, дошить, прошить (При подборе родственных слов меняем приставки.) – 2 шаг: выделяю приставку (приставка за-) – 3 шаг: вспоминаю правописание. В приставке за- всегда пишется только буква а, пишем: зашить. Аналогично: [на]лить, [на]писать Вызываю по 1 ученику к доске. Дети подробно комментируют ход своей работы, полностью проговаривая алгоритм применения правила, подбирая родственные слова для определения места орфограммы. В словах выделяются приставки, орфограмма подчёркивается. – А сейчас вы поработаете в группах и проверите рассуж-дения Серёжи, согласитесь с ним или возразите. 1 группа – Согласитесь ли вы с Серёжей? [на]крыть, накрывать, накрытый, накрыться Вывод Серёжи: безударный гласный в корне. Проверить нельзя, смотрим в словаре и пишем накрыть. Ученики должны заметить, что Серёжа не пытался при подборе родственных слов менять приставки. К этому слову можно подобрать слова закрыть, покрыть, открыть, укрыть и сделать вывод: безударный гласный в приставке, приставка на всегда пишется с буквой а, пишем накрыть. 2 группа Серёжа: [за]бор, бор, прибор Вывод: орфограмма в приставке. В приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем: забор. Учащиеся должны заметить, что подобранные слова не являются родственными, в данном слове безударный гласный находится в корне, проверить его нельзя, нужно запомнить написание слова забор. 3 группа Серёжа: [за]помнить, помнить, припомнить. Вывод: орфограмма в приставке, в приставке «за» всегда пишется буква «а», пишем запомнить. Согласимся с Серёжей (подобра-ла родственные слова, рассуждала верно). – Откройте тетради «Пишем грамотно» на странице 69–70, упражнение 1. – Прочитайте задание к упражнению. («Догадайся, какую приставку нужно добавить к словам каждого столбика») – Вы догадались какие приставки нужно добавлять? (за-, на-, над-) Проверка самостоятельной работы – Сравните свою работу с той, что на доске. Поднимите руку у кого совпали записи? У кого не совпали? | Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь работать по алгоритму. Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применение правил делового сотрудничества, Регулятивные УУД: оценивание и коррекция деятельности |