Конспект урока
для 2 класса по «Окружающему миру»
учителя начальных классов МБОУ ФМП «УВК «Интеграл»
на тему: «Посмотри вокруг» (горизонт, стороны горизонта)
Сидоренко Яны Сергеевны
Цель: а) формировать понятия «горизонт», «линия горизонта», формировать представления учащихся о форме Земли, учить определять стороны горизонта на плоскости, расширять кругозор учащихся;
б) развивать познавательные процессы, пространственное мышление, развивать наблюдательность, любознательность, развивать познавательный интерес к предмету;
в) воспитывать старательность, целеустремленность, желание преодолевать трудности.
Оборудование: учебник Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобраазоват. Учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с., презентация, проектор, ноутбук, глобус, модель парусного корабля, индивидуальные листочки, индивидуальные карточки.
Сценарий урока
Постановка цели урока
- Откройте учебник с. 67 и прочитайте тему раздела?
- Что необходимо взять с собой в путешествие?
- Какие знания необходимы для путешествия?
- Прочитайте, что мы будем изучать в этом разделе.
II. Мотивация учебной деятельности
- Мы с вами живем на планете Земля. Еще древние люди размышляли о том, какая она? Слайд 2
- Рассмотрите и скажите, что они думали о Земле? Какая она?
- Как вы думаете, правы ли были они?
- Подумайте, какими способами можно доказать форму шара нашей планеты? Слайд 3, 4
- Но задолго до путешествия в космос люди уже догадывались о круглой форме.
Практическая работа 1
- Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: при встрече другого корабля они видели сначала флаг, затем мачту, лишь потом сам корабль.
- Как вы думаете, почему так происходило?
- Фернан Магеллан совершил с командой моряков кругосветное путешествие. Слайд 5 Команда плыла все время в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течении 3 лет и возвратились домой с противоположной стороны.
Практическая работа 2 Нарисуйте, что моряки могли видеть во время этого долгого путешествия Слайд 6
III. Усвоение нового материала
- Земную поверхность, которую они видели вокруг себя – стали называть горизонтом.
- А что такое линия горизонта? Можно ли до нее добраться?
- Покажите линию горизонта на слайде
- Прочитайте правило в учебнике на с. 70, что такое горизонт и линия горизонта.
- Все чаще и чаще люди уходили в путешествие далеко от дома. Как же они возвращались домой?
- Не заблудиться помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а заходит с другой. Как называются эти стороны?
- Со временем люди научились определять еще 2 стороны. Какие?
- Где всегда обозначают север, юг, запад, восток? Как обозначают? Слайд 7
- Эти 4 основные направления называют стороны света или стороны горизонта.
IV. Формирование умений
Практическая работа 3 Найти схему, где верно обозначены стороны горизонта. Слайд 8
Чтение сказки про стороны света.
- Как-то раз высоко в небе, на волшебном облаке встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее и главнее.
Север: Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я самый важный и самый главный! Я всех заморозить могу.
Юг: А вот и не всех. Меня ты не заморозишь – такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми ветрами растопить могу. Я самый важный - я тёплыми морями владею, у меня много вкусных фруктов.
Восток: Откуда тепло исходит? От Солнца. А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый главный из вас – я.
Запад: Встаёт – то оно на востоке, да вот потом, на закате, ко мне на запад уходит. Значит, больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я.
Но тут Солнце, которое за их спором следило, улыбнулось и говорит…
- Предположите, что же могло солнце сказать всем четырем сторонам света? (Вы все важны, так как помогаете людям находить правильный путь)
- Расстояние от одной стороны света до другой довольно велико. Трудно ориентироваться. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и двумя буквами. Слайд 9
Работа на индивидуальных карточках
Начиная двигаться с буквы «гэ» в указанном направлении, собрать слово.
С | К | Г | Д |
В | Р | О | Ж |
А | И | Э | Т |
Щ | З | О | Н |
Б | М | Е | Ч |
С | К | Г | Д |
Ю-Ю-З-Ю-Ю-В-В-С
V. Домашнее задание
С. 72-73 читать, пересказывать.
VI. Рефлексия
Итоговая беседа