- Рассмотрите изображение СЛАЙД, -Что вы знаете об этой планете? - Какую имеет форму (ШАР) - В какой системе расположена планета? (в солнечной) - Вокруг чего вращается Земля? (вокруг солнца) - Какая по счету? (3) - Сколько на планете материков, океанов? (6 материков и 4 океана) Человечество существует многие тысячелетия. Древние жители нашей планеты не умели читать и писать, не знали откуда пришло их племя, не подразумевали, что существуют другие земли. Но они знали местность, в которой жили, знали, где лес, где горы, водоёмы, трудно проходимые тропы, знали, куда пойти охотиться. Человечество развивалось, люди начали путешествовать и узнавать новое о нашей планете. И все свои знания передавали потомкам. - Уже в древности мудрецы размышляли о строении мира. Они думали, что Земля - это плоский остров, окружённый океаном, а над ним находится купол, по которому движутся солнце и луна. СЛАЙДЫ (или распечатанные фото?) -Так представляли Землю на трёх слонах другие жители планеты. -Так выглядела Земля глазами народов севера. -Как вы думаете, правы ли были мудрецы? .(Все ранние представления о Земле оказываются неверными) –В том, что земля имеет форму шара, люди убедились задолго до того, как поднялись в космос. Когда люди научились строить парусные корабли и стали плавать по морям, они заметили одну интересную особенность: когда мореплаватели встречали другой корабль, то вначале они видели лишь флаг на верхушке мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и весь корабль - Прошло много лет с тех пор, как отважный Капитан Фернан Магеллан и его товарищи отправились в кругосветное путешествие.(фото или слайд) - Всё время они плыли в одну и ту же сторону на парусных кораблях в течение трёх долгих лет и возвратились домой с противоположной стороны. -Что доказывает это кругосветное путешествие? Учёные создали глобус - модель Земли. (показать глобус (у кого-то взять) -Какую форму имеет планета Земля? - Представьте, что вы стоите на планете Земля. Можно ли сразу увидеть всю поверхность планеты? - А что увидите? - Чтобы увидеть новые поверхности Земли, что нужно сделать? Не каждый человек имеет возможность путешествовать, а изучать планету, знать очень хочется. Для этого люди изобрели ещё одну модель Земли - карту. Карты существуют разные. слайд – карта мира(с изображением стран) слайд- физическая карта мира( с изображением ландшафта планеты – гор, морей, океанов, равнин) слайд –карта полезных ископаемых С помощью карт изучают растительный и животный мир планеты, местонахождение полезных ископаемых, изучают материки, страны и т.д) СЛАЙД На карте полушарий мы можем увидеть вид планеты с противоположных сторон. - Прошло много времени, пока люди поняли то, что Земля по форме напоминает шар. ФИЗМИНУТКА Встали. По дорожке шли, шли, Много камешков нашли. Нагнулись, присели, Собрали и дальше пошли. По дорожке, по дорожке Прыгаем на левой ножке, И по этой же дорожке Прыгаем на правой ножке. Побежали на лужайку. На лужайке, на лужайке Прыгаем как зайки. Стоп! Немножко отдохнем! И работать мы начнём - отгадайте загадку. - Он и летом и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди- Он всё будет впереди. (горизонт) - Отправляясь в путешествие, люди узнавали всё больше нового. Земную поверхность, которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом. Посмотрите на слайд, что мы видим вокруг, что это за линия? Работа с учебником. - Откройте учебник на стр 70 -Найдите информацию в тексте (Что же называют горизонтом и линией горизонта? ) Проведём опыт: Горизонт. Линия горизонта. И можно ли дойти до линии горизонта (глобус, фигурка человека). Проводит учитель. - Как вы думаете, можно ли добраться до линии горизонта? - Какой можно сделать вывод? Когда мы смотрим вдаль, то видим линию горизонта. Это тот участок Земли, с которого свет доходит до человеческого глаза. Горизонт не имеет определенной длинны, он зависит от рельефа местности и от того, на какой высоте стоит наблюдатель. И, когда человек двигается в сторону горизонта, то его линия двигается вместе с наблюдателем. То есть приблизиться к горизонту невозможно, поскольку это не конкретное место, а световое явление. -Ребята, может кто-то из вас знает, где восходит солнце по утрам, куда заходит, закатывается по вечерам? - Ещё в глубокой древности люди научились определять по Солнцу две стороны света – восток и запад, а со временем ещё две – север и юг. -Не заблудиться людям и сейчас помогает Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны (на востоке), а закатывается, садится с противоположной (на западе). Посмотрите на схему на доске -Это четыре основных направления, их называют стороны света или стороны горизонта. Работа в парах на карточках «Записываем основные стороны горизонта №1» (проверяем друг у друга) |