kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по русскому языку «Суффикс как часть слова» с применением технологии развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базовые знания по русскому языку лучше запоминаются и усваиваются детьми, если они представлены в игровой и познавательной форме. В начальных классах обучающий процесс станет наиболее эффективным, если сопровождать его мультимедийной презентацией, которая поможет педагогу привить любовь к русскому  языку, сформировать навыки коллективной работы и научить высказывать свое мнение.

         Презентация для 2 класса «Суффикс» сопровождает урок по всему ег ходу, прежде всего по формированию знаний о частях слова, с подробным разбором поянтия суффикса и его роли в образовании слова. Классная работа начинается с минутки чистописания и словарной разминки, которая совершенствует навыки написания букв Вв Мм Пп Рр.

         Кроме того, школьники познакомятся с образованием однокоренных слов при помощи суффикса. В презентации предлагается практическая работа в парах на употребление суффиксов и подбор однокоренных слов. В качестве закрепления материала проводится составление учащимися синквейна на тему «Суффикс».

Количество слайдов: 22.

Ожидаемый результат:

1)      Повышение интереса к урокам русского языка.

2)      Пополнение словарного запаса учащихся.

3)      Сформированность определения суффиксов в словах и их значения.

4)      Развитие у детей самоконтроля и самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

ГУ «Сычевская основная общеобразовательная школа Павлодарского района»






Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе


по теме «Суффикс как часть слова»

с применением технологии развития критического мышления



Подготовила и провела

Учитель начальных классов

1 категории

Валивач Алла Владимировна


Цель: познакомить учащихся с частью слова - суффиксом.

Задачи: - актуализировать знания учащихся о частях слова;

- познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем

- способствовать развитию аналитического мышления( умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);

- способствовать формированию культуры чтения и речи (стратегия разметки текста, формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез);

- стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

- повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

- способствовать формированию коммуникативных умений.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковый, интерактивный, приемы критического мышления

Технология: критическое мышление

Оборудование урока: учебник «Русский язык» 2 класс, автор В.К.Павленко,

карточки для групповой работы и работы в парах;

презентация Power Point.















Ход урока

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

  1. Оргмомент









  1. Стадия вызова

(актуализация знаний, постановка

темы и цели урока)

Работа в парах



















Приём «Инсерт»

V- знаю

+ - новое

? –есть вопрос, не понял





Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы





3.Физминутка «Гномы»


4.Стадия осмысления

Беседа по вопросам





Закрепление































Итог урока

Прием «Кластер»

«Суффикс»













Рефлексия

Оценивание

Д/задание- разноуровнеые задания










Фронтальная работа








Индивидуальная работа





Работа в парах











Работа в группе









Работа в группе































Сам. работа








Работа в парах









Работа в парах





Работа в группе




















- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Ребята, какое настроение у вас сейчас?.. Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению… Я желаю вам хорошего настроения.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.


Слайд №3 - Совместное построение плана

- Для того чтобы урок прошёл успешно, вам нужно быть внимательными, слушать друг друга, уметь исправлять ошибки, дополнять ответы одноклассников, работать дружно и быстро. А для этого нам нужен план работы!


Слайд № 4 – Словарно-орфографическая работа

- Вставить пропущенные буквы

В.р.бей, м.лина, п.нал, р.бенок.

Минутка чистописания

- Запишем начальные буквы слов: Вв Мм Пп Рр.

Слайд № 5

- Запишите слова: школа, школьник, школьница

- какие это слова? Докажите.

- Что такое корень? Выделите корень

Слайд №6 - Сравните слова, в чем различие?

- Какие части слова еще вы знаете? Что такое окончание?

- Выделите окончание в словах

- Мы выделили знакомые части слова, что заметили? Как нам быть?

Слайд №7- Предлагаю поработать с текстом. Прочитать, сделать пометки. (см. Приложение)


Проверка по пунктам. Выводы.

Сформулируйте тему урока. Цель.



- Гимнастика для глаз «Танец бабочек»

Слайд № 5

Составление вопросов в группах

- А сейчас составьте «тонкие» и «толстые» вопросы.

-Какие вопросы вы составили?

Слайд № 7( вопросы)

Теперь наша задача- найти ответы на них.




Вернёмся к словам в начале урока – школьник, школьница. Можете назвать эту часть?

-Как определили?

-Какую работу выполнил суффикс в слове?

-Для чего служит суффикс?

Что имеет суффикс? (значение)

Обобщим. Что такое суффикс?

- Поупражняемся в образовании слов с помощью суффиксов и понаблюдаем над их значением.

Слайд № 8

Прочитайте пару слов. Какое слово образовалось с помощью суффикса? Медведь – медвежонок

Наз.суффикс.

Следующее изображение поможет составить ещё одну пару слов.

лось-лосёнок

Запишите.

Слайд № 9

Продолжите самостоятельно.- лиса -лисенок

Заяц –зайчонок .Прочитайте только вторые слова в парах.

Какие суффиксы образовали эти слова?

Сделайте вывод о значении этих суффиксов.

Слайд 10

- А сейчас мы будем волшебниками.

-Слова на слайде: нос,дом, хвост, стол

- от этих слов образуйте новые слова, которые обозначают маленькие предметы

- назовите суффикс. Какое значение имеет -ИК-

- А теперь превратите слова в большие предметы: кот, слон, дом

- с помощью какого суффикса образовали слова? Его значение?


- Разноуровневые задания – работа по карточкам

(См. Приложение)


-Вернёмся к вопросам в начале урока. Выясним , на какие удалось ответить

Дом.-Почему суффикс так назвали? Где искать ответ?

Как найти в слове?- стоит после корня.

- Что будет, если…Речь станет беднее . Какую роль играют суфф. в р. языке?(обогащают, уточняют

- Суффикс – часть слова, стоит после корня, образует слова, обогащает речь, имеет значение, обозначается

- Составим кластер на тему «Суффикс»


- Подведем рефлексию урока

Сегодня на уроке:
Я узнал…

Я понял….

Мне понравилось…

Было трудно

Могу порадоваться успехам…

- Какое сейчас настроение?

Спасибо за урок! Вы молодцы!











-словарно-орфографическая минутка

- минутка чистописания

- изучение нового

- закрепление

- выводы





Один работает у доски


Дети пишут в тетрадях




- однокоренные

- одинаковый корень



- по разному звучат, отвечают на разные вопросы: кто? что?

- окончание



-Одна часть не выделена.

- Узнать, изучить.

Работа с текстом

Подводят итог, делают вывод.


Тема «Суффикс»

- познакомиться с нов.частью слова «Суффиксом»; - учиться находить суффикс; определять его значение.


Составляют в группах вопросы



проверка









Суффикс


- стоит после корня

Образовал новые слова

Для образования новых слов

- образовал имена существительные










Составляют: лось-лосенок





Самостоятельная работа с самопроверкой. И по эталону

Названия детенышей животных







Носик, домик, хвостик, столик.


- ИК - делает предмет маленьким



Котище, слонище, домище.


- ИЩ- увеличивает предметы

























Показывают карточки настроени


3


Просмотр содержимого документа
«Приложение»





Части слова

  1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:

  2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:

  3. Приставка – это часть слова. Стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Обозначается так:

  4. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:

Части слова

  1. Окончание – часть слова, которая изменяется. Окончание изменяет форму слова, связывает слова в предложении. Окончание бывает нулевым. Обозначается так:

  2. Корень – главная часть слова. В корне содержится основное значение слова. Корень общая часть родственных слов. Обозначается так:

  3. Приставка – это часть слова. Стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Обозначается так:

  4. Суффикс – это часть слова. Стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение. Обозначается так:

Карточки

Приём «Инсерт»

V- знаю

+ - новое

? –есть вопрос, не понял









«тонкие» «толстые»

Что…? Почему?

Где…? Что будет, если…?

Как…?

Для чего…?

Какое…?

«тонкие» «толстые»

Что…? Почему?

Где…? Что будет, если…?

Как…?

Для чего…?

Какое…?

«Толстые и тонкие вопросы»



Карточки для закрепления

Задание.


Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-


строи _____ арт _______

учи ______ двор ______


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы

Задание.


Образуйте слова с помощью суффиксов

-тель-, -ник-, ист-


строи _____ арт _______

учи ______ двор ______



Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – … Миша – …

Света - … Федя - …


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы

Задание.

Образуйте слова с помощью суффиксов

- очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк- .

Женя – … Миша – …

Света - … Федя - …


Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы


Карточки для рефлексии

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я понял….

Мне понравилось…

Было трудно…


Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я понял….

Мне понравилось…

Было трудно…









Просмотр содержимого документа
«аннотация»

Аннотация


  Базовые знания по русскому языку лучше запоминаются и усваиваются детьми, если они представлены в игровой и познавательной форме. В начальных классах обучающий процесс станет наиболее эффективным, если сопровождать его мультимедийной презентацией, которая поможет педагогу привить любовь к русскому языку, сформировать навыки коллективной работы и научить высказывать свое мнение.

   Презентация для 2 класса «Суффикс» сопровождает урок по всему ег ходу, прежде всего по формированию знаний о частях слова, с подробным разбором поянтия суффикса и его роли в образовании слова. Классная работа начинается с минутки чистописания и словарной разминки, которая совершенствует навыки написания букв Вв Мм Пп Рр.

Кроме того, школьники познакомятся с образованием однокоренных слов при помощи суффикса. В презентации предлагается практическая работа в парах на употребление суффиксов и подбор однокоренных слов. В качестве закрепления материала проводится составление учащимися синквейна на тему «Суффикс».

Количество слайдов: 22.

Ожидаемый результат:

1)      Повышение интереса к урокам русского языка.

2)      Пополнение словарного запаса учащихся.

3)      Сформированность определения суффиксов в словах и их значения.

4)      Развитие у детей самоконтроля и самооценки.



















Просмотр содержимого презентации
«СУФФИКС 2 класс»

2 класс Урок русского языка  Валивач Алла Владимировна   2015-2016 учебный год

2 класс

Урок русского языка

Валивач Алла

Владимировна

2015-2016

учебный год

Работаем по плану 1.Словарно-орфографическая. 2.Минута чистописания. 3. Изучение нового. 4.Выводы 5.Рефлексия.

Работаем по плану

1.Словарно-орфографическая.

2.Минута чистописания.

3. Изучение нового.

4.Выводы

5.Рефлексия.

Словарно-орфографическая минутка  Вставь пропущенные буквы. В о р о бей В .. р .. бей м а лина м .. лина п е нал п .. нал р е бёнок р .. бёнок

Словарно-орфографическая минутка Вставь пропущенные буквы.

В о р о бей

В .. р .. бей

м а лина

м .. лина

п е нал

п .. нал

р е бёнок

р .. бёнок

школьник школа школьница

школьник

школа

школьница

В чём различие между словами? школьник школьница школа По разному звучат Отвечают на разные вопросы (Кто? Что?) В составе слова: Школа школьник школьница

В чём различие между словами?

школьник

школьница

школа

  • По разному звучат
  • Отвечают на разные вопросы
  • (Кто? Что?)
  • В составе слова:

Школа

школьник

школьница

Работа с текстом:    знаю;  +  новое;  ?   есть вопрос, не понял.

Работа с текстом:

знаю;

+ новое;

? есть вопрос, не понял.

Тема: Суффикс

Тема:

Суффикс

«Гимнастика для глаз» Танец бабочек

«Гимнастика для глаз»

Танец бабочек

Поморгаем …

Поморгаем …

Берегите глаза!

Берегите глаза!

Вопросы        «тонкие»   «толстые»  Что…?   Почему?  Где…?   Что будет, если…?  Как…?      Для чего…?  Какое…?

Вопросы

«тонкие» «толстые»

Что…? Почему?

Где…? Что будет, если…?

Как…?

Для чего…?

Какое…?

Что такое суффикс?   Где находится ?   Как обозначается?   Для чего служит суффикс ?   Какое значение имеет?   Как найти суффикс в слове?   Почему суффикс так назвали?   Что , если суффиксов не будет?

Что такое суффикс?

Где находится ?

Как обозначается?

Для чего служит суффикс ?

Какое значение имеет?

Как найти суффикс в слове?

Почему суффикс так назвали?

Что , если суффиксов не будет?

Суффиксы  -онок-, -ёнок-     медведь – медвежонок          лось – лосёнок      … - …

Суффиксы -онок-, -ёнок-

медведь – медвежонок

лось – лосёнок

- …

Суффиксы  -онок-, -ёнок-           лиса – лисёнок      … - …             заяц – зайч о нок      … - …

Суффиксы -онок-, -ёнок-

лиса – лисёнок

- …

заяц – зайч о нок

- …

Образуйте новые слова нос ик  – –   Нос  Дом дом ик Хвост хвост ик Стол стол ик

Образуйте новые слова

нос ик

Нос

Дом

дом ик

Хвост

хвост ик

Стол

стол ик

КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е КОТ ИЩ Е СЛОН ИЩ Е ДОМ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

КОТ ИЩ Е

СЛОН ИЩ Е

ДОМ ИЩ Е

Что такое суффикс?   Где находится ?   Как обозначается?   Для чего служит суффикс ?   Какое значение имеет?   Как найти суффикс в слове?   Почему суффикс так назвали?   Что, если суффиксов не будет?

Что такое суффикс?

Где находится ?

Как обозначается?

Для чего служит суффикс ?

Какое значение имеет?

Как найти суффикс в слове?

Почему суффикс так назвали?

Что, если суффиксов не будет?

Стоит после корня Часть слова Обозначается Суффикс Образует слова Обогащает речь Имеет значение

Стоит после корня

Часть слова

Обозначается

Суффикс

Образует слова

Обогащает речь

Имеет значение

Сегодня на уроке:    Я узнал …  Я понял …  Мне понравилось …  Было трудно…

Сегодня на уроке: Я узнал … Я понял … Мне понравилось … Было трудно…

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валивач Алла Владимировна

Дата: 25.04.2016

Номер свидетельства: 322489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства