Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс
Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс
Тема урока: Ярусы леса.
Цели:
Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
Учить детей устанавливать закономерности в природе.
Дать конкретные знания по ярусам леса и закрепить эти знания.
Обобщить знания детей по теме “Лес”
Формировать умение самостоятельно изучать природу.
Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь. Формировать у детей экологическую культуру.
Воспитывать умение работать в группе.
Развивать основные психические функции: мышление, восприятие, чувствование, мотивации, впечатления.
Оборудование: листы гербария растений леса, корзинка для сбора ягод и грибов, карточки на столах учащихся, сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
ХОД УРОКА
I. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе
В начале урока дети сидят за партами, которые расставлены так, чтобы центр класса был свободен.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова
У сгнившей лесной избушки
Меж белых столов бродя,
Люблю собирать волнушки
На склоне осеннего дня.
Летят журавли высоко
Под куполом светлых небес
И лодка, шурша осокой,
Плывет по каналу в … (лес.)
– Но отправляться в лес можно лишь заручившись знаниями. Почему?
Тренинг № 1
На партах у детей лежат заранее отпечатанные тренинги.
Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
Экспертная оценка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад.
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и во время проведения следующего тренинга чувствовать себя более уверено.
Что такое природное сообщество? Прочитайте оставшиеся слова. Как их назвать одним словом? (Растения)
Теперь можно отправляться в лес.
II. Изучение нового материала в процессе систематизации и интеграции субъективного опыта учащихся
– Какие леса можно встретить в Вологодской области? Какие еще бывают леса?
1. Работа в тетрадях и на доске
– Напиши названия лесов в нужный столбик.
Учитель читает описание леса, а дети записывают его название в нужный столбик.
ХВОЙНЫЕ
ЛИСТВЕННЫЕ
СМЕШАННЫЕ
Лес, где растут ели? (Ельник)
Лес, где растут сосны? (Сосновый бор)
Лес, где растут березы? (Березняк)
Какие еще бывают леса? (Ольшаник, дубрава)
2. Ресурсный круг
Дети выходят в центр класса и встают в круг. Учитель встает вместе с детьми. “Зачем человек ходит в лес? О чем должен помнить человек в лесу?”. Дети передают корзинку по кругу и высказываются, мысленно складывая в корзинку вновь полученные знания. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети. Ученики садятся за парты
Тренинг № 2.
Шаг №1. Самостоятельно. Выбери правила поведения в лесу, приемлемые для вас.
Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению.
Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
Экспертная оценка:
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения?
Если у вас не все получилось, не расстраивайтесь, в следующий раз все обязательно получится.
Какими глазами смотрят на нас горящие деревья? Посмотрите так друг на друга. Что вы увидели в этих глазах?
Закройте глаза, вспомните лес, где вы недавно были походите мысленно по нему, какие деревья там растут? Что растет у самой земли? Что растет чуть повыше?
Рассказы детей и попутная работа в тетради и на доске. На доску прикрепляются иллюстрации растений, которые растут в лесу, так, чтобы стали видны ярусы леса. Ученики в тетрадях выполняют соответствующие зарисовки.
3-ий ярус – деревья
2-ой ярус – кустарники, полукустарники
1-ый ярус – мхи, травы, лишайники.
Тренинг № 3
Шаг №1. Самостоятельно рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение. (У детей на партах лежат различные гербарные экземпляры растений.)
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение?
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
– Составляем свой лес на доске. (Прикрепляют листы гербария в нужный ярус).
– Как растения приспособились жить все вместе?
– Одинаковое ли количество света получают растения?
На доске:
Любят свет
светолюбивые
Растут в тени
теневыносливые
Приведите свои примеры. (Составляют схему на доске).
Ученики называют различные породы деревьев, растения, которые можно встретить в лесу и записывают их названия в нужный столбик.
III. Закрепление изученного материала
– Осень – пора сбора ягод и грибов. Давайте назовем правила их сбора.
Ресурсный круг
Ученики выходят в центр класса и встают в круг. Передают корзинку и называют правила сбора ягод и грибов, складывая мысленно их в корзинку. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.
IV. Проверка изученного
Проверочный тест.
В лесу можно заметить … ярусов.
Самые верхние ярусы образуют ….
Ниже расположены ….
Еще ниже ….
Можно выделить 2 группы растений по отношению к свету: … и …
V. Рефлексия
– К какому дереву в лесу вы бы подошли? О чем бы спросили его? Приготовьте к следующему уроку рассказ о съедобных дикорастущих растениях леса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс»
Конспект урока ознакомления с окружающим миром на тему: "Ярусы леса". 2-й класс
Предмет “Окружающий мир” по программе С. П. Баранова и Л. И. Буровой подразделяется на четыре блока.
Первый (1-й класс) называется “Природа вокруг тебя”. В этом блоке предполагается изучение тех природных объектов и явлений, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни.
Второй блок предмета “Окружающий мир” (2-й класс) представлен курсом “День и ночь на Земле”. Цель изучения этого блока состоит в том, чтобы сформировать первоначальные научные представления детей о Солнце и вращении Земли вокруг воображаемой оси, и как следствие — суточных ритмах в жизни всей природы планеты, в т п.ч. и человека.
Третий блок предмета “Окружающий мир” (3-й класс) представлен курсом “Времена года на Земле”. Целью изучения данного курса является формирование у учащихся знаний о положении планеты Земля в Солнечной системе, о вращении Земли вокруг Солнца и зависимости природных объектов и явлений от количества солнечного тепла и света, попадающего на отдельные территории нашей планеты.
Четвертый блок предмета “Окружающий мир” (4-й класс) представлен курсом “Наш край на планете Земля”. Целью данного курса является осознание природных, экологических взаимосвязей, закономерностей своего края на основе закономерностей планеты и космоса, изученных в течение предыдущих трех лет обучения. Раскрываются понятия и изучаются конкретные объекты природы, сообщества края с учетом экологических проблем глобального и регионального характера.
Конспект урока ознакомления с окружающим миром 2 класс (1–4)
Тема урока: Ярусы леса.
Цели:
Способствовать формированию у детей естественнонаучной картины мира.
Учить детей устанавливать закономерности в природе.
Дать конкретные знания по ярусам леса и закрепить эти знания.
Обобщить знания детей по теме “Лес”
Формировать умение самостоятельно изучать природу.
Развивать логику суждений, наблюдательность, воображение, речь. Формировать у детей экологическую культуру.
Воспитывать умение работать в группе.
Развивать основные психические функции: мышление, восприятие, чувствование, мотивации, впечатления.
Оборудование: листы гербария растений леса, корзинка для сбора ягод и грибов, карточки на столах учащихся, сигнальные карточки зеленого и красного цвета.
ХОД УРОКА
I. Актуализация имеющихся у детей знаний о природе
В начале урока дети сидят за партами, которые расставлены так, чтобы центр класса был свободен.
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы скажете мне, выслушав отрывок из стихотворения Н. Рубцова
У сгнившей лесной избушки Меж белых столов бродя, Люблю собирать волнушки На склоне осеннего дня. Летят журавли высоко Под куполом светлых небес И лодка, шурша осокой, Плывет по каналу в … (лес.)
– Но отправляться в лес можно лишь заручившись знаниями. Почему?
Тренинг № 1
На партах у детей лежат заранее отпечатанные тренинги.
Шаг №1. Самостоятельно. Найди среди перечисленных понятий природные сообщества.
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
Экспертная оценка: Луг, поле, болото, лес, водоем, сад.
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения? Сегодняшний урок поможет вам закрепить имеющиеся у вас знания и во время проведения следующего тренинга чувствовать себя более уверено. Что такое природное сообщество? Прочитайте оставшиеся слова. Как их назвать одним словом? (Растения) Теперь можно отправляться в лес.
II. Изучение нового материала в процессе систематизации и интеграции субъективного опыта учащихся
– Какие леса можно встретить в Вологодской области? Какие еще бывают леса?
1. Работа в тетрадях и на доске
– Напиши названия лесов в нужный столбик.
Учитель читает описание леса, а дети записывают его название в нужный столбик.
ХВОЙНЫЕ
ЛИСТВЕННЫЕ
СМЕШАННЫЕ
Лес, где растут ели? (Ельник) Лес, где растут сосны? (Сосновый бор) Лес, где растут березы? (Березняк) Какие еще бывают леса? (Ольшаник, дубрава)
2. Ресурсный круг
Дети выходят в центр класса и встают в круг. Учитель встает вместе с детьми. “Зачем человек ходит в лес? О чем должен помнить человек в лесу?”. Дети передают корзинку по кругу и высказываются, мысленно складывая в корзинку вновь полученные знания. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети. Ученики садятся за парты
Тренинг № 2.
Шаг №1. Самостоятельно. Выбери правила поведения в лесу, приемлемые для вас.
Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению.
Пучеглазую лягушку, скользкого ужа нужно как можно скорее прогнать с дороги. А лучше бы их совсем не было.
В лесу можно кричать, бросаться листьями, рвать цветы и плести венки, сколько захочешь, ведь в лесу их много.
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
Экспертная оценка:
Старайся не шуметь в лесу, а то он затаится, и мы о нем ничего не узнаем.
Звери всякие нужны, звери всякие важны.
Деревья не ломайте, траву не топчите!
– Поднимите руки, у кого мнение группы совпало с экспертной оценкой полностью. У кого есть одно или два несовпадения? Если у вас не все получилось, не расстраивайтесь, в следующий раз все обязательно получится. Какими глазами смотрят на нас горящие деревья? Посмотрите так друг на друга. Что вы увидели в этих глазах? Закройте глаза, вспомните лес, где вы недавно были походите мысленно по нему, какие деревья там растут? Что растет у самой земли? Что растет чуть повыше?
Рассказы детей и попутная работа в тетради и на доске. На доску прикрепляются иллюстрации растений, которые растут в лесу, так, чтобы стали видны ярусы леса. Ученики в тетрадях выполняют соответствующие зарисовки.
3-ий ярус – деревья
2-ой ярус – кустарники, полукустарники
1-ый ярус – мхи, травы, лишайники.
Тренинг № 3
Шаг №1. Самостоятельно рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение. (У детей на партах лежат различные гербарные экземпляры растений.)
Шаг № 2. Работа в паре. Обсудите в группе и придите к единому мнению. Рассмотрите листы гербария и определите, в каком ярусе находится ваше растение?
Дети сначала выполняют работу самостоятельно, затем совещаются друг с другом в парах и приходят к единому мнению. Когда группа выполняет задание, поднимают сигнальные карточки зеленого цвета. Учитель слушает мнение нескольких групп, остальные сигнализируют согласие или несогласие сигнальными карточками зеленого или красного цвета. Затем учитель сообщает экспертную оценку.
– Составляем свой лес на доске. (Прикрепляют листы гербария в нужный ярус). – Как растения приспособились жить все вместе? – Одинаковое ли количество света получают растения?
На доске:
Любят свет светолюбивые
Растут в тени теневыносливые
Приведите свои примеры. (Составляют схему на доске).
Ученики называют различные породы деревьев, растения, которые можно встретить в лесу и записывают их названия в нужный столбик.
III. Закрепление изученного материала
– Осень – пора сбора ягод и грибов. Давайте назовем правила их сбора.
Ресурсный круг
Ученики выходят в центр класса и встают в круг. Передают корзинку и называют правила сбора ягод и грибов, складывая мысленно их в корзинку. Учитель высказывается последним, подводя итог всему, что сказали дети.
IV. Проверка изученного
Проверочный тест.
В лесу можно заметить … ярусов.
Самые верхние ярусы образуют … .
Ниже расположены … .
Еще ниже … .
Можно выделить 2 группы растений по отношению к свету: … и …
V. Рефлексия
– К какому дереву в лесу вы бы подошли? О чем бы спросили его? Приготовьте к следующему уроку рассказ о съедобных дикорастущих растениях леса.