Организационно-мотивационный этап | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валерия Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Пусть наш урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головах. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. -Я предлагаю девизом нашего урока выбрать следующую пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться» (вывешивается на доску) -Как вы понимаете её смысл? -Совершенно верно! Ребята, если вы что-то не знаете, то этого не нужно стесняться, ведь знания можно получить в любой момент. Наоборот, стыдно не учиться, т.е. не знать ничего и никогда. -Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом! -Посмотрите внимательно на девиз нашего урока. Найдите в пословице часть речи, которую мы изучали на предыдущих уроках русского языка. -Правильно. Как вы думаете, всё ли мы уже знаем о глаголе? -Поднимите руку те, кто хочет сегодня на уроке открыть тайну о ещё одном морфологическом признаке глагола? Тогда - в путь. Маршрут нашего урока вы можете увидеть на слайде: Учебный старт. Определение темы урока Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам Спряжение глаголов Определение спряжения глаголов Учебный финиш На каждом этапе вы будете оценивать свою работу на листах самооценки. Вам необходимо будет выбрать столбик, соответствующий вашей работе и поставить знак «+». | Приветствуют учителя. -Всего знать никто не может, а стыдно не учиться, не открывать для себя новые знания. -Глагол. Слова: не знать, не учиться. Поднимают руки те, кто хочет сегодня на уроке открыть тайну о ещё одном морфологическом признаке глагола. | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению. Познавательные: формирование умения осуществлять логические действия анализа. | | |
Целеполагание | -Я знаю, что вы умные и очень способные ученики. Поэтому для вас я приготовила ещё один вопрос. Обратите внимание на слайд На слайде: Время, лицо, число, род, склонение, спряжение. -Какого из этих грамматических признаков точно нет у глаголов? -А какую часть речи характеризуют остальные признаки? -Все ли признаки вам знакомы? -Итак, на какой главный вопрос сегодня мы должны ответить? -Как мы сформулируем тему нашего урока? -Оцените свою работу на 2 этапе маршрута (Определение темы урока) | -Склонение. -Глагол. -Нет, мы не знаем, что такое «спряжение». -Что такое «спряжение». -«Понятие о спряжении глагола». Оценивают свою работу на листах самооценки. | Личностные: формирование устойчивого интереса к изучаемой теме. Познавательные: формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: формирование умения самостоятельно определять и формулировать тему и цель деятельности; формирование умения следовать учебным действиям; формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. | | |
Открытие новых знаний | -Прочитайте название 3 этапа маршрута. -Для этого откроем учебник на 75 странице.
-Рассмотрите внимательно, в каком времени изменяются глаголы идти и стоять? -Как изменяются глаголы в настоящем времени? -Какая часть слова изменялась? -У глаголов бывают личные окончания (личное - от слова лицо). Какую особенность личных окончаний глаголов вы заметили? Обратите внимание на личные окончания глаголов 1 столбика, какие буквы одинаковые, а какие изменяются? Личные окончания глаголов 2 столбика подчиняются такой же закономерности? -Сделайте вывод о характере личных окончаний глаголов -Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы. Для этого в парах на карточке № 2 заполните пропуски подходящими окончаниями, так чтобы глагол «пою» в настоящем времени и глагол «прилечу» в будущем времени изменялись по лицам и числам. Время на выполнение работы 2 минуты. ед.ч. | 1 л. | я | пою | прилечу | 2 л. | ты | поёшь | прилетишь | 3 л. | он | поёт | прилетит | мн.ч. | 1 л. | мы | поём | прилетим | 2 л. | вы | поёте | прилетите | 3 л. | они | поют | прилетят | -Время вышло. Давайте проверим вашу работу на карточках. Обратите внимание на слайд. Проверьте свою работу. Если все пропуски личных окончаний глаголов заполнены, верно – молодцы! Остальные ребята, у кого есть ошибки, не расстраивайтесь, исправьте допущенные ошибки. -Подчиняются ли установленной нами закономерности другие глаголы? -Оцените свою работу на 3 этапе маршрута
-Как вы изменяли глаголы? -Значит, можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как – то связано со спряжением? -Давайте проверим свои предположения. Для этого мы отравляемся на 4 этап нашего маршрута – «Спряжение глаголов». -Откройте учебник на 76 странице и прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам. -Итак, что такое спряжение?
-Верно. Прочитайте вывод во второй рамке. Какие буквы меняется в окончаниях?
-Назовите личное окончание глагола 2-го лица единственного числа? Проверьте себя для этого прочитайте на 76 странице информацию под 1 цифрой. Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа? -Какая буква пишется в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после ш? (ша) -Как называется такая орфограмма? Обратите внимание на слайд, как обозначается эта орфограмма. Запишите эти слова в тетрадь и обозначьте орфограмму. -Как вы думаете, является ли в этом случае мягкий знак показателем мягкости согласного? Почему? -Верно. Значит, мягкий знак в данной орфограмме показывает, что это глагол 2-го лица, ед. ч. -Прочитайте информацию под 2 цифрой.
-Что ещё узнали о написании глаголов во 2 лице мн. ч.? Какие они имеют буквы в окончаниях? -Обратите внимание на слайд. Запишите эти слова в тетрадь, выделите «длинные» окончания, подчеркните 2-ю букву гласного – е. Она всегда одинаковая. Её нужно запомнить. -Применим новые знания на практике. Обратите внимание на слайд. Я предлагаю записать глаголы 1 группы в форме 2-го лица единственного числа 1 варианту. А глаголы 2 группы в форме 2-го лица множественного числа 2 варианту. На слайде: 1.Подойти, молчать, расти, спасти, цвести, трясти. 2.Запасти, пить, бежать, стучать, уйти, отвезти. -Работаем самостоятельно в своих тетрадях, а 2 ученикам я предлагаю поработать с обратной стороны доски. Поднимите руку, кто желает выйти к доске и записать глаголы 1 группы? 2 группы? Не забудьте, про мягкий знак после ш, а также, что 2 буква гласного в окончании всегда – е. Время на работу 3 минуты. -Время вышло. Давайте проверим, как справились с работой ученики у доски. -Проверяем работу 1 варианта. Поднимите руку у кого точно также как на доске, а у кого по-другому? -Проверяем работу 2 варианта. Поднимите руку у кого точно также как на доске, а у кого по-другому? -Какую оценку мы можем поставить ребятам за работу у доски? Почему? -Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места -А теперь оцените свою работу в тетради. Если у вас отсутствуют ошибки, поставьте оценку «5», если есть 1 ошибка, поставьте оценку «4». Поднимите руку у кого оценка «5». Молодцы! А у кого оценка «4»? У кого больше ошибок и он не смог себе поставить оценку, не расстраивайтесь, сегодня на уроке мы ещё поупражняемся в применение нового правила. | -Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Открывают учебник на 75 странице. -В настоящем времени.
-По лицам и числа.
-Окончание.
-В личных окончаниях глаголов 1 столбика буквы согласных звуков одинаковые, но изменяются буквы гласных звуков. -Да. -В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных звуков одинаковые, но изменяются буквы гласных звуков Выполняют в парах работу на карточках.
Проверяют работу с образцом. -Да. Оценивают свою работу на листах самооценки. -По лицам и числам. Высказывают свои предположения. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением -Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Читают вывод во второй рамке. Меняется гласная И или гласная Е (Ё). -«ешь». 1.В окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа после ш пишется ь: (ты) рисуешь, пишешь, молчишь, мыслишь, рассуждаешь и т.д. -ешь, -ишь. -Мягкий знак. -Мягкий знак после шипящих на конце слова. Записывают в тетрадь слова: рисуешь, пишешь, молчишь, мыслишь, рассуждаешь. -Нет. Звук [ш] всегда твёрдый, в данном случае – ь показатель определённой грамматической формы слова. 2.Окончание глаголов 2-го лица мн. числа «длинные» - в них две буквы гласных, причём первая – е или и, а вторая – всегда только е: (вы) печёте, дружите, говорите, считаете, берёте и т.д. -Окончания глаголов 2-го лица множественного числа «длинные». Две буквы гласных Е и И. Печёте, дружите, говорите, считаете, берёте. Самостоятельно работают по вариантам, 2 учащихся работают с обратной стороны доски. 1 вариант (Ты) – подойдёшь, молчишь, растёшь, спасёшь, цветёшь, трясёшь. 2 вариант (Вы) – запасёте, пьёте, бежите, стучите, уйдёте, отвезёте. Проверяют работу учеников у доски Й Оценивают деятельность своих одноклассников Оценивают свою работу | Предметные: освоение умения спрягать глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени; выработка умения находить и выделять личные окончания глаголов; выработка умения применять правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Познавательные: формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения, классификации по родовидовым признакам, обобщения; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: формирование умения следовать учебным действиям; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами. Коммуникативные: формирование умения работать в паре, вести учебный диалог; формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | | |
| -А как вы думаете, сколько спряжений может быть у глаголов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос. Я предлагаю вам внимательно посмотреть на слайд. Дома я проспрягала глаголы дуть, лить, лежать и долбить. На слайде: ед.ч. | 1 л. | дую | лью | лежу | долблю | 2 л. | дуешь | льёшь | лежишь | долбишь | 3 л. | дует | льёт | лежит | долбит | мн.ч. | 1 л. | дуем | льём | лежим | долбим | 2 л. | дуете | льёте | лежите | долбите | 3 л. | дуют | льют | лежат | долбят | На доске карточки с окончаниями: 1.ю, ешь,ёшь, ет, ёт, ем, ём, ете, ёте, ют. 2. у, ю,ишь, ит, им, ите, ат, ят. -Обратите внимание на окончание глаголов 1 и 2 столбика. Какую карточку мы можем отнести к ним? Какие общие гласные встречаются в личных окончания этих глаголов? Какое личное окончание имеет глагол в форме 3-го лица множественного числа? (вывешивается яркая карточка окончание е (ё), форма 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют) -Значит 2 карточку, мы относим к личным окончаниям глаголов в последних двух столбиках. Какие общие гласные встречаются в личных окончания этих глаголов? Какие личные окончание имеет глаголы в форме 3-го лица множественного числа? (вывешивается яркая карточка окончание и, форма 3-го лица множественного числа окончания -ат,, -ят) -Итак, сколько может быть спряжений у глаголов? -Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? (Вывешиваются название спряжений I и II)
-Обратите внимание, что спряжение глаголов обозначаются римскими цифрами. Запомнить их поможет подсказка. (на слайде) -В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить! -По какому признаку распределяются глаголы по спряжению? Обратите внимание, что окончания – ударные. –Верно. Прочитайте материал на 77 странице под восклицательным знаком. –Итак, спряжение – это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение «перейти» не может. Оцените свою деятельность на 4 этапе маршрута |
-Первую карточку. -Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, ё. -Глаголв форме 3-го лица множественного числа имеет окончание- ут, -ют. -Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят -Два -Глаголы, имеющие в окончании гласную е, ё, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют. -Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ат, -ят. -По окончаниям Если на окончание глагола падет ударение, определить спряжение очень легко: в окончаниях буква е (ё), а в 3-м л. мн. ч. –ут (-ют) – I спряжение; в окончаниях буква и, а в 3-м л. мн.ч. –ат (-ят) – II спряжение | Предметные: усвоение знаний об особенностях личных окончаний глаголов I и II спряжения; Познавательные: формирование умения осуществлять логические действия анализа, сравнения, классификации по родовидовым признакам, обобщения. | | |
Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | -Ребята, посмотрите внимательно на слайд, кто-то перепутал алгоритм определения спряжения глаголов! Поможете мне восстановить последовательность определения спряжения глаголов? Если -и, -ат(-ят) – II спряжение. Поставить ударение. Если -е, -ут(-ют) – I спряжение. Выделить окончание. -Молодцы, вы мне очень помогли! -Мы не успели оглянуться, как оказались уже на 5 этапе. На данном этапе я предлагаю вам выполнить задание на карточке №3 для закрепления полученных знаний. Вам необходимо будет выделить личные окончания, и определить спряжение глаголов. Для начала давайте вместе разберем 1 словосочетание. На слайде: Весело поют (I). Теперь можете самостоятельно приступать к работе. В работе можете пользоваться алгоритмом и правилом из учебника. Карточка №3 Весело поют ( ), пьёт ( ) воду, громко пищит ( ), трещат ( ) кузнечики, свистят ( ) синицы, говорим ( ) друг с другом. -Время вышло. Обменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте по образцу, который расположен на слайде. -Если всё выполнено, верно – ставите оценку «5», если присутствует 1 ошибка – «4». У кого больше 1 ошибки не расстраивайтесь, вам необходимо ещё раз прочитать изученные правила в учебнике и потренироваться в определении спряжений. Оцените свою работу на 5 этапе маршрута. |
-Да, поможем. 1. Поставить ударение. 2. Выделить окончание. 3. Если -е, -ут (-ют) – I спряжение. 4. Если -и, -ат (-ят) – II спряжение.
-Поют – это глагол в 3-м л., мн.ч. Ставим ударение. Ударение падает на окончание –ют. Выделяем окончание. Окончание -ют, поэтому глагол относится к I спряжению. В скобках пишем римскую цифру I.
Весело поют (I), пьёт (I) воду, громко пищит (II), трещат (II) кузнечики, свистят (II) синицы, говорим (II) друг с другом.
| Предметные: освоение умения определять спряжения глаголов по личным ударным окончаниям; выработка умения находить и выделять личные окончания глаголов. Познавательные: формирование умения осуществлять логические действия анализа, классификации по родовидовым признакам. Регулятивные: формирование умения следовать учебным действиям; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; формирование умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами. | | |