Цель: формирование представления о народном празднике «Ярмарка» на межпредметной основе.
Задачи: 1) познакомить с историей ярмарки. Ввести учащихся через примеры и образы в атмосферу ярмарки;
2) развивать навыки выразительного чтения и хорового пения. Развивать умение мыслить, анализировать и обобщать;
3) воспитывать уважение к истории народа, ее традициям и культуре, к труду людей. Воспитывать умение работать в группах.
Оборудование: Презентация, цветная бумага, клей, видио-запись Петровской ярмарки, раскраски, пословицы о труде, заклички, загадки об изделиях труда, названия групп, соответствующих их трудовому ремеслу, словарь С.И. Ожегова, учебник по Истокам.
Ход урока
Присоединение
Дети и учитель стоят в круге (у каждого ребёнка на груди бейджик с именем на цветной бумаге)
- Дорогие дети, мне приятно и радостно вместе с вами отправиться в увлекательное путешествие в мир наших истоков.
-Какая большая тема проходит? (труд земной)
-С чьим трудом вы познакомились? (земледельца, плотника, кузнеца, ткачих)
-Сегодня вы будете мастерами. Мы должны вместе работать, я помогаю вам, а вы мне. Посмотрите на бэйджики и займите по цвету ваши места в мастерских. (Разошлись по цветам на бэйджиках).
Прежде чем начать работу, повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе:
- работать должны все;
- внимательно слушать друг друга, не перебивать;
- прийти к общему мнению.
-На столе загадки. Вы сейчас читаете, обсуждаете друг с другом, приходите к единому мнению. Выбираете того, кто будет читать загадку и называть отгадку. Я буду оценивать работу в группе. Прочитайте и узнайте, кем вы сегодня будете (отгадывают)
Дети зачитывают загадку и называют отгадки. (1минута на задание)
1 группа
Ноздревато, комовато
И прекрасно, и вкусно
И красиво, и кругло (каравай хлеба)
- Чей труд задействован? (земледельца) (идут слайды)
- Значит вы сегодня земледельцы.
2 группа
Кланяется, кланяется
Придет домой – растянется (топор)
- Это главный инструмент кого? (плотника) (идут слайды)
- Вы у нас плотники.
3 группа
Душно в кузнице угрюмой
И тяжел несносный жар
И от визга, и от шума
В голове стоит угар.
- О ком идет речь? (кузнец) (идут слайды)
- Что изготавливают кузнецы?
- Вы кузнецы.
4 группа
Били меня, колотили
Во все чины проводили
А потом вместе с царем
На престол посадили.
- Что это? (рубашка)
- Кто рубашку сделал? (ткачихи) (идут слайды)
- Вы у нас ткачихи.
- Посмотрите как много изделий делают эти умельцы. (слайды товаров)
- Что они с ним делали? (дарили, меняли, продавали)
- Каждый рад предложить другому плоды труда земного – показать товар лицом. Где могли собраться все мастера, чтобы продать свои изделия труда, показать своё мастерство? (ответы детей)
Глянешь налево - лавки с товаром,
Глянешь направо - веселье даром!.
-Где так бывает?
(рынок, магазин, ярмарка)
(на рынке продают товар, но там веселья нет; в магазине нет, в то время магазинов ещё не было)
(Если называют слово «Ярмарка», хвалю их).
- Оказывается, некоторые ярмарки имеют своё название. В старину самые знаменитые ярмарки имели свои названия. «Макарьевская» ярмарка называлась так, потому что проводилась у Макарьевского монастыря. Рождественская – потому что проводилась в дни рождества. И сейчас, в наше время, у нас, в Сокольском районе, в городе Кадникове, проводится ярмарка под названием «Петровская», так как проходит 12 июля в Петров день.
Если не называют, то видео, фото с ярмаркой).
- По-вашему, какая сегодня у нас тема? (Слайд )
-Поднимите руку, кто был на ярмарке.
-Вы всё знаете о ярмарке? (нет)
-Что хотите узнать? (отвечают)
План:
- Узнать, что такое ярмарка?
- Подготовиться к ярмарке.
- Побывать на ярмарке.
- Мы для себя поставили задачи на урок, давайте следовать им.
-Где можно найти ответ на 1 вопрос? (в словаре, учебнике)
(1 2 3 4 гр. Ищут в словаре, в учебнике)
- Посмотрите определение «ярмарка» по словарю. Зачитайте кратко, что такое «ярмарка». Выберите того, кто прочитает ответ.
Работа со словарями в группе.
- Ребята, кто нашел в учебнике?
Ответы детей (слайды)
- Где вы искали информацию? (в словарях, учебнике)
- В каких словарях?
-Хорошо. Посмотрите на слайд и скажите, что значит большой торг с увеселениями и развлечениями?
- ЯРМАРКА - большой торг с увеселениями и развлечениями.
С.И.Ожегов
(Торговать, продавать, а может быть менять)
- Ярмарка - это торговля.
- ОТВЕТИЛИ НА ПЕРВЫЙ ПУНКТ ПЛАНА?
-Торговали по определённым правилам. Узнаем правила торговли.
На столе каждый взял зеленый конверт. Ваша задача на карточке обозначить стрелкой правильный ответ, соединить начало правила и подобрать конец. Потом сообщаете своё мнение товарищу и придите к единому мнению.
-Ребята, по каким же правилам велась торговля.
Торгуй, продавай, а Бога не забывай.
- Как вы поняли это правило? (торгуй честно)
Торгуй веселей, об убытке не жалей.
- Как это правило поняли? (не грусти, торгуй веселей)
Раз на ярмарку приехал, то товару не жалей.
- Как это правило поняли? (не завышай цену)
Ни с кем мы не бранимся, шутим, веселимся, да уступаем, не скупимся!
- Как это правило поняли? (продаем дружно)
Отвечают (слайд проверка)
- Зачем же проводят ярмарку? (продать товар).
- Мы выяснили, что продавали товар по определенным правилам.
- Чтобы побывать на ярмарке, мы должны изготовить товар. У вас на столе лежат конверты красного цвета. Каждый берете конверт, не забывайте, что вы земледельцы, вы плотники, вы кузнецы, вы ткачихи.
-Прочитайте задание. Прежде, чем выполнять работу, посмотрите на экран. Встаньте та группа, правило которой я показываю.
(работа с ножницами - 3группа встает; работа с клеем -2 группа; работа с пластилином – 1 группа) и приступайте к работе. Вам 3 минуты. Надо торопиться, потому что ярмарка начинается в определенное время.
1гр. – земледельцы. Испеките бублики.
2 гр.- плотники. Соберите, постройте дом.
3 гр. – кузнецы. Выковать подкову (выстричь подкову)
4 гр. – ткачихи. Соткать половики
-Изделия сделаны. Готовы ехать на ярмарку? (да)
- А я думаю, нет. Для того что бы ехать на ярмарку, нам надо продать товар. Что поможет? (реклама)
-А в старину сочиняли рекламу сами и она называлась закличкой. С какой интонацией она произносилась, как вы думаете? (Громко, четко, весело).
У вас в конвертах есть такие заклички.
А теперь готовы ехать? (да)
- А я думаю, что ещё нет. Едем куда? (на ярмарку)
- А ярмарка - это что? (праздник)
Слайды – картины художников.
-Посмотрите, какие люди едут на ярмарку (нарядные)
-Мы тоже оденемся.
Вы сейчас, берёте голубые конверты, достаете закличку, отрываете каждый себе по строчке и читаете. На подготовку вам 30 сек. Пока вы готовитесь, я помогу вам нарядиться.
-Приготовились к ярмарке? (да)
- ОТВЕТИЛИ НА ВТОРОЙ ПУНКТ ПЛАНА? (да)
- Приготовьтесь представить свой товар.
На ярмарке всегда веселье и сейчас я включу музыку русскую народную, которая называется «Светит месяц».
-Мы приехали на ярмарку.
Учитель надеваю шаль.
Петрушка: Здравствуйте, господа!
Что пожаловали сюда?
Купцам - молодцам, современным девицам –
Моё почтение!
Приходи, честной народ, Ярмарка к себе зовёт!
(Выступает каждая группа. Остальные слушают, хлопают в ладоши. Получается театрализованное представление). (Прокоментировать каждый товар). Оценивание работы в группе.
- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЯРМАРКУ
(Первыми выходят земледельцы, представляют свой товар)
- Вы земледельцы хорошо поработали и сейчас оцените свою работу в группе, возьмитесь за руки, если вы работали вместе и дружно.
- ПОДХОДИТЕ К СВОЕЙ ЛАВКЕ.
(Вторыми – плотники, представляют свой товар)
- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЯРМАРКУ
- Вы плотники хорошо поработали и сейчас оцените свою работу в группе, возьмитесь за руки, если вы работали вместе и дружно.
- ПОДХОДИТЕ К СВОЕЙ ЛАВКЕ.
(Третьи – кузнецы, представляют свой товар)
- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЯРМАРКУ
- Вы кузнецы хорошо поработали и сейчас оцените свою работу в группе, возьмитесь за руки, если вы работали вместе и дружно.
ПОДХОДИТЕ К СВОЕЙ ЛАВКЕ.
(Четвертые – ткачихи, представляют свой товар)
- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЯРМАРКУ
- Вы ткачихи хорошо поработали и сейчас оцените свою работу в группе, возьмитесь за руки, если вы работали вместе и дружно.
ПОДХОДИТЕ К СВОЕЙ ЛАВКЕ.
Дети остаются у доски, не уходят. Затем встают в ресурсный круг.
Ресурсный круг. Ребята, ярмарка не только торговля, но и праздник. Давайте, мы встанем в круг, сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы отвечать:
- Что вы видели на ярмарке?
- Что вы слышали?
- Что чувствовали?
Учитель: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Приходите в гости к нам
Рады мы всегда гостям!
- Скажите, выполнили ли мы с вами последний пункт плана? (да)
- Мы с вами побывать на ярмарке побывали, но не до конца ответили на последний пункт плана. С ярмарки никто не уезжает без подарков, вот и я вам приготовила сладкий сюрприз. (Раздаю всем детям и гостям петушки).