Конспект урока по изобразительному искусству «В мастерской мастера – игрушечника»
Тема: «В мастерской мастера – игрушечника»
Класс: 2
1. Этап урока - организационный (3 минуты)
–Здравствуйте, ребята!
–Приветствуют учителя.
–Присаживайтесь пожалуйста!
–Садятся за парты.
–Я очень рада вас видеть, надеюсь, на то, что вы уже готовы превратиться в настоящих художников, но перед этим я бы хотела прочитать вам стихотворение Н. Грибачева «Художник». Перед прочтением, я вам задам вопрос на который вы должны будите ответить: «Подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник?»
–Выполняют требования учителя, слушают вопрос, который задает учитель перед прослушиванием стихотворения, слушают само стихотворение Н. Грибачева «Художник»
Наш Сережка как художник
Тяп да ляп – спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась – борода.
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги,
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать,
И не может сам Сережка,
Кто и что тут, разобрать.
Удивляется – откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва
Где-то с боку голова?
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
Нет терпенья –
Нет уменья,
Нет уменья –
Толку нет!
–Ребята, скажите пожалуйста, можно ли Сережку назвать Художником?
–Нет.
– Почему? Каким должен быть художник?
–Потому что Сережа невнимательный, не старательный, не аккуратный, все делает быстро.
–Художник должен быть внимательным, аккуратным, старательным, правильно, логично выполнять этапы своей работы.
–Спасибо ребята, я надеюсь, что вы будете внимательными, старательными, терпеливыми, аккуратными художниками.
–Теперь ребята я предлагаю вам проверить готовность к сегодняшнему уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, гуашь, акварель, кисти.
–Проверяют готовность к уроку, все ли необходимые принадлежности имеются на парте.
2 этап урока - Актуализация игра "Ярмарка" (7 минут)
–Ребята, сейчас мы отправимся с вами на ярмарку, где продаются изделия самых разных народных промыслов. Я попрошу вас пройти к лоткам и посмотреть какие же изделия народных промыслов продаются на нашей ярмарке. (Звучат народные инструменты.) Вот беда – народ собрался, шумит, галдит, а ярмарка не открывается. Что случилось? Лотки готовы. Вывески повешены. А изделия еще не разложены. Как же так?
–Ребята, как вы думайте, почему изделия не разложены по лоткам?
–Потому что изделия народных промыслов перепутаны.
–Совершенно верно, главного героя Незнайку попросили разложить игрушки и посуду по лоткам, а он не смог этого сделать.
–Ребята, а как вы думайте, почему Незнайка не смог разложить изделия народных промыслов по лоткам?
–Незнайка не смог разложить изделия народных промыслов по лоткам, потому что не знает, какими характерными признаками обладает каждый их видов народных промыслов.
–Молодцы, а вы бы хотели помочь Незнайке разложить изделия?
–Да!
–Спасибо, но, чтобы правильно помочь Незнайке разложить игрушки нам с вами необходимо вспомнить, что характерно для дымковских и каргопольских изделий.
–Что чаще всего изображали дымковские мастера?
–Чаще всего мастера изображали дымковских барынь, кавалеров, животных, птиц, петушков.
–А какие узоры дымковские мастера используют для украшения изделия?
–Простые узоры, прямые и волнистые линии, кружки и овалы, горошины и точки.
–Молодцы, правильно.
–Ребята, а какие основные краски используют для росписи дымковского изделия?
–Для росписи дымковского изделия используют такие краски как оранжевая, красная, синяя, белая (яркие краски).
–Что чаще всего изображали каргопольские мастера?
–Чаще всего мастера изображали людей, животных (кони, медведи, олени, сказочные герои. Самая популярная каргопольская игрушка – это Полкан – получеловек –полуконь.
–А какие узоры каргопольские мастера используют для украшения изделия?
–Основной узор – точки, линии, разноцветные чёрточки.
–Молодцы, правильно.
–Ребята, а какие основные краски используют для росписи каргопольского изделия?
–Основные цвета росписи: чёрный, красный, жёлтый, бледно – зелёный, синий.
–Молодцы ребята, вы хорошо знаете основные признаки дымковских и каргопольских изделий, теперь я предлагаю вам выходить по одному и расставлять изделия по лоткам, при этом объясняя свой выбор.
–Ребята, посмотрите, один лоток остался пустым, а рядом ящик, в нем надо навести порядок, достать игрушки и расставить их. Пожалуйста, пройдите к лотку, достаньте из ящика игрушки и расставьте их.
–Выходят по одному, расставляют дымковские и каргопольские изделия по лоткам, объясняют свой выбор.
–Ребята, какие фигурки вы достали, перечислите их пожалуйста.
–Лоток заполнен, а вот и вывеска к нему.
–Ребята, прочитайте пожалуйста название вывески.
– «Филимоновские игрушки».
–Молодцы, спасибо, мне очень приятно с вами работать.
3 этап урока - Постановка темы и цели урока (2 минуты)
–Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? О чем мы с вами будем сегодня разговаривать?
–Тема нашего сегодняшнего урока «Филимоновская игрушка»
–Совершенно верно, молодцы.
–Ребята, а как вы думайте какая цель нашего сегодняшнего урока, чему мы с вами должны будем научиться?
–На уроке мы должны будем научиться рисовать филимоновскую игрушку с использованием различных символов.
–Правильно ребята, молодцы.
4 этап урока - Открытие новых знаний (8 минут)
–Ребята, когда вы подходили к последнему ящику и достали от туда различные игрушки, то там были петушок, коник, собачка, невеста с женихом, солдат, корова.
–А как вы думайте, из какого материала сделаны эти фигурки?
–Эти фигуры делают мастера из глины.
–Правильно.
–Ребята, а можете ли вы ответить на вопрос: «Где впервые стали делать игрушки, в городе или в деревне?» Почему вы так решили?
–Впервые стали изготавливать игрушки в деревне, связано это, прежде всего с тем, что сама игрушка называется Филимоновская, поэтому возможно была и есть такая деревня Филимоново.
–Да ребята, вы абсолютно правы.
Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор.
Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники и павлины
И солдатики – войска цвет.
–Зародилась эта игрушка в Одоевском районе Тульской области. А свое название получила от деревни Филимоново. В отличие от дымковских все филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни и кавалеры.
Кто и когда сделал здесь первые игрушки неизвестно, известно только, что делают их испокон веку. Одна из легенд рассказывает, что пришел в эти места гончар Филимон, обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из нее горшки да игрушки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново. Так с тех пор и повелось «глиняное дело».
–Ребята, теперь я вам предлагаю открыть 44 – ую страницу в учебнике и рассмотреть необычные филимоновские игрушки.
–Открывают 44 – ую страницу в учебнике и рассматривают филимоновские игрушки.
–Как вы думайте, в чем заключается их необычность?
–Необычность филимоновских игрушек в том, что они имеют вытянутую форму.
–Молодцы, правильно ребята.
–Как вы думайте, почему филимоновские игрушки такие вытянутые?
–Филимоновские игрушки вытянутые, возможно из – за определенной техники изготовления.
–Да ребята, от части вы правы. Оказывается все дело еще в природных свойствах местной глины. Филимоновская глина жирная и пластичная, а за маслянисто-черный цвет ее называют «синикой». При сушке глина быстро покрывается трещинками, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Отсюда и появляются утонченные, вытянутые, но удивительно изящные формы.
–Ребята, а давайте свами внимательно посмотрим и скажем, какими узорами украшены филимоновские игрушки?
–Филимоновские игрушки украшены такими узорами как полоски, точки, круги, овалы, звездочки, треугольники.
–Да, вы правы.
–Ребята, а может кто – то из вас знает, что обозначают эти узоры?
–Эти узоры обозначают символы природы.
–Совершенно верно, молодцы.
–В этих незатейливых узорах выражается древняя символика крестьянской религии. Круг – солнце, треугольник – земля, елочки – символ растительности и плодородия. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы. По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную защитить от зла и несправедливости.
–Ребята, давайте обратим внимание на то, какие же основные цвета филимоновские мастера используют для росписи филимоновских игрушек?
–Основные цвета, которые используют филимоновские мастеря для росписи филимоновских игрушек это красный, зеленый, желтый.
–Молодцы, правильно.
5 этап урока - физминутка (2 минуты)
–Ребята, а теперь давайте отдохнем с вами, я вам буду показывать движения, а вы повторяйте за мной:
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро все сразу из – за парт мы встали.
Руки поднимем, потом разведём
И очень глубоко всей грудью вздохнём.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет
Раз наклон, два наклон
Зашумел листвою клён.
Все ребята повернулись,
Все ребята потянулись,
А потом они присели
И за парту сели.
6 этап урока - Первичное закрепление (7 минут)
–Ребята, теперь я предлагаю вам выполнить упражнение.
–У вас на партах есть заготовки с изображением филимоновских узоров, все увидели?
–Да.
–Ваша задача дорисовать предложенные узоры до конца при этом соблюдая основные правила. Как вы думайте, какими это могут быть правила?
–Основные правила:
1.соблюдение аккуратности;
2.использование желтого фона;
3.использование основных цветов для прорисовки узоров.
–Совершенно верно, молодцы.
–Всем понятно задание?
–Да.
–Замечательно, тогда можете приступать.
7 этап урока - Практическая работа (12 - 15 минут)
–Ребята вы молодцы, а теперь я предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать модель филимоновской игрушки.
–У меня есть фигурки петушков, они вам помогут.
–Ребята, а чем работают художники?
–Художники работают кистью и красками.
–Правильно, поэтому мы как настоящие художники будем работать кистью. Сейчас мы начнем расписывать наши игрушки, но для этого давайте с вами подумаем, какие этапы мы с вами должны соблюдать, для того, чтобы правильно расписать нашу филимоновскую игрушку?
–Для того, чтобы правильно расписать филимоновскую игрушку мы должны соблюдать следующие этапы:
1.Правильно расположить лист бумаги (горизонтальная или вертикальная ориентация);
2.Приготовить все необходимые рабочие принадлежности и материалы;
3.Перенисти предлагаемый шаблон на лист бумаги с использованием простого карандаша;
4.Приступить к росписи.
–Молодцы, правильно, но для начала давайте еще раз вспомним, какие основные три цвета используются для росписи филимоновской игрушки?
–Для росписи филимоновской игрушки используются такие цвета как желтый, красный, зеленый.
–Совершенно верно, ребята всем все понятно?
–Да.
–Тогда можете приступать к работе.
–Ребята, я вижу, что вы уже закончили рисовать композицию, давайте с вами тогда подведем итог нашего сегодняшнего урока.
8 этап урока - Рефлексия (5 минут)
– Посмотрите, ребята, какие у вас получились красивые игрушки, кто со мной согласен поднимите ручку, кто со мной не согласен потопайте ножками?
–Ребята, вам понравился сегодняшний урок? Чем понравился?
–Да, тем, что урок был интересный, необычный.
–Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
–Сегодня на уроке мы узнали историю возникновения филимоновской игрушки, какие цвета, фигуры (знаки) необходимо использовать для росписи филимоновской игрушки.