Актуализация знаний | 5 мин | Как вы думаете, в руках любого человека инструменты звучат приятно для нашего слуха? Конечно, нет, ребята. А может ли музыкант обойтись без композитора? А почему? Верно, действительно, ребята, музыканты бы не смогли до нас донести мелодии. Ребята, обратите внимание на слайд. Вашему внимаю представлены ребус и загадка, про те инструмента, которые нас будут сопровождать сегодня в течение урока. Какие это инструменты? Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? Верно, представителями каких групп оркестра являются данные инструменты? Сегодня я вам предлагаю ознакомится с голосом каждого инструмента поближе. Как вы думаете, какая цель нашего урока сегодня? | Нет Нет. Потому что нам бы не удалось услышать мелодии, придуманные композиторами Скрипка и флейта Скрипка и флейта Струно – смычковые, деревянные - духовые Ознакомиться с звучанием инструментов: скрипка и флейта. Познакомиться с композиторами, которые писали мелодии для данных инструментов. | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция Формирование умения строить план работы Личностные: Формирование положительного отношения к окружающему миру Коммуникативные: формирование умения отстаивать свою точку зрения Познавательные: формирование умения анализировать предложенные композиции автора | Фронтальная работа: словесный метод: слово учителя, беседа Наглядный: презентация |
Открытие нового знания | 18 мин | Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? Ребята, это Бах Иоганн Себастьян. Предлагаю узнать о нем некоторые факты. Сейчас я вам расскажу его биографию, а вы внимательно слушайте, для того, чтобы после ответить на мои вопросы Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.). Творческое наследие Баха огромно. Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме оперы: оратории, кантаты, мессы, мотеты, музыку для органа, скрипки и фортепиано. Кто запомнил, когда родился великий композитор? Для каких инструментов композитор писал мелодии? Он создавал произведения во всех известных в то время жанрах, кроме… Кроме какого жанра Бах создавал произведения? Ребята, давайте же ознакомимся с одним из его произведений. Вы внимательно слушайте и подумайте, как композитор мог озаглавить данное произведение? Прослушивание мелодии Вот мы с вами прослушали произведение. Слышали вы его раньше? Ребята, оказывается, композитор писал мелодии еще и для флейты. А почему именно этот инструмент выбран для этого произведения? Оказывается, флейта может передавать настроение мелодии. Как может называться это произведение? Почему? Ребята, данное произведение носит название «шутка». Как вы думаете, а почему именно так названа мелодия Какой характер данной мелодии? Какой темп? Какой лад? Это произведение звучит как? Совсем светло? Не показалось ли вам, что здесь скрыт какая – то грустинка? Ребята, на самом деле это произведение написано в миноре. Поэтому произведение и называется «Шутка». Возможно, композитор пошутил. Минор здесь спрятан за быстрым темпом и легким характером звучания мелодии. Само произведение звучит в темном миноре. На самом деле, кто – то пытается спрятать свою грусть за смехом, а у вас было такое, что вы пытались скрыть свою грусть за веселым настроением? Как вы думаете, а какой инструмент во главе данного произведения? Верно! Какие вы все молодцы. Здесь у нас флейта исполняла подвижную мелодию, виртуозную, а вот в следующем произведении мелодия будет совсем другой, вам нужно будет соответствовать характеру этой мелодии. | Высказываются Слушают биографию Баха В 1685музыку для органа, скрипки и фортепиано Кроме оперы Высказывают предположения Да Высказываются Высказываются и аргументируют свои ответы Высказываются Задорный, веселый, светлый Быстрый Мажор, потому что произведение звучит задорно и весело Высказываются Высказываются Флейта | Познавательные: обогащение знаний о композиторах, развитие умений пользоваться простыми логическими операциями Коммуникативные: формирование умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, а также аргументировать свои ответы и отстаивать свою точку зрения Личностные: формирование представления о прекрасном Регулятивные: волевая саморегуляция, | Фронтальная работа: словесный метод: слово учителя, беседа |
Физическая минутка | 3 мин | Предлагаю вам немного отдохнуть, сейчас вы представите, что все вы – цветочки, которые с первыми лучами солнца просыпаетесь. (включает произведение «Глюк – из оперы Орфей и Эвредика) Только проснулись, тянемся, чтобы взбодриться ото сна, чувствуем мелодию, которая окутывает вас, тянитесь к солнышку, которое только протягивает к вам свои лучики, согревая вас свои нежным теплом. Хорошо, а теперь, представляем, что солнышко вновь садиться, вы вновь засыпаете и садитесь тихонечко за парты. Молодцы, ребята, каждый из вас сыграл роль цветочка. Ребята, мы сейчас с вами прослушали произведение, которое посвящено одной легенде. Хотите ее послушать? (вкл. вновь произведение) Легенда об Орфее - одна из самых древних мифов в истории человечества. Орфей звучанием нежной флейты и чарующим пением покоряет сердце прекрасной Эвридики, которая становится его женой. Но молодую женщину кусает змея, и она умирает. Смолкает чудесная флейта скорбящего Орфея, песнь его больше не завораживает людей... Ребята, а чем отличается произведение Баха от этого произведения? Верно. Какой вывод можно сделать? | Выполняют творческую физическую минутку Да Настроением Оказывается, флейта может передавать разные настроения мелодии. | Познавательные: обогащение знаний о композиторах, развитие умений пользоваться простыми логическими операциями Коммуникативные: формирование умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, а также аргументировать свои ответы и отстаивать свою точку зрения Личностные: формирование представления о прекрасном Регулятивные: волевая саморегуляция, | Фронтальная работа: словесный метод: слово учителя, беседа Метод: творческого упражнения |
Первичное усвоение новых знаний | 8 мин | Предлагаю вам ознакомиться с еще одним произведением. Включает Паганини - каприз Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопрос: какой инструмент вы слышите? Ребята, данная мелодия носит название «каприз №24», думаю, что и ваши варианты могли бы подойти этому произведению. Паганини – это итальянский скрипач и гитарист-виртуоз, композитор, которому многие завидовали. Перед концертом его враги испортили ему скрипку, оборвав на ней струны. Но Паганини сумел сыграть мелодию на одной струне. Именно эту мелодию он сумел сыграть. Ребята, как вы думаете, а почему эта мелодии названа именно так. Почему именно «каприз»? Верно, ребята. Возможно, эта мелодия являлась прихотью композитора. Какой характер имеет данная мелодия? Ребята, предлагаю вам вновь обратится к слайду. Как вы думаете, а как зовут этого композитора? Верно, это Петр Ильич Чайковский. Предлагаю ознакомиться с его произведением и предположить, как оно называется. Какой характер смогла донести до нас скрипка? Предлагаю вам послушать произведение Чайковского, для того, чтобы сравнить два произведения – из балета «Лебединое озеро» - «Танец Зигфрида и Одетты» и Паганини - «каприз» Как звучит скрипка в этом произведении? В чем разница голоса скрипки в мелодиях «Каприз Паганини» и «танец Зигфрида и Одетта». | Мы слышим скрипку Композитору захотелось написать такую мелодию. Задорный, веселый, забавный, яркий Нежно, тонко, ласково. Одна мелодия скрипка передает нежный, тонкий звук, а вторая – яркость и задорность. | Познавательные: обогащение знаний о композиторах, развитие умений пользоваться простыми логическими операциями Коммуникативные: формирование умения строить логические фразы при ответе на поставленные вопросы, а также аргументировать свои ответы и отстаивать свою точку зрения Личностные: формирование представления о прекрасном Регулятивные: волевая саморегуляция, | Фронтальная работа: словесный метод: слово учителя, беседа |