Урок с использованием ЭОР нового поколения.
Тема урока: «Волшебная палочка дирижера» (по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С. Шмагиной).
Цель урока: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в ходе изучения учебного материала по теме урока.
Задачи урока:
Предметные: формировать представление о роли дирижера симфонической музыки, о симфоническом оркестре, о видах оркестров, о группах инструментов симфонического оркестра, об истории возникновения дирижерской палочки, о дирижерских схемах (2-х и 3-х-дольной), о партитуре.
Личностные: воспитывать художественно-эстетический вкус, культуру общения при выполнении групповых заданий, развивать интерес к предмету.
Метапредметные: развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией.
Планируемый результат:
- знать:
понятия дирижер,оркестр, группы инструментов симфонического оркестра, виды оркестров, ауфтакт, партитура,имена выдающихся дирижеров, 2-х и 3-х-дольные схемы дирижирования, историю возникновения дирижерской палочки.
- уметь: различать на слух различные тембры инструментов симфонического оркестра, эмоционально откликаться на музыку во время исполнения и слушания,работать с информацией, дирижировать по 2-х и 3-х-дольной схемам.
Оборудование: проектор, компьютеры с колонками, установленный на компьютере ОМС-плеер (http://fcior.edu.ru/), раздаточный материал, фортепиано.
Подробный конспект урока
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Учащиеся: Здравствуйте!
Учитель: Ребята, вы уже обратили внимание на доску. На ней нет пока темы урока . Я надеюсь, вы сами ее назовете через некоторое время. Чтобы назвать ключевое слово темы вам понадобится разгадать кроссворд.(Загадки сопровождаются звучанием инструментов).
Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
1.Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано.(аккордеон) Слайд №2
2.Большая скрипка, на которой играют сидя (звучит жига из сюиты для виолончели ре минор И.С.Баха (в исполнении М.Растроповича). Слайд №3
3.Медный инструмент симфонического оркестра, звучащий в высокой тесситуре (звучит соло на трубе из к/ф «Земля Санникова»). Слайд №4
4. Для какого инструмента предназначены каприсы Николо Паганини? (звучит каприс для скрипки № 24 Н.Паганини). Слайд №4
5.Красивый расписной инструмент, которым можно играть, а можно и есть кашу.(ложки) Слайд № 6
6. Инструмент симфонического оркестра, который упоминается в песне «Замечательный сосед».(звучит тема кошки (кларнет) из симфонической сказки А. С. Прокофьева «Петя и волк»). (Слайд №7)
7. Медно-духовой инструмент, название которого переводится «лесной рог» (валторна). Слайд №8
Ответы:1. Аккордеон 2.Виолончель3.Труба 4.скрипка 5.ложки 6.кларнет 7.валторна.
-Молодцы, ребята, теперь вы знаете главное слово темы урока.(Дирижер). Слайд №9
-Что обычно у дирижера в руках? (Палочка)
-А каким словом можно называть палочку дирижера? (Волшебной)
-Попробуйте назвать тему урока.Дети предлагают свои варианты.Вместе с детьми учитель формулирует тему урока и показывает ее на слайде. Слайд №10 Дети записывают тему в тетрадь.
-Почему же палочку дирижера называют волшебной? На этот вопрос нам придется ответить в конце урока.
Изучение нового материала
-Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на этот вопрос (о том как возникла дирижерская палочка,о профессии дирижера, об оркестре, инструментах симфонического оркестра).Сейчас вы будете работать в командах. Каждая команда получит свое задание. На подготовку дается не более 5 минут. После ознакомления с информационным материалом представитель(представители) от каждой группы с места или у доски знакомят с ним класс.
Учитель дает каждой команде задание. Слайд №11
1команда: а) изучить краткую информацию об основных группах симфонического оркестра (Приложение 2)
б)изучить схему расположения инструментов симфонического оркестра на сцене (Приложение 2)
в)выполнить практическое задание (Помоги дирижеру) Слайд №12
2 команда: краткая информация об истории возникновения дирижерской палочки
(Приложение 3))
3 команда: а) изучить информацию о видах оркестров (Приложение 4 )
б)посмотреть видеофрагменты, послушать музыку, определить вид оркестра, выбрать его название (Виды оркестров) Слайд №12
4 команда: найти информацию в интернете о выдающихся дирижерах, выписать в тетрадь фамилии известных дирижеров. http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=http%3A%2F%2Fclassicmusic.ladogda.ru%2Findex.phpfr%3D798%26fldr%3D8290%26ftp%3D2
После работы с информацией представитель(представители) от каждой группы знакомят с ней класс. Команды придумывают и задают вопросы другим командам. Ответы ребят сопровождаются иллюстрациями (Слайды №12-18)
Игра “Разбросанный ветром оркестр”. Слайд №19
Чья команда быстрее выполнит задание, та и выиграет.
По сигналу дети должны сгруппировать хаотично разложенные на столе карточки с названиями инструментов и разместить их так, как они располагаются в оркестре. (Во время игры звучит увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила»). Слайд №19
- А сейчас давайте с вами побудем в роли музыкантов, организуем оркестр и подумаем, зачем нужен дирижер оркестру.
Учитель распределяет инструменты, дает командам задание: придумать ритмическую формулу для сопровождения уже хорошо знакомой вам песни, научиться организованно исполнять ритмический аккомпанемент.Во время работы звучит песня «Во поле береза стояла» Слайд №20
После подготовки каждая команда исполняет ритмический аккомпанемент (первые 2 строчки без дирижера, а вторые 2 строчки под управлением дирижера).
Вывод: музыкантам без дирижера трудно исполнять музыку, оркестр звучит несогласованно.
- Для чего нужен дирижер в оркестре?
Учитель с помощью дирижерских жестов просит детей петь одну и ту же фразу то громко, то тихо,то стаккато, то легато, то ускоряя, то замедля,то на ¾, то на 2/4
Вывод: дирижер управляет скоростью звучания (темпом), громкостью звучания (динамикой), характером музыки, а так же показывает вступление инструментам.
-Какими средствами располагает дирижера, чтобы управлять оркестром? Посмотрите видеофрагмент Слайд №21 и подумайте.
Вывод: Оказывается ,дирижер руководит оркестром не только дирижерской палочкой. Существует своеобразный язык дирижера ( жесты, мимика). Дирижерские жесты понятны любому музыканту мира.
-Посмотрите фотографии (Слайд (№16) и представьте, как может звучать музыка под управлением этих дирижеров?
Давайте тоже разучим схемы дирижирования.
Разучивание 2-х и и 3-х-дольной схем дирижирования - (Я дирижирую оркестром) Слайд №21
Учитель: Но прежде чем выйти к оркестру дирижеру предстоит выучить партитуру. Слайд №22
Он должен выучить все произведение, партии всех инструментов. Только тогда дирижер может может приступить к репетициям.
Вывод:Чтобы стать дирижером, иметь хорошие музыкальные способности(память,слух, музыкальный вкус, чтобы верно трактовать замысел композитора,)нужно много учиться, нужно быть высокообразованным человеком в разных областях, иметь широкий кругозор.
Оркестр –это коллектив профессионалов-музыкантов, каждый из которых слышит по-своему музыку. И самым трудным для дирижера является то, что он должен убедить в своей трактовке произведения, убедить музыкантов исполнять музыку так, как он ее слышит.
-Как вы думаете, какие личные качества при этом ему понадобятся?(уверенность, настойчивость, сила характера...) Дирижер для оркестра как капитан на корабле, как полководец, который ведёт в атаку.
Вывод на вопрос «Кто такой дирижер? делают ребята. Специальность дирижера очень сложная, потому что он должен совмещать в себе много качеств, должен уметь трактовать замысел композитора, обеспечивать качество исполнения. Дирижер должен владеть системой движения рук, знать партии всех музыкальных инструментов или голосов.
Учитель:А почему же дирижерскую палочку называют волшебной?
Ученики предлагают свои варианты ответов. (Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться).
Вопросы учителя для закрепления материала урока Слайды №23-24
1.Скажите, какими оркестрами руководит дирижер?
2. На какие группы делятся инструменты в современном симфоническом оркестре?
3.Назовите композитора и дирижера, который повернул дирижера
к оркестру, кто первым применил дирижерскую палочку.
4. Назовите выдающихся дирижеров.
5.К какой группе инструментов относится гобой?
6. К какой группе инструментов относится валторна?
7.Назовите вид оркестра, в состав которого входят духовые и ударные музыкальные инструменты?
8. Какой инструмент дальше расположен от дирижера: флейта или валторна?
Исполнение песни «Мир похож на цветной луг». Музыка Владимира Шаинского, слова Михаила Пляцковского. Работа над песней индивидуально, группами, с дирижером.
Оценочный блок
Дети сами определяют команду, которая лучше других работала на уроке.
Рефлексия
Учитель:Поднимите смайлики, соответствующие вашему настроению.
Домашнее задание: Собрать сведения о Тамбовском симфоническом оркестре.