Цель урока: Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.
Задачи урока:
Дидактические: Повторить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;
Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;
Воспитательные: Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов
музыкального искусства.
Оборудование и дидактические материалы:
- Учебник «Музыка. 4 класс.
- Фонохрестоматия. 4 класс.
- Фортепиано.
- Телевизор, ноутбук, колонки.
- Раздаточный материал для групп: листы самооценки; картинки инструментов; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.
Ход урока.
- Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку И.С. Баха «Шутка». В руках у каждого один из четырёх знаков (ноты разного цвета) для того, чтобы сесть сразу в группы.
Приветствие, настрой учащихся на урок
Музыкальное приветствие.
Учитель музыки:
Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок
Урок необычный сегодня у нас
Гостей в классе много на этот раз
Повернитесь, посмотрите и улыбки подарите.
Здравствуйте, ребята! (пропела)
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Симфонический оркестр», подготовимся к заключительному уроку четверти и познакомимся с инструментом пятой группы симфонического оркестра.
А для начала давайте приведём в рабочее состояние наш голосовой аппарат. Ведь урок мы всегда начинаем с распевки.
Для распевки ребятам предлагается припев песни «Кукушка» (польская народная песня). Работать над ритмическим ансамблем, чистой интонацией. После отработки припева исполнить 1 и 2 куплеты песни. Добиваться эмоционального исполнения.
Слайд 1: «Генрих 1»
Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство Ирландию, в гости к королю Генриху 1, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.
Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.
Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.
1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)
2 группа: барабан (ба-бан-ра)
3 группа: флейта (та-флей)
4 группа: валторна (на-тор-вал)
Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все четыре ваши ответа? Что такое флейта, виолончель, валторна и барабан?
Дети: Это музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Учитель: Молодцы! Правильно! А что такое оркестр?
Дети: Оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах.
Учитель: Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?
Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).
-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к выставке и заберите ваших попутчиков.
На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.
Дети разбирают инструменты, а затем вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.
Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»
Слайды звучание инструментов
Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится.
(после прослушивания) Ребята! Для симфонического оркестра многие композиторы любили сочинять произведения. Это В. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский, М. Глинка, и наши казахстанские композиторы: Г.Жубанова, С.Мухамеджанов, М.Тулебаев.
Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться! А так, как путешествие у нас будет долгим, я предлагаю отправиться в него под музыку Мукана Тулебаева, чтобы сохранить в душе частичку нашей Родины, а так же насладиться национальным колоритом танца из оперы «Биржан и Сара». А ребята каждой группы будут вслушиваться в музыку, пытаясь услышать «свою» группу инструментов. (Звучит музыка)
Учитель: Вот мы и прибыли во дворец короля Генриха 1-го. И нам необходимо открыть ворота дворца. Нас пропустят дальше, если мы с вами из предложенных слов выберем два, которые не могут существовать одно без другого.
Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите картинки. Расшифруйте их! Назовите музыкальные термины.
«Ключевые термины» (работа в группах).
Задание: даны слова: арфа, оркестр, дирижёр.
Определить знакомые и незнакомые.
Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).
Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – арфа.
Дети должны определить, что слова оркестр и дирижёр не могут существовать одно без другого.
Учитель: Молодцы, ребята! А мы проходим дальше. Король Генрих 1 показывает нам герб Ирландии. Давайте внимательно его рассмотрим.
Учитель: - Ребята, а вы знаете, почему на гербе Ирландии изображена арфа?
Дети: - Нет!.
Учитель: Помните, в начале урока я говорила, что тайна, которую мы откроем в королевстве Ирландии и будет новой темой нашего урока? А называется она так: «Сколько лет арфе?».
На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение об арфе. И этой информацией вы сейчас с нами поделитесь. Каждая пара получит задание.
Работа в группах по арфе.
1группа: подготовить рассказ о том, как появилась арфа.
2группа: сочинить стихотворение об арфе.
3группа: из имеющихся материалов изготовить прародителя арфы (ветка дерева и леска)
4группа: сделать коллаж. (предложены картинки арфы и её «родственников»)
Звучит музыка А. Вивальди «Зима». На работу отводится 3 мин. После этого заслушиваются ответы детей.
1 группа: Арфа была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.
Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций
2 группа:
Арфа – струнный инструмент.
Мелодичней арфы нет.
Струны мы переберём,
Звук красивый мы найдём!
3 группа: (демонстрируют лук). Мы считаем, что прародителем арфы был лук. Когда-то давно, охотник, выпуская стрелу из лука, услышал, как поёт тетива. Потом он натянул ещё несколько струн разной длины, и услышал, что чем короче струна, тем выше звук.
4 группа: на нашем коллаже мы расположили «родственников» арфы. В более ранние времена это лира и лютня. А вообще все струнные инструменты, на которых играют щипком, являются близкими «родственниками» арфы.
Учитель: Ну, что ж, молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием.
Об арфе можно рассказывать ещё много, но лучше послушать её нежный, прозрачный, чарующий голос. Арфа может входить в состав оркестра, а может быть солирующим инструментом, но чтобы солировать на арфе исполнитель должен быть настоящим виртуозом! И как приятно, что виртуозами бывают совсем юные девочки. Я предлагаю вам послушать игру Алисы Садиковой (Видеозапись).
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. А чтобы вернуться домой нам надо обобщить полученные знания. Каждая группа должна будет ответить на 3 вопроса. Если отвечаете правильно, получаете призовую нотку. Если группа не может ответить, то другая группа может заработать дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.
Музыкальная викторина.
Ребята подсчитывают призовые ноты. Группа, набравшая 3 или 4 балла получает - «отлично», 2 балла – «хорошо».
Учитель: Ну, вот мы благополучно вернулись в наш класс. Давайте ещё раз посмотрим на схему расположения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Скажите, а какой инструмент находится рядом с арфой?
Дети: Этот инструмент – рояль.
Учитель: Задание на дом: узнать, почему рояль называют «королевским»?
- Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!