kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.

Задачи урока:

Дидактические: Повторить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;

Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение анализировать и  систематизировать изученный материал;

Воспитательные: Формировать  умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;

        воспитывать любовь к музыке  на примере лучших образцов

        музыкального искусства.

Оборудование и дидактические материалы:

  • Учебник «Музыка. 4 класс.
  • Фонохрестоматия. 4 класс.
  • Фортепиано.
  • Телевизор, ноутбук, колонки.
  • Раздаточный материал для групп:  листы самооценки; картинки инструментов; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.

                                                     Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку  И.С. Баха «Шутка». В руках у каждого один из четырёх знаков (ноты разного цвета)  для того, чтобы сесть сразу в группы.

Приветствие, настрой учащихся на урок

Музыкальное приветствие.

Учитель музыки:

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок
Урок необычный сегодня у нас
Гостей в классе много на этот раз
Повернитесь, посмотрите и улыбки подарите.

Здравствуйте, ребята! (пропела)                      

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Симфонический оркестр», подготовимся к заключительному уроку четверти и познакомимся с инструментом пятой группы симфонического оркестра.

А для начала давайте приведём в рабочее состояние наш голосовой аппарат. Ведь урок мы всегда начинаем с распевки.

Для распевки ребятам предлагается припев песни «Кукушка» (польская народная песня). Работать над ритмическим ансамблем, чистой интонацией. После отработки припева исполнить 1 и 2 куплеты песни. Добиваться эмоционального исполнения.

Слайд 1: «Генрих 1»

Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство Ирландию, в гости к королю Генриху 1, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.

 Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.

Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.

1 группа: виолончель    (чель-ви-лон-о)          

2 группа: барабан (ба-бан-ра)

3 группа: флейта (та-флей)

4 группа: валторна (на-тор-вал)

Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все четыре ваши ответа? Что такое флейта, виолончель, валторна и барабан?

Дети: Это музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Учитель: Молодцы! Правильно! А что такое оркестр?

Дети: Оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах.

Учитель: Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?

Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).

-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к  выставке и заберите ваших попутчиков.

На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и  бубен.

Дети разбирают инструменты, а затем  вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Слайд 2  «Группы музыкальных инструментов»

Слайды   звучание инструментов

Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится.

(после прослушивания) Ребята! Для симфонического оркестра многие композиторы любили сочинять произведения. Это  В. Моцарт, Л.  Бетховен,  П. Чайковский,  М. Глинка, и наши казахстанские композиторы: Г.Жубанова, С.Мухамеджанов, М.Тулебаев.

Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться! А так, как путешествие у нас будет долгим, я предлагаю отправиться в него под музыку Мукана Тулебаева, чтобы сохранить в душе частичку нашей Родины, а так же насладиться национальным колоритом танца из оперы «Биржан и Сара». А  ребята каждой группы  будут вслушиваться в музыку, пытаясь услышать «свою» группу инструментов. (Звучит музыка)

Учитель: Вот мы и прибыли  во дворец короля Генриха 1-го. И  нам необходимо  открыть ворота дворца. Нас пропустят дальше, если мы с вами из предложенных слов выберем два, которые не могут существовать одно без другого.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите картинки. Расшифруйте их! Назовите музыкальные термины.

«Ключевые термины» (работа в группах).

Задание: даны слова: арфа, оркестр, дирижёр.

Определить знакомые и незнакомые.

 Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр). 

Учитель открывает  ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – арфа.

Дети должны определить, что слова оркестр и дирижёр не могут существовать одно без другого.

Учитель: Молодцы, ребята! А мы проходим дальше.  Король  Генрих 1 показывает нам герб Ирландии.  Давайте внимательно его рассмотрим.

Учитель: - Ребята, а вы знаете, почему на гербе Ирландии изображена арфа?

Дети: - Нет!.

Учитель: Помните, в начале урока я говорила, что тайна, которую мы откроем в королевстве Ирландии и будет новой темой нашего урока? А называется она так: «Сколько лет арфе?».

На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение об арфе. И этой информацией вы сейчас с нами поделитесь. Каждая пара получит задание.

Работа в группах по арфе.

1группа: подготовить рассказ о том,  как появилась арфа.

2группа: сочинить стихотворение об арфе.

3группа: из имеющихся материалов изготовить прародителя арфы (ветка дерева и леска)

4группа:  сделать коллаж. (предложены картинки арфы и её «родственников»)

Звучит музыка А. Вивальди «Зима». На работу отводится 3 мин. После этого заслушиваются ответы детей.

1 группа: Арфа была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.    

    Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций

2 группа:

Арфа – струнный инструмент.
Мелодичней арфы нет.
Струны мы переберём,
Звук красивый мы найдём!

3 группа: (демонстрируют лук). Мы считаем, что прародителем арфы был лук. Когда-то давно, охотник, выпуская стрелу из лука, услышал, как поёт тетива. Потом он натянул ещё несколько струн разной длины, и услышал, что чем короче струна, тем выше звук.

4 группа: на нашем коллаже мы расположили «родственников» арфы. В более ранние времена это лира и лютня. А вообще все струнные инструменты, на которых играют щипком, являются близкими «родственниками» арфы.

Учитель: Ну, что ж, молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием.

 Об арфе можно рассказывать ещё много, но лучше послушать её нежный, прозрачный, чарующий голос. Арфа может входить в состав оркестра, а может быть солирующим инструментом, но чтобы солировать на арфе исполнитель должен быть настоящим виртуозом! И как приятно, что виртуозами бывают совсем юные девочки.  Я предлагаю вам послушать игру Алисы Садиковой  (Видеозапись).

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. А чтобы вернуться домой нам надо обобщить полученные знания. Каждая группа должна будет ответить на 3 вопроса. Если отвечаете правильно, получаете призовую нотку. Если группа не может ответить, то другая группа может заработать дополнительные баллы, ответив на данный  вопрос.

Музыкальная викторина.

Ребята подсчитывают призовые ноты. Группа, набравшая 3 или 4 балла получает - «отлично», 2 балла – «хорошо».

Учитель: Ну, вот мы благополучно вернулись в наш класс. Давайте ещё раз посмотрим на схему расположения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Скажите, а какой инструмент находится рядом с арфой?

Дети: Этот инструмент – рояль.

Учитель: Задание на дом: узнать, почему рояль называют «королевским»?

- Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?" »

Тема урока: «Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?»


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок - путешествие.

Педагогические технологии:

Технология «Критического мышления»:

Технология «Ключевые термины» (этап знакомства с новыми понятиями)

Цель урока: Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.

Задачи урока:

Дидактические: Повторить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятием «симфонический оркестр»;

Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;

Воспитательные: Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности;

воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов

музыкального искусства.

Оборудование и дидактические материалы:

  • Учебник «Музыка. 4 класс.

  • Фонохрестоматия. 4 класс.

  • Фортепиано.

  • Телевизор, ноутбук, колонки.

  • Раздаточный материал для групп: листы самооценки; картинки инструментов; названия инструментов, разделённые на перепутанные слоги и картинки к ним; картонные ворота «дворца»; карточки ключевых терминов; магниты.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку И.С. Баха «Шутка». В руках у каждого один из четырёх знаков (ноты разного цвета) для того, чтобы сесть сразу в группы.

Приветствие, настрой учащихся на урок

Музыкальное приветствие.

Учитель музыки:

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок
Урок необычный сегодня у нас
Гостей в классе много на этот раз
Повернитесь, посмотрите и улыбки подарите.

Здравствуйте, ребята! (пропела)

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Симфонический оркестр», подготовимся к заключительному уроку четверти и познакомимся с инструментом пятой группы симфонического оркестра.

А для начала давайте приведём в рабочее состояние наш голосовой аппарат. Ведь урок мы всегда начинаем с распевки.

Для распевки ребятам предлагается припев песни «Кукушка» (польская народная песня). Работать над ритмическим ансамблем, чистой интонацией. После отработки припева исполнить 1 и 2 куплеты песни. Добиваться эмоционального исполнения.

Слайд 1: «Генрих 1»

Учитель: - Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в королевство Ирландию, в гости к королю Генриху 1, чтобы узнать одну из тайн музыки. Эта тайна будет нашей темой урока. И надо нам поскорее её узнать.

Но чтобы туда отправиться, надо купить билеты. У вас на партах лежат задания. Прочитайте их и выполните.

Задание: в данном слове переставлены слоги. Поставьте их правильно и получите слово.

1 группа: виолончель (чель-ви-лон-о)

2 группа: барабан (ба-бан-ра)

3 группа: флейта (та-флей)

4 группа: валторна (на-тор-вал)

Учитель: - А теперь ответьте на мой вопрос: какое слово объединяет все четыре ваши ответа? Что такое флейта, виолончель, валторна и барабан?

Дети: Это музыкальные инструменты симфонического оркестра.

Учитель: Молодцы! Правильно! А что такое оркестр?

Дети: Оркестр – это большой коллектив музыкантов, которые играют на разных инструментах.

Учитель: Итак, отправляемся в путешествие! Надо погасить билеты. Посоветуйтесь со своим товарищем по группе и ответьте на вопрос: каким приёмом извлекается звук из вашего инструмента?

Дети отвечают (акцент на слова: «ударом», «смычком по струнам», «вдуванием воздуха»).

-В наше путешествие отправятся ещё и наши попутчики – все инструменты, которые вы видите на выставке. Вам предстоит взять «своих» попутчиков, то есть те музыкальные инструменты, которые являются родственными тому инструменту, который вы отгадали в загадке. Итак, подойдите к выставке и заберите ваших попутчиков.

На выставке: 1) скрипка, контрабас, альт; 2) кларнет, гобой, фагот; труба, валторна, туба, тромбон; 3) литавры, треугольник и бубен.

Дети разбирают инструменты, а затем вспоминают группы музыкальных инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Слайд 2 «Группы музыкальных инструментов»

Слайды звучание инструментов

Учитель: - Запомните свою группу. Нам это потом пригодится.

(после прослушивания) Ребята! Для симфонического оркестра многие композиторы любили сочинять произведения. Это В. Моцарт, Л. Бетховен, П. Чайковский, М. Глинка, и наши казахстанские композиторы: Г.Жубанова, С.Мухамеджанов, М.Тулебаев.

Итак, все путешественники в сборе! Можно отправляться! А так, как путешествие у нас будет долгим, я предлагаю отправиться в него под музыку Мукана Тулебаева, чтобы сохранить в душе частичку нашей Родины, а так же насладиться национальным колоритом танца из оперы «Биржан и Сара». А ребята каждой группы будут вслушиваться в музыку, пытаясь услышать «свою» группу инструментов. (Звучит музыка)

Учитель: Вот мы и прибыли во дворец короля Генриха 1-го. И нам необходимо открыть ворота дворца. Нас пропустят дальше, если мы с вами из предложенных слов выберем два, которые не могут существовать одно без другого.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите картинки. Расшифруйте их! Назовите музыкальные термины.

«Ключевые термины» (работа в группах).

Задание: даны слова: арфа, оркестр, дирижёр.

Определить знакомые и незнакомые.

Дать объяснение (вспоминаем, что такое симфония, оркестр, дирижёр).

Учитель открывает ворота (две бумажные створки на доске, прикреплённые магнитами): на одной створке – «оркестр», на другой – «дирижёр». В середине – арфа.

Дети должны определить, что слова оркестр и дирижёр не могут существовать одно без другого.

Учитель: Молодцы, ребята! А мы проходим дальше. Король Генрих 1 показывает нам герб Ирландии. Давайте внимательно его рассмотрим.

Учитель: - Ребята, а вы знаете, почему на гербе Ирландии изображена арфа?

Дети: - Нет!.

Учитель: Помните, в начале урока я говорила, что тайна, которую мы откроем в королевстве Ирландии и будет новой темой нашего урока? А называется она так: «Сколько лет арфе?».

На прошлом уроке вы получили задание подготовить сообщение об арфе. И этой информацией вы сейчас с нами поделитесь. Каждая пара получит задание.

Работа в группах по арфе.

  1. группа: подготовить рассказ о том, как появилась арфа.

  2. группа: сочинить стихотворение об арфе.

  3. группа: из имеющихся материалов изготовить прародителя арфы (ветка дерева и леска)

  4. группа: сделать коллаж. (предложены картинки арфы и её «родственников»)

Звучит музыка А. Вивальди «Зима». На работу отводится 3 мин. После этого заслушиваются ответы детей.

1 группа: Арфа была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.

Легенда гласит, что первая гэльская арфа была дарована богами правителю Дагде, однако боги холода и тьмы похитили её, после чего добрые боги света и солнца отыскали её и вернули владельцу, чтобы тот играл, принося музыкой радость людям. Арфа признаётся символом Ирландии с XIII века. Ирландия является единственной страной в мире, государственным символом которой служит музыкальный инструмент, арфа символизирует важность музыки в ирландской культуре и древность её традиций

2 группа:

Арфа – струнный инструмент.
Мелодичней арфы нет.
Струны мы переберём,
Звук красивый мы найдём!

3 группа: (демонстрируют лук). Мы считаем, что прародителем арфы был лук. Когда-то давно, охотник, выпуская стрелу из лука, услышал, как поёт тетива. Потом он натянул ещё несколько струн разной длины, и услышал, что чем короче струна, тем выше звук.

4 группа: на нашем коллаже мы расположили «родственников» арфы. В более ранние времена это лира и лютня. А вообще все струнные инструменты, на которых играют щипком, являются близкими «родственниками» арфы.

Учитель: Ну, что ж, молодцы, ребята! Вы все прекрасно справились с заданием.

Об арфе можно рассказывать ещё много, но лучше послушать её нежный, прозрачный, чарующий голос. Арфа может входить в состав оркестра, а может быть солирующим инструментом, но чтобы солировать на арфе исполнитель должен быть настоящим виртуозом! И как приятно, что виртуозами бывают совсем юные девочки. Я предлагаю вам послушать игру Алисы Садиковой (Видеозапись).

Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие. А чтобы вернуться домой нам надо обобщить полученные знания. Каждая группа должна будет ответить на 3 вопроса. Если отвечаете правильно, получаете призовую нотку. Если группа не может ответить, то другая группа может заработать дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.

Музыкальная викторина.

1. Какой из перечисленных музыкальных инструментов не является ударным?

А) барабан Б) фагот В) бубен Г) литавра.

2. О каком музыкальном инструменте говорят: «Главная представительница медных духовых»?

А) фагот Б) рояль В) тромбон Г) труба

3. Какой инструмент причисляют к семейству струнных смычковых?

А) виолончель Б) рояль Г) челеста Д) флейта

4. Голоса, какой группы инструментов очень схожи с человеческим, а некоторые инструменты этой группы умеют подражать еще и щебетанью птичек, вздоху ветерка?

А) струнные смычковые Б) духовые деревянные В) духовые медные Д) ударные

5. Какой музыкальный инструмент используется преимущественно для подачи звуковых сигналов?
А) Тромбон.                                               В) Труба.
Б) Горн.                                                     Г) Флейта.


6. Какая группа музыкальных инструментов может НЕ входить в состав симфонического оркестра?
А) Ударные.                                               В) Смычковые.
Б) Клавишные.                                        Г) Духовые.


7. Какой из этих музыкальных инструментов НЕ относится к духовым?
А) Флейта.                                                  В) Кларнет.
Б) Гобой.                                                     Г) Альт.

8. Высота, какого струнного смычкового инструмента составляет приблизительно два метра?
А) Скрипка Б) альт В) виолончель Г) контрабас

9.  На каком инструменте играют пальцами рук, ладонями, локтями, палочками и даже колотушками?

А) Треугольник, Б) ксилофон В) барабан Г) челеста


10.  Какой медный духовой инструмент является самым низким по звучанию?
А) труба Б) туба В) тромбон Г) валторна

11.  Назовите самый высокий по диапазону звучания струнный смычковый инструмент симфонического оркестра.
А) Скрипка Б) альт В) виолончель Г) контрабас

12. На каком музыкальном инструменте играют только женщины?

А) рояль Б) скрипка В) челеста Г) арфа

Ребята подсчитывают призовые ноты. Группа, набравшая 3 или 4 балла получает - «отлично», 2 балла – «хорошо».

Учитель: Ну, вот мы благополучно вернулись в наш класс. Давайте ещё раз посмотрим на схему расположения музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Скажите, а какой инструмент находится рядом с арфой?

Дети: Этот инструмент – рояль.

Учитель: Задание на дом: узнать, почему рояль называют «королевским»?

- Путешествие наше подошло к концу и наш урок окончен! Спасибо за сотрудничество, ребята!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Симфонический оркестр. Сколько лет арфе?"

Автор: Миняйлова Ольга Петровна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161926


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства