Урок музыки в 4 классе на тему: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы»
Базовый учебник: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина Музыка. 4 класс
Тип урока: открытие новых знаний.
Тема и номер урока в теме: «В концертном зале», 3 четверть,5 урок.
Цель урока: сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена.
Задачи:
Личностные:
- развивать духовно-эстетические потребности учащихся;
- обогащать эмоционально-волевую сферу детей;
- развивать интерес к искусству;
- воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Метапредметные:
- умение определять и осознавать цель урока;
- умение планировать задачи на урок
Предметные:
- учить размышлять о содержании музыкального произведения;
- определять средства музыкальной выразительности;
- учить понимать музыкальный язык;
- выявлять особенности музыкального языка композитора;
- научить различать мазурки по типу.
Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Узнайте произведение. (Звучит только мелодия) (дети узнают романс С. В. Рахманинова «Сирень»)
- Что композитор выразил в романсах «Сирень», «Здесь хорошо»? (Свое отношение к родной русской природе, которую очень любил, и о которой тосковал, живя за границей. Даже пытался воссоздать её уголок на вилле Сенар в Швейцарии, посадил там русские берёзы, чтобы создать атмосферу родной Ивановки).
- А сегодня на уроке мы поговорим о творчестве композитора, чья судьба во многом схожа с судьбой С. В. Рахманинова. Оба покинули свою Родину, оба жили и похоронены на чужбине. Оба любили свою Отчизну, пронесли это чувство через всю жизнь.
- Может быть, кто-то догадался, о ком пойдет речь?
- Давайте послушаем фрагмент одной его песни.
Звучит песня Шопена «Желание» на польском языке.
Пытаемся определить автора незнакомого произведения.
Слова похожи на русские, можно понять «солнышко», «небо», «пташка».
- Автор песни - Фридерик Шопен – поляк, его Родина – Польша. Поляки, как и русские, относятся к славянским народам. Отсюда – близость языка и культуры.
Тема урока : «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»
- Какие можем поставить цели и задачи на урок?
- Узнать жизни о Шопена;
- Послушать его музыку;
- Узнать, к каким жанрам обращался композитор;
- Выявить особенности музыкального языка и стиля композитора;
- Много задач поставили, как будем их решать?
-Предлагаю посмотреть видеофрагмент о жизни композитора, а затем составить рассказ о Шопене.
Перед просмотром выдаю карточки с вопросами, которые нацелят детей на выполнение задания.
- Когда и где родился Фридерик Шопен?
- Кем были родители Шопена?
- Как называли Фридерика Шопена его друзья?
- Какие инструменты звучали в доме Шопена, и почему, будучи ребенком, он плакал, услышав музыку?
- Как развивался музыкальный талант в детстве?
- В каком возрасте состоялось первое выступление Шопена?
- С каким композитором сравнивали Шопена в Польше?
- Какими талантами, кроме музыкального, обладал Шопен?
- В каком году Ф. Шопен покинул Польшу?
- Где хранится сердце композитора?
( Рассказ детей после просмотра видеосюжета.)
Родился 1 марта 1810г. недалеко от Варшавы. Мать – из польских дворян, отец – французский эмигрант, служивший гувернёром и школьным учителем. В доме были часто слышны звуки флейты, скрипки и фортепиано. Слыша музыку, от сильного впечатления ребёнок плакал. К пяти годам исполнял на фортепиано несложные пьесы, а в шесть лет его педагогом стал известный чешский музыкант Войцех Живный. Первое выступление в семь лет состоялось в Варшаве. Поляки его называли «маленький Шопенек» и сравнивали с Моцартом. К 12 годам Шопен не уступал лучшим пианистам Польши. Кроме увлечения музыкой, Фридерик свободно владел французским и немецким языками, знал историю Польши, много читал, отличался остроумием и любознательностью, хорошо рисовал.
В 1830 г. отправляется в европейское турне, он везёт с собой кубок, наполненный польской землёй, оказалось, он расстался с Родиною навсегда.
- Где хранится сердце Шопена? (В Польше, в колонне костёла Святого Креста)
- Почему Шопен завещал сердце увезти в Польшу? ( Потому, что Франция не стала для композитора второй Родиной, сердцем он всегда принадлежал Польше).
- Как называли Фридерика Шопена его друзья? («Душой фортепиано» - столько разных чувств он мог выразить в звуках этого инструмента).
- К каким же жанрам в своём творчестве обращался композитор? Найдите информацию в учебнике, стр. 83. (Вальсы, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды)
- Вальсы, полонезы, мазурки – это всё? (Танцы).
Излюбленный польский танец – мазурка, точнее мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии).
Народная мазурка – весёлая, задорная, с резко акцентированной мелодией в трёхдольном размере. Это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Его импровизируют партнёры. В 19 веке мазурка стала бальным танцем.
Шопен очень любил народную польскую музыку, мог слушать её часами, интонации её впитал с детства. Большинство своих мазурок Шопен писал вдали от Польши, в Париже, но остроту запомнившегося с детских лет не могло заглушить никакое расстояние. Один из музыковедов в книге о Шопене писал: «Слушающему (мазурки Шопена) кажется, что автор только что побывал где-нибудь в окрестностях Полоцка, на деревенской свадьбе и под свежим впечатлением здорового веселья спешит зарисовать нотами картину танцев под открытым небом и зафиксировать звуки примитивного деревенского оркестра».
Мазурки Шопена очень разнообразны. Одни представляют собой жанровые зарисовки из сельской жизни, изображение деревенских сценок. Шопен называл их «образками» (картинками).
Другие мечтательные, лиричные, так называемые мазурки-размышления, мазурки настроения.
Третьи напоминают блестящие бальные мазурки.
Мы послушаем три мазурки и попытаемся определить их тип. (Слушание мазурок№1, №47, №48 и обсуждение в группах).
В табличках можно сделать пометки, полностью заполнять необязательно.
№ | Мелодия | Ритм | Особенности ритма | Динамика | Характер | Тип мазурки |
Мазурка №1 | ||||||
Мазурка №47 | ||||||
Мазурка №48 |
Каждая группа высказывает своё мнение, аргументирует его.
В итоге, дети приходят к общему выводу о том, что мазурка №1 напоминает бальный танец. Музыка мазурки вводит слушателя в атмосферу бала, звучит в быстром темпе, мелодия стремительная, то взлетающая вверх, то словно порхающая, изящная и блестящая.
Мазурка №47 – мазурка-размышление. Крайние части звучат в медленном темпе, задумчиво, мечтательно, словно затаённая печаль рассеяна в её звуках. (Всё сосредоточено на том, чтобы передать чувство, которое Шопен определял словом zal (жаль). Его можно понимать как жалость и нежность, грусть и печаль и как множество других настроений, не поддающихся однозначному словесному определению.)
Мазурка №48 напоминает крестьянский танец, «изображает» жанровую сценку, бесхитростное деревенское веселье. В ней задорная, энергичная мелодия с яркими акцентами. В средней части мелодия более напевная, лирическая, напоминает звучание волынки и скрипки – инструментов деревенского оркестра.
- Скажите, можно ли танцевать под мазурки Шопена? (Нет, они не предназначены для танцев. Это концертные пьесы для слушания.)
- Какие черты свойственны для жанра мазурки? (трёхдольность, акцент на третьей доле)
- Давайте сыграем эти акценты. (мазурка F dur, исполнение акцентов на детских музыкальных инструментах.)
Шопен – автор нескольких песен. В начале урока звучала песня Шопена «Желание». Давайте ещё раз послушаем и разучим. Слушаем на русском языке.
Обсуждаем характер песни, обращаем внимание на мелодию (простая, бесхитростная, с повторами, характерными для народной музыки).
- Что напоминает вступление? (инструментальный наигрыш на сельском празднике)
- Каким звуком нужно исполнять эту песню? (Легким, светлым, полётным)
Распевы придают музыке изящество, легкость, танцевальность.
- Интонации какого жанра звучат в этой песне? (Близка по интонациям и ритму к народной мазурке)
Работа над песней (эскизно).
Рефлексия.
- Что на уроке узнали? (Узнали о польском композиторе Ф. Шопене)
- Чему научились? (Научились определять типы мазурок)
- Какой вывод можем сделать о музыке Ф. Шопена? (Она может выражать разные чувства. Главные её черты: поэтичность, изящество, лиризм, яркая образность; своими интонациями близка польской народной музыке.)
- Благодарю всех за активную, творческую работу на уроке!v