Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Конкретный смысл умножения"
Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Конкретный смысл умножения"
Урок по теме «Конкретный смысл умножения» во 2 классе. Чем лучше будет усвоено определение умножения в начальной школе, тем лучше ученик окажется подготовленным к обучению в следующих классах. Данный урок создан специально для изучения темы, которая входит в школьный курс математики за 2 класс. Опираясь на конкретный смысл умножения, их свойства, раскрываются приёмы устных и письменных вычислений. Особенно полезно вспоминать конкретный смысл умножения на тех порах, пока не выучена наизусть таблица умножения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Конкретный смысл умножения"»
7
Зацепина Наталья Викторовна
Урок математики 2 класс ФГОС «Школа России»
Тема: Конкретный смысл действия умножения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи урока:
Предметные: Познакомить учащихся с новым арифметическим действием умножением как новой формой записи сложения одинаковых слагаемых. Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Формировать интерес к учебной деятельности; понимание роли математики в жизни человека.
Регулятивные
- Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Познавательные
– Использовать рисуночные и символические варианты математической записи; проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения; выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные
- Контролировать свои действия в коллективной и индивидуальной работе.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут ученики в ходе урока.
В ходе урока обучающиеся приобретут знания об умножении как новой форме записи сложения одинаковых слагаемых, осознают значимость понятия «умножение», научатся заменять умножением сумму одинаковых слагаемых. Продолжат формировать вычислительные навыки, понимать учебную задачу и действовать в соответствии с ней, осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Этапы урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
3. Определение задач урока, составление плана действий
Цель: Определение способа действий, составление плана.
4. Выявление места и причины затруднения, сообщение нового знания
Цель:Построение проекта выхода из затруднения.
5.Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
8. Проверка усвоения материала
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
9. Рефлексия
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Ход урока:
1. Организационно- мотивационный момент.
Цель: Организация внимания школьников, проверка готовности класса к уроку, мотивирование учебной деятельности.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Все готово? Все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сели прямо, не согнулись,
И друг другу улыбнулись.
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
- Какое у вас настроение?
Пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Итак, за работу
2. Активизация познавательной деятельности
Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, отработка навыков быстрого счёта.
1. Арифметический диктант.
- Приготовьтесь писать арифметический диктант.
-Сумма двух чисел равна 17. Одно слагаемое 8. Чему равно другое слагаемое?
-Разность двух чисел 8. Вычитаемое равно 9. Чему равно уменьшаемое?
-Из какого числа надо вычесть 25, чтобы получить 30?
-Какое число больше 9 на 7?
-Увеличьте 33 на 8.
-Найдите сумму чисел 16 и 5.
-Найдите разность чисел 82 и 5.
-Кто хочет поделиться своим результатом?
(Проверка по образцу: 9,17.55,16,41.21,77)
2. Вычислительные навыки.
-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.
9+4+1+4+4 5+5+5+5+5
7+7+7+20 8+7+5+8
2+2+2+2+2 32+32+32
-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?
(Незнаем)
(Проблема!)
-Так в чём затруднение?
(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)
-Что будем делать дальше?
(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)
-Какова цель нашего урока?
(Договорится о записи выражений с одинаковыми слагаемыми)
-Что же нам поможет это сделать?
3. Определение задач урока, составление плана действий
Цель: Определение способа действий, составление плана.
-Попробуем выполнить ещё одно задание.
Игра « Веришь, не веришь»
У каждого ученика на столе листок
1
2
3
4
5
6
- Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « -», если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.
Верите ли вы,
1. …что в математике 10цифр? ( ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? ( ДА)
3. …что 5дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 час – это сутки ?( ДА_)
5. …что сложение одинаковых слагаемые называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
- Что вызвало у вас затруднение?
- Какая тема урока?
Чему будем учится на уроке?
Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
-Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для надо продолжить мысль:
Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
Я узнаю, как оно……………(обозначается)
Я узнаю , для чего оно мне ………… (пригодиться)
4. Выявление места и причины затруднения, сообщение нового знания
Цель:Построение проекта выхода из затруднения.
Попробуем выполнить ещё одно задание.
У каждого на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты. -----Что изображено на листе?
(На листе изображены точки)
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе. Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
-При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.
-Какое выражение получается?
5+5+5+5+5+5+5+5=40.
( Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)
-Удобно ли так записывать? (Нет)
5.Открытие нового знания.
Цель: Организовать реализацию способа замены сложения умножением, познакомить с терминологией.
-Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
-Откройте учебники на с.48. Прочитайте правило.
-Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?
(Можно записать умножением.)
-Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой.)
-Попробуем заменить выражения, которые мы рассматривали по другому. Посмотрите на свои листочки и запись на них.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)
-Какой знак поставим вместо знака + ?
(Знак умножения)
-Какое число запишем потом? (8)
-Почему?
(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x8=40.
6. Физкультминутка
«Мозговая гимнастика»
Качание головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы); дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону; пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслаблении шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки»
(Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания); нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений»
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
« Моргания»
(полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-6с, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4 раза.
7. Первичное закрепление.
Цель: Организовать усвоение способа действий при решении нового с их проговариванием, опираясь на новые знания.
-А сейчас опираясь на новые знания заменим суммы слагаемых умножением.
Запишем и объясним.
2+2+2+2=2x4 (по 2 взяли 4 раза)
5+5+5+5+5=5x5 (по 5 взяли 5 раз)
32+32+32=32x3 (по 32 взяли 3 раза)
-Что обозначает первое число в выражении? (Слагаемое)
-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)
Работа в группах
4 * 5 =
16 * 3 =
9 * 3 =
- Замените умножение суммой одинаковых слагаемых.
- Проверка: к доске карточки, все проверяют. Если есть ошибки, то сказать
« не ошибается тот, кто ничего не делает.»
8. Проверка усвоения материала
Цель: Организовать самостоятельное выполнение задания учащимися типовых заданий на новый способ действия. По результатам выполненной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Творческая работа в парах.
Придумайте для соседа по парте 3 суммы одинаковых слагаемых, запишите их на листочках.
Обменяйтесь листочками и запишите суммы в виде произведения. Проверьте работу. (взаимопроверка)
Самостоятельная работа.
Следующее задание будете выполнять самостоятельно
4+4+4+4= 6+6+6+6+6=
2+2+2+2+2+2+= 8+8+8=
5+5+5+5+5+5+5= 9+9=
Проверка
Работа по учебнику. (Повторение)
1. Задача.
-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием. А теперь давайте выполним задание знакомое нам. Решим задачу №2 на с.40.
-Прочитайте задачу про себя.
-Запишем её кратко. Что говорится в задаче?
-Что нужно узнать?
Какие опорные слова мы запишем в краткой записи?
(На 1 аллее - 12л.
На 2 аллее - ? 4 л. меньше, чем на первой.
Поставьте разные вопросы к задаче.
(-Сколько лип росло на 2-ой аллее?
-Сколько лип росло на двух аллеях?
-На сколько лип росло на первой аллее больше, чем на второй?)
(Каждый выбирает свой вопрос и решает задачу)
-Проверим. Назовите вопрос и решение задачи.
2.Решение примеров изученных видов.
Решаем самостоятельно. Проверка выполняется у доски с комментированием.
-Какой порядок действия в решении примеров?
(Сначала выполняем действие в скобках).
9. Рефлексия
Цель: Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
«сказочное дерево»
плод, цветок и листочек
Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь
Цветочек – было трудно, но я понял
На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается
10. Домашнее задание
Правило, с.48, № 4, 6 -для всех, для тех, кто не боится трудностей, предлагаю задания по выбору на листочках