Тема: Число и цифра 7. Состав числа.
Цель: создание условий для ознакомления с цифрой и числом 7 и изучения состава числа 7.
Образовательная: формирование представлений о числе 7, как последующим для числа 6; формирование умение графически изображать число 7 цифрой 7; ознакомление с составом числа 7.
Развивающая: развитие логического мышления, математической речи и интуиции; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; осуществлять рефлексию собственных действий и умение взаимодействовать в паре.
Воспитательная: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, воспитывать ответственность и аккуратность; формировать положительную мотивацию к учебной деятельности и предмету.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик – ученик, исследовательская беседа;
- по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определять тему, цели урока;
-самостоятельно определять проблему и решать её;
-отвечают на вопросы;
-самостоятельно решать задачи;
-оценивать себя;
-рефлектировать.
Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, флипчарт, выполненный в программе IQBoard.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать цифру 7, овладеют умением выполнять действия сложение и вычитание с опорой на состав числа 7; научаться слушать собеседника и вести диалог; работать в паре; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!
Лучики взяли, к сердцу прижали,
Людям отдали и улыбнулись.
II Подготовка к изучению нового материала.
Устный счёт.
1.Работа с числовым рядом.
Рассмотрите числа, назовите их. Определите закономерность и продолжите ряд. (на доске магнитные карточки с цифрами)
1 … 3…5…
Назовите пропущенные числа 2, 4, 6… до 20
Назовите
- предыдущее для 11
- следующее при счёте для 17
- соседей числа 19
- самое маленькое двузначное
- самое большое однозначное
- число между 13 и 15
- 3 на 2 больше
- 6 на 3 меньше
- 5 на 2 меньше
2. Нахождение значения выражений.
Выберите все суммы: 2 + 4 6 - 4 6 – 1 5 + 1 3 + 3 1 + 5 5 + 2 6 - 1 6 – 5 6 – 3 4 + 2
Прочитайте разными способами.
Какая сумма лишняя и почему?
Найдите общий признак для остальных примеров. Это разности. Вспомним название компонентов. Прочитать разными способами.
3. Перекладывание палочек.
На магнитной доске выложен из полосок ЗОНТИК. Переложите две палочки так, чтобы получилось 3 равных треугольника.
Дождь покапал и прошёл.
Солнце в целом свете!
Это очень хорошо и большим и детям!
III. Определение темы и целей урока.
Послушайте стихотворение про необычную деревушку.
В деревушке 7 избушек, 7 дорожек, 7 старушек, 7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов на плетнях сидят друг на друга не глядят. Распустили 7 хвостов, каждый хвост 7 цветов.
Чем интересна эта деревушка?
Подумайте, какая тема сегодняшнего урока?
(Число и цифра 7)
Определение цели урока:
- Узнать:
- Научиться:
- Запомнить:
IV. Ознакомление с новым материалом.
1.Историческая справка:
Знаете, ребята, число 7 издавна считается магическим числом. 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 римских богов, 7 чудес света в Древней Греции,
- 7 цветов радуги…
- 7 музыкальных нот
- 7 дней недели
Назовите их, какой сегодня день? Какой будет завтра?
Часто число 7 встречается в сказках: волк и 7 козлят, 7 гномов и Белоснежка.
2. Работа с половицами.
Мы часто слышим поговорки и пословицы.
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. За семью печатями.
3. Семеро одного не ждут.
3. Обобщение знаний о числе и цифре 7.
Цифра 7 обозначает на письме число 7. В чём разница между число 7 и цифрой 7. (цифру видим и пишем, число мы слышим и произносим)
Как из числа 6 получить 7?
Как из числа 8 получить 7?
Какое это число однозначное или двузначное?
Назовите соседей числа.
Назовите числа меньше 7.
Составьте рассказ о том, что мы узнали о числе 7. (Обозначается цифрой, волшебное, однозначное, соседи.)
4. Работа в тетради:
- Анализ образца цифра 7. Письмо по образцу. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой линии, большой наклонной палочки и маленькой горизонтальной палочки, пересекающей середину большой палочки.
- Сравнение цифры 7 и 2. Письмо пар 72 27
- Работа с тройкой чисел 725. Составить и записать все возможные тройки чисел
Взаимопроверка.
Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно "зажгите огоньком".
Подарите друг другу улыбки.
5. Исследование состава числа 7.
Работа в парах.
Игра «Заселите домики»
Итак, перед нами два домика, заселите их числами. Вам помогут круги. Раскрасьте их в синий и красный цвет и запишите цифры в «окошко» домика.
Правила работы в группах:
- Выскажи своё мнение.
- Выслушай мнение соседа.
- Придите к единому мнению.
- Будь вежлив.
Проверка по образцу на слайде.
V. Первичное осмысление и применение знаний.
- Задайте вопрос по составу числа 7 классу, по одному вопросу в паре.
- Работа с книгой стр. 60 № 1
Игра «Я задумала число»
- Я задумала число и прибавила к нему 1 получила 7.
Как узнать задуманное число? Надо идти обратно от 7 отнять 1, задуманной число 6.
- Я задумала число отняла от него 2 и получила 5
- Я задумала число прибавила к нему 3 и получила 7
- Я задумала число отняла от него 5 и получила 7
Работа на карточках.
1 + 6 = 7 – 5 + 4 = … + 3 = 7
7 – 2 = 2 + 5 – 3 = 5 + ….= 7
4 + 3 = 1 + 6 – 2 = 7 - …= 6
7 – 4 = 7 – 4 + 2 = … - 4 = 3
Поставь знаки < > =
7 … 3 5 … 7 7 … 7 …< 7 4 < …
Самопроверка по слайду.
VI. Рефлексия:
Закончи предложения
Я научился
Я старался, и у меня всё получилось
Я старался, но у меня не получилось…
Я хочу сказать спасибо …
VII. Подведение итогов урока.
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,