Создать условия для формирования представлений учащихся о числе 0, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке; познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру 0;
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем. (-Доброе утро!)
Издавна русские люди говорили: «Гости в дом-радость в дом». Вот и мы давайте порадуем наших гостей своим поведением и своими знаниями.
Сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Угадайте какой?
«На сметане я мешен, на окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился…..»
Учитель вывешивает иллюстрацию Колобка.
II.Устный счет:
-Спрыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке, а навстречу ему Заяц.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию Зайца.
-Колобок, Колобок, я тебя съем.
-Не ешь меня Заяц.
-Хорошо. Но за это ты должен выполнить мои задания.
Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
А если не решишь мои задачи,
Не видать тебе удачи!
Учитель:
Ребята, надо Колобочка спасать
Помочь от Зайчишки ему убежать.
Поможем Колобку решить Зайкины задания.
1)Работа с числовым рядом:
Посчитать:
от 1 до 5.
Счет от 5 до 1.
От 2 до 5; от 5 до 2.
Вставить пропущенные числа:
1,2, *,4, 5.
5,*,3, 2, 1.
2)Веселые задачки.
Три гриба росли у ели.
Два из них бельчата съели.
Ты скажи теперь, дружок,
Сколько прячется в тенек .(1)
А теперь пора бананы сосчитать у обезьяны
Один, два, три, четыре, пять…
Можно три на завтрак дать,
Если три на завтрак дать,
Их уже не будет пять. (2)
Учитель: Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями. (оценки)
III. Объяснение нового материала.
Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Серый Волк. В Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел.
Волк:
а) С песней , Колобочек, не спеши,
Лучше ты заданье мне реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело прибежишь.
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке и четыре пескаря.
Но смотрите- у ведерка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет? ( нисколько)
б) Сколько дедушек учится в нашем классе?
Сколько говорящих собак вы встречали?
Сколько знакомых вам кошек умеют вышивать?
Вывод: Что общего у всех этих вопросов? ( Нисколько)
Как заменить слово «нисколько» в математике? Нисколько, пусто, ничего или ноль (нуль). Кто покажет это число? Где мы с вами поставим новую цифру на числовом ряду? А где вы видели такой числовой ряд, начинающийся с нуля? (на линейке)
Ноль, кто-нибудь подумает, что цифра пустяковая, без которой можно легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль- очень даже важная персона Как написать число 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось. Поменяйте местами цифры : 1,0 (0,1) Где можно встретить такой номер?
Запомни: 01-пожарная часть
02- полиция
03- «скорая помощь»
04- горгаз
Какие вы знаете числа , где встречается эта цифра? (10, 100, 1000 и т.д.)
Вывод: Мы выяснили, что цифра ноль обозначает пустое множество, то, чего нет.
Учитель: А теперь снова в путь. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему Медведь. ( Учитель убирает Волка, а на его место ставит Медведя)
Колобок наш испугался, на пенек скорей забрался.
Только начал песню петь, как медведь давай реветь.
Ты не пой мне , Колобок, не заговаривай зубок.
Лучше ты, дружок, спеши, свою цифру напиши.
- Есть такая цифра которая похожа на Колобка, ребята?
- Это 0.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
- А на что еще пожож 0?
Учимся писать цифру 0. Чем цифра 0 отличается от Колобка?( Колобок-круглый, а ноль- овальный)
Объяснение написания цифры:
Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. Разбор образца и показ написания учителем.( несколько учеников- у доски). Письмо цифры учащимися в тетрадях.
VII. Закрепление изученного материала.
А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса.
Вот и лиса идет и такую речь ведет.
Лиса:
Съем тебя я, Колобок,
Но прежде дам тебе я срок:
Чтоб сумел за 5 минут
Все решить, что есть вот тут.
а)Работа со счетным материалом. Работа в тетрадях.
- Возьмите 1 палочку , положите на парту. Теперь уберите её. Сколько палочек осталось? ( ниодной или 0)
Запишем пример в тетрадь: 1-1=0
-Возьмите 5 палочек, уберите 5 палочек. Сколько осталось? (нисколько или 0)
Запишите пример в тетрадь: 5-5=0
Вывод: Ноль получается, когда из числа вычитаешь тоже самое число
б) Работа с учебником. Стр.7№7 устно
VIII. Подведение итогов урока:
-Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка- ведь все задания он решил правильно. А помогли ему в этом вы, ребята.