Тема: Решение задач на движение вдогонку.
Цель: познакомить с новым видом задач на движение вдогонку
Задачи: сформировать понятие о скорости сближения при движении в одном
направлении; закрепить умение решать задачи на движение;
совершенствовать арифметические навыки;
развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать умение сотрудничества
Оборудование: презентация у уроку, карточка «Установи соответствие», схемы №1,№2, сигнальные светофоры
Ход:
- Орг момент.
Ну-ка, милый мой дружок!
Ты готов начать урок?
Всё в порядке на столе?
Есть порядок в голове?
Чтобы добыть знания
Нужно терпение и старание.
- Целевая установка. Математический диктант
Тему урока вы узнаете, выполнив следующее задание: (СЛАЙД №2)
29•30+500=1370
380:20+500=519
960:40+500=524
7600-76+500=7524
186• 10+500=2360
84•9+500=1256
1000:2+500=1000
490:70+500=507
Запишите ответы в порядке убывания.
Подпишите буквы под числом. (СЛАЙД №3)
-Какое слово получилось? (СЛАЙД №4)
(Движение)
- Актуализация опорных знаний
-Что такое движение?
- Как мы находим неизвестное расстояние?
- Как узнать скорость движения?
- По какой формуле мы находим время?
- Как вы думаете, какая здесь запись лишняя и почему? (СЛАЙД № 5-6)
А) 3м 6 см
Б) 360 см
В) 36 дм
С) 3м 60 см
А) 8 км/ч
Б) 80 км /ч
В) 8 000 м/ч
У вас на столе карточки.
- Соедините линией одинаковые промежутки времени.
24 ч 90 с 1 ч 30 мин
5 мин 17 с 517 с 317 с
52 ч 1 сут 2 сут 4 ч
-Заполните таблицу: (СЛАЙД № 7)
Скорость
Время
Расстояние
65 км/ч
3 ч
? км
? м /мин
2 мин
190 м
90 км /ч
? ч
450 км
- В каком направлении могут двигаться тела?
(В противоположном, навстречу друг другу)
- Составьте по схеме задачу и решите её по вариантам.
( схема №1- 1 вариант, схема №2 – 2 вариант)
Схема №1
Схема №2
- Введение новых знаний
Если машина, которая движется со скоростью 70км/ч, изменит направление и продолжит движение в обратном направлении, то что можно сказать о движении транспорта? (движение вдогонку)
- Работа по учебнику (с.26 №1)
Расстояние между школой и домом 200 м. Одновременно из школы вышел ученик, а из дома – бабушка. Они пошли в одном направлении. Скорость ученика 110 м/мин, а бабушки- 60 м /мин
Выполним чертёж. (на доске)
-Какое расстояние было между учеником и бабушкой в самом начале?
- Что будет происходить с расстоянием?
- Почему расстояние между объектами уменьшается?
-На сколько метров уменьшается расстояние каждую минуту?
-Через какое время ученик догонит бабушку?
-Какую скорость мы можем найти? (Скорость сближения)
- По какой формуле найдём скорость сближения?
2) Разбор задачи №3 «цепочкой»
Расстояние между домами Алибека и Мурата 160 м. Они вышли в школу одновременно. Алибек шел со скоростью 100 м/ мин, а Мурат шёл вдогонку Алибеку со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Мурат догонит Алибека?
(Условие (чертёж) –вопрос (чертёж) – план решения.)
1)120-100=20 (м/мин)- скорость сближения
2) 160:20=8 (мин)
Ответ: через 8 минут Мурат догонит Алибека.
(Взаимопроверка)
5. Физминутка
- Закрепление
-Для чего нам необходимы умения решать задачи на движения?
(Чтобы не опаздывать, рационально использовать своё время.)
Известный Сыщик Шерлок Холмс и доктор Ватсон эти знания применяли при раскрытии преступлений и оправдании невиновных людей. (СЛАЙД№9)
Задания от Шерлока Холмса:
1)Работа по группам:
1 группа: Расстояние между домом Шерлока Холмса и доктора Ватсона 2000 м. Они вышли одновременно из дома в одном направлении. Шерлок Холмс шёл со скоростью 95 м/мин, а доктор Ватсон со скоростью 115 м /мин.Через сколько минут Ватсон догонит Шерлока Холмса?
1) 115-95=20 (м/мин)- скорость сближения
2)2000:20=100 (мин)
100 мин =1 ч 40 мин
2 группа: Расстояние между поместьями сера Генри и Чарльза Баскервилей 1400 м. Через сколько минут могла собака Баскервилей напасть на сера Генри, если они начали движение одновременно в одном направлении. Сер Генри двигался со скоростью 80 м /мин, а собака – 150 м/мин.
1)150-80=70(м/мин)- скорость сближения
2) 1400:70=20(мин)
Ответ: через 20 минут.
- Логические задачи
А) От дома до работы 130 метров. Сколько метров пройдёт мама, если она приходит на обед домой?
Б) Тройка лошадей за 1 час пробежала 26 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь за 1 час? С какой скоростью ехал ямщик, управляющий этими лошадьми?
7. Итог урока. Рефлексия
-Чему вы научились на уроке?
Было интересно…
Было трудно…
Больше всего понравилось…
-Покажите сигнальные светофоры: красный цвет всё понятно, могу научить других. Зеленый цвет – чтобы хорошо знать нужно ещё поработать.
8. Домашнее задание
Составить задачу на движение вдогонку