Интегрированный урок по математике и истории.
Класс: 6.
Тема: «Решение задач с помощью составления уравнения».
Цели урока: 1. Формировать навыки решения задач с помощью составления уравнения.
2. Познакомить учащихся с фрагментами истории Родины.
3. Развитие познавательного интереса.
Тип урока: Урок закрепления знаний.
Оборудование: Интерактивная доска, фотографии, иллюстрации, энциклопедическая справка.
Надпись на доске: « Истории страницы».
Эпиграф: «Истории страницы изучая,
Про даты памятных событий вспоминая,
Анализируя, в расчет берем эпохи.
И точные науки нам помогут
Собрать в едино фактов крохи».
Ход урока:
I Проверка учителем математики домашнего задания. (Фронтально).
- Проверка учителем математики опорных знаний учащихся по теме « Решение линейных уравнений».
- Решение задач.
Слово учителю истории. (Краткая историческая справка о структуре древнего города Тараз).
… Итак, чтобы услышать последние новости, людей посмотреть и себя показать, поторговаться, жители древнего Тараза отправлялись на базар, в торговые ряды, в каждом из которых продавался свой товар:
в оружейном ряду – клинки из Дамаска, турецкие сабли и ятаганы;
в китайском – шелк, фарфор;
в сытном ряду – пряности, знаменитая местная мука.
- (учитель математики): Богатый человек пришел на базар с некоторой суммой денег. Из этой суммы за ер токым ( мужское седло) он отдал в 2,5 раза больше динаров, чем за текемет (постилочный ковер), а за шекелик (височные подвески) для красавицы- дочки на 10 динаров больше, чем за текемет. Какой стоимости была каждая покупка, если у человека был 181 динар?
(Перед решением задачи обратить внимание на новые слова, используя энциклопедическую справку, фотографии).
- 2,5x + x + x + 10 = 181;
4,5x + 10= 181;
4,5x = 171;
x = 38.
Итак, текемет стоил 38 динаров.
2) 38 × 2,5 = 95 (динаров) – стоимость мужского седла.
3) 38 + 10 = 48 (динаров) –стоимость подвесок.
Ответ: 95; 38; 48 динаров.
Продолжим путешествие по историческим местам нашего города.
Учитель истории: Наш город знаменит своими архитектурными памятниками. Какими? ( Знаменитые восточные бани, мавзолеи и т.д.).
Самая трогательная, романтическая история связана с величайшим памятником архитектуры – мавзолеем « Айша – биби».
Время не пощадило камни. Но даже то, что осталось, одна стена со стрельчатой аркой входа и двумя полуразрушенными колоннами - поражает красотой и изяществом. По преданиям и известным легендам в мавзолее похоронена дочь известного поэта и ученого XII века Хаким-Ата, которая внезапно умерла во время визита к своему жениху Кара-Хану.
Народные предания донесли до нас поэтическую легенду любви и преданности юной красавицы Айша к отважному воину Кара-Хану. Красавица Айша была дочерью знатного человека Хаким-Ата, в народе его звали Зенгы баба, ученика Ахмеда Яссауи. 16-летнюю Айшу Карахан полюбил с первого взгляда. Несравненная Айша тоже воспылала страстью к Карахану.
Отец Айши отказался отдавать свою дочь за Карахана, который хоть и был ханом, но не слишком знатного рода. Опечаленный юноша уехал в родные места, земли его рода находились в районе современного Тараза. Предупредив мать Ануар анна, но не добившись благословение отца, Айша собралась в путь
«Шесть рек ты перейдешь, а седьмую перейти не сможешь, - сказал ей вдогонку отец. Шесть рек перешла Айша. Перед седьмой остановилась, помня заклятье отца.
К Любви своей она спешила,
И сорок дев, как сорок роз,
Венок ей создали. Но сила
Зловещая, наслав мороз,
Ее сгубила на пороге
К осуществлению мечты.
Неужто посмеялись Боги
И тщетны все усилия? Ты,
К нему стремясь, его любила
Шесть рек прошла, а на седьмой.
Змея, которую носила
В груди завистница, Любовь убила…
Заклятие отца сбылось. Укус змеи, выползшей из-под камня оказался смертельным. Умершую красавицу Айшу-Биби похоронили тут же. Хранительницей могилы стала ее неразлучная няня, подруга - Бабаджа-хатун. Преданность ее госпоже не знала границ. Поэтому, когда Бабаджа умерла, ее похоронили неподалеку.
Карахан прибыл слишком поздно… Потрясенный и убитый горем Карахан приказал воздвигнуть на могиле своей возлюбленной красавицы мавзолей на холме, тем самым, вписав имя Айши в вечность.
С тех пор, как денег не жалея, твой милый купон здесь вознес, чтоб виден был он с той аллеи, откуда нежных радуг мост он перебросил в двадцать первый…
Карахан, говорят, прожил долгую жизнь. У него было несколько жен, вот только имен их история до нас не донесла. Умирая, Карахан завещал похоронить себя в таком месте, откуда был бы виден мавзолей Айши.
Задача (учитель математики): Мавзолей «Айша – биби»считают поистине жемчужиной средневекового зодчества. В частности, он уникален облицовкой из терракотовых плит различной формы и орнамента.
Разновидностей плит с геометрическим рисунком в 3 раза больше, чем плит с растительным мотивом. Если от количества плит с геометрическим орнаментом отнять 16 плит и прибавить их к плитам растительного мотива, то разновидностей станет поровну. Сколько плит обоих мотивов использовано в строительстве мавзолея?
(Перед решением задачи прочитать значение новых слов в энциклопедической справке, рассмотреть рисунки, фотографии фрагментов кладки мавзолея).
- x + 16 = 3x – 16;
-2x =-32;
X = 16.
Итак, плит с растительным орнаментом 16 разновидностей.
2) 16× 3=48 ( разновидностей плит с геометрическим орнаментом).
3) 16+ 48 = 64 ( всего разновидностей).
Ответ: 64 разновидностей плит.
Действительно, при восстановлении мавзолея реставраторы насчитали более 60 разновидностей облицовочных плит. На одной из них надпись арабской вязью: « Осень… Тучи… Земля прекрасна. Пора увядающей любви…».
- Домашняя работа.
Учитель истории: С тех давних времен остались воспоминания о нашем городе, записанные путешественниками и купцами. Остались и старинные задачники с занимательными задачами. Вот одна из них: « В саду у шейха среди дивных деревьев и цветов гуляли важные фазаны и грациозные лани. Вместе у них 100 ног и 36 голов. Сколько фазанов и ланей в саду у шейха?
(Задачу разобрать, дать для решения дома).
- Объявление оценок за урок.
- Итог по уроку в форме рефлексии.