kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по математике в 4 классе на тему "Задачи на движение вдогонку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике в 4 классе на тему "Решение задач на движение вдогонку"

Просмотр содержимого документа
«урок математики»

КГУ «Михайловская средняя школа»












Конспект открытого урока математики

в 4 классе на тему:

«Решение задач на движение вдогонку»




Подготовила:

учитель начальных классов

Москалева С.Н.















Михайловка, 2018 г.


Конспект урока математики в 4 классе


Дата:_______________________


Тема: Решение задач на движение вдогонку.


Цель:

  1. Создать условия для развития умения решать задачи на движение вдогонку, развития умения находить и исправлять ошибки.

  2. Создать условия для развития метапредметных УУД:

регулятивных :

- сохранять и удерживать цель УД

- контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной целью

- умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха

- освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии

- использование знако-символьных средств представления информации

коммуникативных:

- готовности слушать собеседника, вести диалог

- возможности признания различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

познавательных:

- общеучебных – построения речевого высказывания, контроля и оценки процесса и результата деятельности

- логических – доказательства, установления логической цепи рассуждений.

3. Создать условия для развития личностных УУД

– развития мотивов УД, личностного смысла учения,

- навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.


Задачи: создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме, способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее, закреплять вычислительные навыки;

способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся на уроке, а также пониманию значимости соблюдения правил дорожного движения.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), аппликация светофора, индивидуальные карточки с задачами, карточки с буквами и примерами.

Ход урока.


I этап: Мотивация к учебной деятельности.

Цель: психологический настрой учащихся;

обеспечение нормальной обстановки на уроке. 


Математика повсюду.

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

Каждый день, вставая бодро

Начинаешь ты решать:

Идти тихо или быстро,

Чтобы в класс не опоздать.


II этап: Актуализация знаний

Цель: подготовка мышления учащихся и организация процесса осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


1) - Чтоб работать быстро и ловко

Нам нужна ума тренировка.

Предлагаю вам, ребята, решить кроссворд. Он поможет нам определить тему нашего урока.

По горизонтали:

1. Чтобы найти _________, нужно расстояние разделить на время

2. Чтобы найти _________, нужно скорость умножить на время

3. Сумма длин всех сторон прямоугольника


По вертикали:

1. Чтобы найти __________ прямоугольника, нужно длину умножить на ширину

2. Чтобы найти __________ куба, нужно длину умножить на ширину и на высоту

3. Чтобы найти __________, нужно расстояние разделить на скорость

Взаимопроверка (слайд 2) Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 6 баллов.

2) определите тип движения по схеме: (слайд 3)









Движение навстречу друг другу.






Движение в противоположных направлениях


III этап: Формулировка темы и цели урока

Цель: осмысление учащимися темы урока и постановление его цели








Какое движение изображено на этой схеме?

Это движение вдогонку.

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом задач на движение вдогонку.


IV этап: Открытие нового знания

Цель: составление алгоритма решения задач вдогонку, формирование у учащихся умения решать данные задачи.


- Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте задачу под номером 2.

-Чтение задачи.

Расстояние между школой и домом 200 м. Одновременно из школы вышел ученик, а из дома- бабушка. Они пошли в одном направлении. Скорость ученика 110 м/мин, а бабушки- 60 м/мин.

На сколько метров уменьшается расстояние каждую минуту? Через какое время ученик догонит бабушку?

Рассмотрим схему и заполним таблицу. (Слайд 4, 5)

Время движения

1 мин

2 мин

3 мин

4 мин

Расстояние между пешеходами

50 м

100 м

150 м

200 м

На прямой линии отмечены две точки (школа и дом) и обозначено расстояние 200 м. Указана стрелками скорость бабушки и ученика (больше та, стрелка, где скорость больше).

-Давайте проанализируем, как изменяется расстояние при решении задачи на движение вдогонку.

-Если ученик идёт вдогонку, расстояние будет уменьшаться или увеличиваться? (уменьшаться) Значит, они будут сближаться или удаляться? (сближаться)

-Чтобы найти скорость сближения бабушки и ученика за 1 минуту, мы от скорости ученика отнимем скорость бабушки)- это и будет скорость сближения

По формуле v сбл = v 1- v 2  110- 60= 50 (м/мин)

-Давайте заполним таблицу. Чтобы найти расстояние, какую формулу мы используем? (s = v * t)

-На каком расстоянии от школы будет бабушка через 1 минуту? (200 + 60*1 = 260 м-, т. к. расстояние между школой и домом 200 м- отметим на схеме)

-На каком расстоянии от школы будет ученик через 1 минуту? (110 * 1 = 110 м- отметим на схеме)

-На сколько уменьшится расстояние между учеником и бабушкой через 1 минуту? (260 – 110 = 50 (м))

Так же вычитываем за 2, 3, 4 минуты.


ВЫВОД: ученик и бабушка сближаются на 50 метров в минуту

-Мы рассмотрели, как изменяется расстояние между учеником и бабушкой, через некоторое время.

-Давайте решим задачу. Чтобы узнать скорость сближения ученика и бабушки v сбл = v 1- v 2 110 – 60 = 50 (м/мин)

-Чтобы догнать бабушку, ученику надо преодолеть расстояние 200 м, значит чтобы найти время t = s : v 200 : 50 = 4 (мин)

-Через какое время ученик догонит бабушку? (через 4 минуты)


ФИЗМИНУТКА


V этап: Первичное закрепление.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Работа по учебнику с. 31 № 3

Решение задачи учениками самостоятельно.

Расстояние между домами Алибека и Мурата 160 м. Они вышли в школу одновременно. Алибек шёл со скоростью 100 м/мин, а Мурат шёл вдогонку Алибеку со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Мурат догонит Алибека?

Составим алгоритм.

    • Определить вид движения.

    • Выбрать схему.

    • Вспомнить формулы.

  1. 120- 100 = 20 (м/мин)- скорость сближения мальчиков

  2. 160 : 20 = 8 (мин)- нужно Мурату, чтобы догнать Алибека

Выражение: 160 : (120-100)= 8

Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.


VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: формирование нового способа действий и рефлексия достижения цели пробного учебного действия.

-Из данных выражений выписать те, которые будут являться решением к данной задаче. Написать пояснения.

1.Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Эталон самопроверки № 1


1) 80 – 60 = 20 (м/мин)- скорость сближения

2) 100 : 20 = 5 (м)- Миша догонит Борю

100 : (80 – 60) = 5

Ответ: через 5 минут Миша догонит Борю

Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.


VII этап: Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.


Разделение учащихся на 2 группы. Даны карточки с числами, 1 группа – четные числа, 2 группа – нечетные числа.

1)Расшифруйте, у кого из животных самая большая и самая маленькая скорость передвижения (работа в группах) Записать ответы в порядке возрастания


6009 * 34

К

351456 : 84

И

56 * 1230

Т

72408 : 28

Л

2403 * 93

А

201025 : 85

У









у

л

и

т

к

а


6009 * 34= 204306 2403 * 93= 223479 72408 : 28= 2586

56 * 1230= 68880 351456 : 84= 4184 201025 : 85= 2365


3203 * 32

А

3567 * 75

Д

87 * 1435

Р

188616 : 29

Г

817440 : 16

П

277704 : 38

Е









г

е

п

а

р

д



3203 * 32= 102496 817440 : 16 = 51090 188616 : 29= 6504

87 * 1435 = 124845 3567 * 75 = 267525 277704 : 38 = 7308


Учащиеся оценивают друг друга работу в группе в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.

Улитка, гепард

Медленнее всех движется улитка. Она проползает 1,5 мм в секунду, а за час всего 5,4 м. Другое медленное животное, но покрупнее улитки — это черепаха; она движется со скоростью 70 м/ч.

Чемпионом мира по бегу является - Гепард. Гепард бегает быстрее всех обитателей нашей планеты. Ему помогают в этом длинные сильные ноги, пружинящая спина и, конечно, когти. Догоняя добычу, он способен развить скорость до 112 км/ч! Почти догоняет его антилопа-гну. Ее скорость равна 100 км/ч.


-А кто же из людей может быстрее всего пробежать стометровку и за сколько? Чемпионы мира в беге на 100 пробегают стометровку за 9,6 секунды.



VIII этап: Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

  • Что нового вы сегодня узнали? (…)

  • - Что новое было для вас?

  • - Чем вы использовались при открытии нового? (Ранее изученными алгоритмами.)

  • - Проанализируйте свою работу на уроке. (…)

  • Кто из ваших товарищей показал самые лучшие знания?

Высказывается несколько учеников.

Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Оценивание работы:

0-9 баллов – «2»

10-15 баллов – «3»

16-18 баллов – «4»

19-21 баллов – «5»


Д/З: с 32 № 4 – решить задачу на движение вдогонку.



















Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка








Лист оценивания

Фамилия учащегося _______________________


Кроссворд

Задача № 3

Работа по карточке

Работа в группе

Всего баллов

Оценка











6009 * 34

К

351456 : 84

И

56 * 1230

Т

72408 : 28

Л

2403 * 93

А

201025 : 85

У
















3203 * 32

А

3567 * 75

Д

87 * 1435

Р

188616 : 29

Г

817440 : 16

П

277704 : 38

Е














Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач


Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».

1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.

2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.

3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач














Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5


Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?


80 – 60 = 20 140 – 100 = 40

80 + 60 = 140 100 : 20 = 5



16


Просмотр содержимого презентации
«Урок 24 Движение вдогонку»

24 января.  Классная работа.

24 января. Классная работа.

Определите вид движения Встречное движение V сбл. = V  1 + V  2 V 2 V 1 Движение в противоположных направлениях V удл. = V  1 + V  2 V 1 V 2 Движение вдогонку V 1 V 2 V сбл. = V  1 - V  2

Определите вид движения

Встречное движение

V сбл. = V 1 + V 2

V 2

V 1

Движение в противоположных

направлениях

V удл. = V 1 + V 2

V 1

V 2

Движение вдогонку

V 1

V 2

V сбл. = V 1 - V 2

Время движения Расстояние между пешеходами 1 мин 2 мин 50 м 3 мин 4мин

Время движения

Расстояние между пешеходами

1 мин

2 мин

50 м

3 мин

4мин

Время движения Расстояние между пешеходами 1 мин 2 мин 50 м 3 мин 100 м 4мин 150 м 200 м

Время движения

Расстояние между пешеходами

1 мин

2 мин

50 м

3 мин

100 м

4мин

150 м

200 м

110 м/мин 60 м/мин 200 м t  встр. = ? мин

110 м/мин

60 м/мин

200 м

t встр. = ? мин

V 1 = 120 м/мин V 2 = 100 м/мин S = 160 м t  встр. = ? мин

V 1 = 120 м/мин

V 2 = 100 м/мин

S = 160 м

t встр. = ? мин


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект открытого урока по математике в 4 классе на тему "Задачи на движение вдогонку"

Автор: Москалева Светлана Николаевна

Дата: 26.01.2018

Номер свидетельства: 452652

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства