КГУ «Михайловская средняя школа»
Конспект открытого урока математики
в 4 классе на тему:
«Решение задач на движение вдогонку»
Подготовила:
учитель начальных классов
Москалева С.Н.
Михайловка, 2018 г.
Конспект урока математики в 4 классе
Дата:_______________________
Тема: Решение задач на движение вдогонку.
Цель:
Создать условия для развития умения решать задачи на движение вдогонку, развития умения находить и исправлять ошибки.
Создать условия для развития метапредметных УУД:
регулятивных :
- сохранять и удерживать цель УД
- контролировать и оценивать УД в соответствии с поставленной целью
- умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха
- освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- использование знако-символьных средств представления информации
коммуникативных:
- готовности слушать собеседника, вести диалог
- возможности признания различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
познавательных:
- общеучебных – построения речевого высказывания, контроля и оценки процесса и результата деятельности
- логических – доказательства, установления логической цепи рассуждений.
3. Создать условия для развития личностных УУД
– развития мотивов УД, личностного смысла учения,
- навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
Задачи: создать условия для более полного овладения технологиями решения задач по данной теме, способствовать развитию умения логически анализировать условие задачи и решать ее, закреплять вычислительные навыки;
способствовать развитию математического кругозора, мышления, речи учащихся, внимания, навыков счёта содействовать воспитанию познавательного интереса к предмету, активности и самостоятельности учащихся на уроке, а также пониманию значимости соблюдения правил дорожного движения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (работа со слайдами по программе “Презентация”), аппликация светофора, индивидуальные карточки с задачами, карточки с буквами и примерами.
Ход урока.
I этап: Мотивация к учебной деятельности.
Цель: психологический настрой учащихся;
обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Математика повсюду.
Глазом только поведёшь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Каждый день, вставая бодро
Начинаешь ты решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
II этап: Актуализация знаний
Цель: подготовка мышления учащихся и организация процесса осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
1) - Чтоб работать быстро и ловко
Нам нужна ума тренировка.
Предлагаю вам, ребята, решить кроссворд. Он поможет нам определить тему нашего урока.
По горизонтали:
1. Чтобы найти _________, нужно расстояние разделить на время
2. Чтобы найти _________, нужно скорость умножить на время
3. Сумма длин всех сторон прямоугольника
По вертикали:
1. Чтобы найти __________ прямоугольника, нужно длину умножить на ширину
2. Чтобы найти __________ куба, нужно длину умножить на ширину и на высоту
3. Чтобы найти __________, нужно расстояние разделить на скорость
Взаимопроверка (слайд 2) Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 6 баллов.
2) определите тип движения по схеме: (слайд 3)
Движение навстречу друг другу.
Движение в противоположных направлениях
III этап: Формулировка темы и цели урока
Цель: осмысление учащимися темы урока и постановление его цели
Какое движение изображено на этой схеме?
Это движение вдогонку.
Сегодня мы познакомимся с еще одним видом задач на движение вдогонку.
IV этап: Открытие нового знания
Цель: составление алгоритма решения задач вдогонку, формирование у учащихся умения решать данные задачи.
- Откройте учебники на стр. 31 и прочитайте задачу под номером 2.
-Чтение задачи.
Расстояние между школой и домом 200 м. Одновременно из школы вышел ученик, а из дома- бабушка. Они пошли в одном направлении. Скорость ученика 110 м/мин, а бабушки- 60 м/мин.
На сколько метров уменьшается расстояние каждую минуту? Через какое время ученик догонит бабушку?
Рассмотрим схему и заполним таблицу. (Слайд 4, 5)
Время движения | 1 мин | 2 мин | 3 мин | 4 мин |
Расстояние между пешеходами | 50 м | 100 м | 150 м | 200 м |
На прямой линии отмечены две точки (школа и дом) и обозначено расстояние 200 м. Указана стрелками скорость бабушки и ученика (больше та, стрелка, где скорость больше).
-Давайте проанализируем, как изменяется расстояние при решении задачи на движение вдогонку.
-Если ученик идёт вдогонку, расстояние будет уменьшаться или увеличиваться? (уменьшаться) Значит, они будут сближаться или удаляться? (сближаться)
-Чтобы найти скорость сближения бабушки и ученика за 1 минуту, мы от скорости ученика отнимем скорость бабушки)- это и будет скорость сближения
По формуле v сбл = v 1- v 2 110- 60= 50 (м/мин)
-Давайте заполним таблицу. Чтобы найти расстояние, какую формулу мы используем? (s = v * t)
-На каком расстоянии от школы будет бабушка через 1 минуту? (200 + 60*1 = 260 м-, т. к. расстояние между школой и домом 200 м- отметим на схеме)
-На каком расстоянии от школы будет ученик через 1 минуту? (110 * 1 = 110 м- отметим на схеме)
-На сколько уменьшится расстояние между учеником и бабушкой через 1 минуту? (260 – 110 = 50 (м))
Так же вычитываем за 2, 3, 4 минуты.
ВЫВОД: ученик и бабушка сближаются на 50 метров в минуту
-Мы рассмотрели, как изменяется расстояние между учеником и бабушкой, через некоторое время.
-Давайте решим задачу. Чтобы узнать скорость сближения ученика и бабушки v сбл = v 1- v 2 110 – 60 = 50 (м/мин)
-Чтобы догнать бабушку, ученику надо преодолеть расстояние 200 м, значит чтобы найти время t = s : v 200 : 50 = 4 (мин)
-Через какое время ученик догонит бабушку? (через 4 минуты)
ФИЗМИНУТКА
V этап: Первичное закрепление.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
Работа по учебнику с. 31 № 3
Решение задачи учениками самостоятельно.
Расстояние между домами Алибека и Мурата 160 м. Они вышли в школу одновременно. Алибек шёл со скоростью 100 м/мин, а Мурат шёл вдогонку Алибеку со скоростью 120 м/мин. Через сколько минут Мурат догонит Алибека?
Составим алгоритм.
Определить вид движения.
Выбрать схему.
Вспомнить формулы.
120- 100 = 20 (м/мин)- скорость сближения мальчиков
160 : 20 = 8 (мин)- нужно Мурату, чтобы догнать Алибека
Выражение: 160 : (120-100)= 8
Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.
VI этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: формирование нового способа действий и рефлексия достижения цели пробного учебного действия.
-Из данных выражений выписать те, которые будут являться решением к данной задаче. Написать пояснения.
1.Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Эталон самопроверки № 1
1) 80 – 60 = 20 (м/мин)- скорость сближения
2) 100 : 20 = 5 (м)- Миша догонит Борю
100 : (80 – 60) = 5
Ответ: через 5 минут Миша догонит Борю
Ученики оценивают свою работу в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.
VII этап: Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
Разделение учащихся на 2 группы. Даны карточки с числами, 1 группа – четные числа, 2 группа – нечетные числа.
1)Расшифруйте, у кого из животных самая большая и самая маленькая скорость передвижения (работа в группах) Записать ответы в порядке возрастания
6009 * 34 | К | 351456 : 84 | И |
56 * 1230 | Т | 72408 : 28 | Л |
2403 * 93 | А | 201025 : 85 | У |
6009 * 34= 204306 2403 * 93= 223479 72408 : 28= 2586
56 * 1230= 68880 351456 : 84= 4184 201025 : 85= 2365
3203 * 32 | А | 3567 * 75 | Д |
87 * 1435 | Р | 188616 : 29 | Г |
817440 : 16 | П | 277704 : 38 | Е |
3203 * 32= 102496 817440 : 16 = 51090 188616 : 29= 6504
87 * 1435 = 124845 3567 * 75 = 267525 277704 : 38 = 7308
Учащиеся оценивают друг друга работу в группе в Листе оценивания от 0 до 5 баллов.
Улитка, гепард
Медленнее всех движется улитка. Она проползает 1,5 мм в секунду, а за час всего 5,4 м. Другое медленное животное, но покрупнее улитки — это черепаха; она движется со скоростью 70 м/ч.
Чемпионом мира по бегу является - Гепард. Гепард бегает быстрее всех обитателей нашей планеты. Ему помогают в этом длинные сильные ноги, пружинящая спина и, конечно, когти. Догоняя добычу, он способен развить скорость до 112 км/ч! Почти догоняет его антилопа-гну. Ее скорость равна 100 км/ч.
-А кто же из людей может быстрее всего пробежать стометровку и за сколько? Чемпионы мира в беге на 100 пробегают стометровку за 9,6 секунды.
VIII этап: Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Что нового вы сегодня узнали? (…)
- Что новое было для вас?
- Чем вы использовались при открытии нового? (Ранее изученными алгоритмами.)
- Проанализируйте свою работу на уроке. (…)
Кто из ваших товарищей показал самые лучшие знания?
Высказывается несколько учеников.
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Оценивание работы:
0-9 баллов – «2»
10-15 баллов – «3»
16-18 баллов – «4»
19-21 баллов – «5»
Д/З: с 32 № 4 – решить задачу на движение вдогонку.
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
Лист оценивания
Фамилия учащегося _______________________
Кроссворд | Задача № 3 | Работа по карточке | Работа в группе | Всего баллов | Оценка |
| | | | | |
6009 * 34 | К | 351456 : 84 | И |
56 * 1230 | Т | 72408 : 28 | Л |
2403 * 93 | А | 201025 : 85 | У |
3203 * 32 | А | 3567 * 75 | Д |
87 * 1435 | Р | 188616 : 29 | Г |
817440 : 16 | П | 277704 : 38 | Е |
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Ответьте на вопросы, подставив «+» или «?».
1) Я знаю, как решить задачу на движение вдогонку.
2) Я сегодня справился с самостоятельной работой.
3) Я ещё допускаю ошибки при решении задач
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
Миша начал догонять Борю, когда расстояние между ними было 100 м. Миша идёт со скоростью 80 м/мин, а Боря- со скоростью 60 м/мин. Через сколько времени Миша догонит Борю?
80 – 60 = 20 140 – 100 = 40
80 + 60 = 140 100 : 20 = 5
16