ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УРОКУ
ТЕМА: задачи на уменьшение числа на несколько единиц (на два множества)
РЕШАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ:
- образовательные: закрепить знание этапов решения задач; усвоить решение задач на уменьшение на несколько единиц; различать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц ( с двумя множествами); проверить усвоение понятий «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус», «слагаемое», «сумма»
- развивающие: активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развивать память, мышление, речь.
- воспитательные: воспитывать интерес к математике, культуру работы в группах, парах.
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:
- предметные: слушать, запоминать, решать задачи арифметическим способом; читать, используя математические термины; выполнять задания творческого и поискового характера
- метапредметные регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю или партнеру; выполнять правила работы в группе, в паре.
- личностные: мотивация учебной деятельности, проявлять интерес к новому содержанию урока.
МЕСТО УРОКА: 1 класс. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.
ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: научить отличать задачи на уменьшение на несколько единиц от задач на увеличение на несколько единиц, закрепить выбор арифметических действий к каждому типу задач, вырабатывать навык самооценки и оценки работы в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: кружочки для рефлексии, «подарок», записи на доске «на …меньше», этапы урока с символами для групповой работы, зеленая и зелено-красная полоски, счетный материал, раздаточный материал с задачами для групповой работы, рабочие тетради.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Организационный
-ребята, я у вас сегодня первый раз на уроке и очень волнуюсь, поэтому у меня к вам просьба – давайте вы покажете, что вы умеете, а я вас научу решать задачи. Все ваши ответы – это кружочки, которые вы будете класть в «подарок». Ведь скоро Новый год.
2. Мотивация? и целеполагание
Объявление темы : Мы сегодня будем решать задачи, в которых есть слова «на … меньше»
Учитель показывает запись «на … меньше»
Вопрос: как вы думаете, чему вы научитесь к концу этого урока?
Обучающиеся планируют, какие они получат знания
(решать задачи на уменьшение на несколько единиц, правильно выбирать действие для решения этих задач, рассуждать, доказывать, оценивать свои достижения.)
3. Актуализация знаний
- Цель: проверить ориентирование детей в арифметических действиях по терминам.
Фронтальная работа. Учитель предлагает ответить на вопросы карточками + и -:
увеличить, отнять, прибавить, уменьшить, на 4 больше, сумма, на 3 меньше, слагаемое, всего, осталось.
Рефлексия: учитель подтверждает своими карточками - верно.
Дети показывают карточками +, - ответы.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Цель: научиться объяснять, что значит меньше на 1 и какое действие необходимо для решения.
Постановка проблемной ситуации:
- Посмотрите - есть полоска зеленая, а вторая (зел и крас)какая по длине? Ответ: такая же.
От второй полоски отрываю часть. Какая стала эта полоска? На сколько?Ответ:меньше, на красную часть
А оставшаяся часть стала меньше, чем первая? Вывод: эта полоска такая, но без красной части.
- у меня яблоки (не раскладывая), а груш столько же, но без 1 (не раскладывая). Сколько груш?Ответ: на 1 меньше.
Каким действием будем решать? Покажите карточку. Почему?
Показывают карточку с -- .
Потому что без одного, груш меньше.
5. Первичная проверка знаний
Интерактивная игра в группах «Собери задачу».
-- ребята, из каких этапов состоит задача?Ответ: условие, вопрос, решение,ответ.
Учитель вывешивает плакаты с этапами в символах.
-- у вас есть карточки на которых написаны задачи. «Солнышки» - условия, «божьи коровки» - вопросы, «бабочки» - это решения, «пчелки» - это ответы.
Перекличка по символам.Дети встают по признаку символов.
Задание: к условию подобрать все этапы задачи. Проанализировать – соответствует ли решение опорному слову.
Учитель фиксирует на доске состав числа по задаче.
Когда попадается задача с «на… больше», дети должны сделать вывод, что эта задача не соответствует нашей теме урока.Дети делают анализ соответствия.
Рефлексия: дети должны сделать вывод о несоответствии этой задачи теме урока.
Рефлексия: как найти часть от числа?
Вывод: нужно из целого отнять вторую часть.
6. Первичное закрепление.
Работа в парах. Рабочая тетрадь с.5, задачи №1 и №4. Нужно посоветоваться в парах, какая задача подходит к нашей теме урока и решить ее. Показать знаком, что пара готова.
Дети должны сказать, что задача №1 соответствует нашей теме и решить ее.
7. Рефлексия.
-- ребята давайте вспомним, чему вы хотели сегодня научиться?
Научились ли вы решать задачи, где есть слова «на…. меньше»?
Что значит «столько же, но без двух»
В решении этих задач какой знак должен быть?
Как найти часть от числа?
-- ребята, у кого остался один кружочек? Значит сколько вы бросили в подарок?и т.д.
Ответы детей.Ответы детей на повторение состава числа 10.