На уроке дети знакомятся со стихотворениями "Няне", "Зимняя дорога". Проводится речевая разминка по фрагменту "У лукоморья." По презентации дети знакомятся с биографией Пушкина, которую рассказывают подготовленные дети. Проводится физминутка под музыку. Далее дети отрабатывают выразительность прочтения стихов. посредством выделеничя важных слов голосом, логическим ударением, интонацией. Проводится дыхательная гимнастика. В исполнении артистов дети прослушивают прочтение стихотворений. Работая в паре разбирают словарные слова на карточках, слушают друг друга, затем стихи исполняют в слух.В конце урока дети слушают романс.Алябьева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать «чувство прекрасного» через поэтические произведения.
Оборудование: компьютер, презентация, карточки со словарными словами, учебники. Ход урока.
Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь, а они в ответ улыбнуться вам. И от ваших улыбок в нашем классе станет светлее, теплее и уютнее.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке литературы мы с вами познакомились с новым разделом учебника. Как же он называется? (Поэзия. Мир волшебных звуков.)
Как вы помните, ребята, что же такое поэзия? (Словесное художественное творчество, чаще всего в стихотворной форме. Поэзия – жанр литературы.)
А что же тогда, такое стихотворение? (Небольшое по объему художественное произведение, в котором есть рифма)
Слайд 2. Николай Некрасов сказал так: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...» Пусть и ваша душа откроется для волшебного мира звуков. Ведь при чтении поэзии понять - не главное. А главное - почувствовать музыку стиха, уловить настроение, созданное автором с помощью слов. Поэзия предназначена не для «научения или поучения», а для того, чтобы испытать наслаждение от созвучия душ поэта и читателя.
Цель урока.
Сегодня на уроке мы снова очутимся в Волшебном мире звуков. И познакомимся с двумя известными стихотворениями. А вот кто их автор попробуйте догадаться сами.
Слайд 3.4.Речевая разминка. На экране записано стихотворение, вспомните его и вставьте пропущенные слова. У Лукоморья ________ зелёный.
_________ цепь на _______ том,
И днём, ___________ кот ________
Всё ходит ____________________.
Идёт направо - ________________,
Налево - ______________________.
Там чудеса: там ________бродит,
_________ на ветвях сидит;
Там на неведомых ____________
Следы _____________ зверей……..
А сейчас прочитайте, выделяя интонацией голоса эти пропущенные слова.
Ребята, из какого произведения эти строки?
Кто их автор?
Слайд 4.5.Проверка домашнего задания. А какое стихотворение этого автора мы учили на прошлом уроке? (Птичка)
Какому празднику посвящено оно?
Кто хотел бы рассказать это стихотворение наизусть? (3 человека)
У кого из ребят получилось наиболее эмоциональное и выразительное прочтение? (Они сегодня мои помощники, до конца этой недели можно сдать это стихотворение им наизусть)
Слайд 5. 6.Рассказ о писателе.
У А.С.Пушкина очень много замечательных произведений, с которыми вы будете знакомиться в разных классах.
Перед вами портрет Пушкина, написанный художником Тропининым.
Каким изобразил художник Александра Сергеевича? (Задумчивым, умным, серьёзным)
А каким поэт был в жизни? Давайте послушаем факты его биографии. (2 ученика по слайдам рассказывают)
Слайд 6, 7.
1. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра 1. Надежда Осиповна – мать Александра Сергеевича. Отец – Сергей Львович.
2. Ранние годы Пушкина прошли в Москве. Домашние будущего гения утверждали, что «он с младенчества был необыкновенно одарён». Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными .
Слайд 8.
Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать!
3. В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Саша раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера .
Слайд 9.
4.Его воспитанием занимались две женщины – бабушка по матери Марья Алексеевна Ганнибал и крепостная няня Арина Родионовна, которая, по рассказам сестры поэта, была «настоящей представительницей русских нянь; мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». Они научили маленького Пушкина любить родную природу, родину.
Слайд 10.
5. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей.
Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин.
6.На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин. Он уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал, его не нашли.
Слайд 11.
7.Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. Пушкин называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”.
8.У них было много врагов, которые завидовали красоте Натальи, таланту Пушкина и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес.
Слайд 12. Пушкин вызвал его на дуэль. Дуэль Пушкина с Дантесом — дуэль на пистолетах, состоялась 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки.
Пушкин прицелился первым, но Дантес не дошел до положенного барьера и выстрелил. Пуля попала в живот и поэт упал. Он тоже успел выстрелить, но попал противнику только в предплечье. Ранение Пушкина было смертельно, и 29 января поэт умер. Его смерть оплакивала вся Россия.
Слайд 13. – На сегодняшний день все знают А. С. Пушкина и любят его стихи и сказки. 7.Физминутка.
8.Чтение стихотворения «Няне»
1.Слушание стихотворения в исполнении актёра.
Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?
Слайд 14. От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах, когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно «мамушкой». ...С усердием перекрестит меня и сказки русские рассказывать мне станет.
Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.
Через много лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт напишет стихотворение «Няне». Послушайте чтение стихотворения актёром. Гиперссылка
- Какие чувства вложил поэт в эти строки?
2.Самостоятельное чтение.
На с.144 прочитайте это стихотворение «про себя»
- В каких словах проявляется его отношение к няне?
- Какие наиболее важные слова в первых четырех строках нужно при чтении выделить голосом?
Слайд 15 - 20. 3.Работа по слайдам и учебнику
Возьмите простой карандаш и, читая строки с экрана, подчеркните в учебнике слова, которые советуют выделять голосом.
- Повернитесь к соседу по парте и постарайтесь выразительно прочитать.
- Послушаем чтение вслух 2-3 учеников.
Слайд 21. 9.Дыхательная гимнастика
Перед вами на столе кусочек ваты. Представьте, что это снежинка. Положите её на ладошку и медленно подуйте на неё, чтобы она не улетела, а перекатилась на другую ладонь.
А сейчас откиньте голову назад и представьте, что у нас в классе снегопад и подуйте снежинку вверх. Спасибо.
Слайд 22. 10.Чтение стихотворения «Зимняя дорога»
– Давайте продолжим вдыхать запахи зимы и познакомимся ещё с одним из замечательных стихотворений А.С.Пушкина о родной Земле и природе, которое называется «Зимняя дорога». – Как вы думаете, каким может быть настроение, если ехать одному зимой ночью в кибитке (крытой дорожной повозке)? (Настроение грустное, печальное, тоскливое…) – Давайте закроем глаза, и послушаем стихотворение в исполнении народного артиста России Бортникова. Гиперссылка – Откройте глаза. – О чём это стихотворение? ( О зимней дороге.) – Как читалось это стихотворение? ( Стихотворение читалось напевно, ласково, мечтательно, немного печально)
Слайд 23. – Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Перед вами на столах карточки со словарными словами, постарайтесь в паре прочитать и разобрать значение этих слов, соединить слово с его значением.
Борзая тройка - быстрая упряжка из трёх лошадей
Ямщик - кучер, тот, кто управляет лошадьми
Хата – крестьянский дом
Верста – русская мера длины.
Слайд 24. Работа над четверостишиями. – Найдите самое красивое первое четверостишие. – Какие образы в нем увидели? (Луна, волнистые туманы, печальные поляны.) – Как вы понимаете словосочетание «пробирается луна»? (Она медленно передвигается.) – Как называется это художественное средство? (Олицетворение) – Почему туманы названы волнистыми? (Туманы густые и движутся, как волны, напоминают море) – Назовите рифму в этом четверостишии. (Луна – она; Туманы – поляны) – Как называется такая рифма? (Перекрёстная.) Слайд 25. – Перечислите образы во втором четверостишии. (Зимняя дорога, тройка борзая, колокольчик однозвучный) – Что значит «борзая»? (Быстрая упряжка из трёх лошадей) – Почему колокольчик назван однозвучным? (Его монотонный звук надоедает слушать) – Давайте посмотрим, как настроение в стихотворении передаёт ритм. – Прохлопаем двустишие ладошками и определим, подходит ли тот ритм, которым пользуется Пушкин. Ко/ло//коль/чик// од/но//звуч/ный У/то//ми/тель//но/ гре//мит. Такой ритм Пушкин использует специально, чтобы передать скучный монотонный бег лошади.
Слайд 26. – Скачем дальше. Кого видим? (Ямщика – т. е. кучера, тот кто управляет лошадьми)
– Как меняется настроение в песнях ямщика? (То разгулье удалое, то сердечная тоска) – А какие песни у ямщика? (Длинные, долгозвучные, заунывные, поэтому настроение тоже грустное)
Слайд 27. – Барину слышится что-то родное. Подберите однокоренные слова к этому слову ( Родина, природа…) – Посмотрите, как близки эти слова по значению. Природа соотносится с внутренним состоянием человека. – Испытывали ли вы когда-нибудь такое чувство? (Например, на улице плохая погода и настроение портится) Слайд 28. – Какие образы (картины) видите в следующем четверостишии? Во всём чувствуется тоска и одиночество. (Глушь и снег, вёрсты полосаты)
Выноска в учебнике прочитайте Версты полосаты
– Зачем так много многоточий в этом отрывке текста? (Это говорит о недоговорённости, о грусти, о которой поэт не хочет говорить) – Какое у вас настроение после прочтения этих строк. (Становится совсем грустно)
– В исполнении артиста вы слушали стихотворение до конца. Почему у Пушкина было грустное настроение? (Мечтает оказаться дома, встретиться с родным близким человеком) – Что помогает поэту передать его чувства? ( Слова) – А художнику? (Краски.) – А музыканту? (Музыка.) Слайд 29. – На это стихотворение были написаны разные мелодии. Послушайте романс Алябьева. – Что хотел передать композитор? (Чувства поэта, как ему грустно и хочется домой)
11.Итог урока. Какие произведения читали на уроке? Что вам запомнилось из биографии А.С.Пушкина? Какое стихотворение больше всего понравилось? Чем?
12.Домашнее задание: с. 144 - 145 выучить наизусть по выбору
Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________
Борзая тройка - крестьянский дом
Ямщик - русская мера длины
Хата – кучер, тот, кто управляет лошадьми
Верста – быстрая упряжка из трёх лошадей ________________________________________________________________________