kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Музыка и литература"

Нажмите, чтобы узнать подробности

5 класс.

Тема урока: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Цель урока: показать тесную взаимосвязь музыки и литературы на конкретных примерах.

Задачи урока:

  • на примере белорусской сказки «Музыкант - чародей» показать, что музыка в литературных произведениях может быть «главным действующим лицом»;
  • довести до сознания ребят, что музыка  обогащает литературу;
  • показать, как снизилось бы эмоциональное воздействие песни, если бы стихи остались бы просто стихами;
  • показать силу воздействия музыки на живую природу и  человека;
  • воспитывать чувство любви к народному творчеству;
  • продолжить вокально - хоровую работу в «Песне о волшебниках» и «Погоне», добиваясь выразительного и осмысленного исполнения; развивать творческие способности.

Музыкальный материал:

«Бульба», белорусская народная песня - танец,

«Мелодия», А. Аладов,

«Песня о волшебниках», сл. Лугового, муз. Г. Гладкова,

песня «Погоня», сл. Р.Рождественского, муз. Я.Френкеля.

Оборудование: синтезатор, фортепиано, дудочка, скрипка.

 

Ход урока:

- На уроках  первой четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Теперь посмотрим, только ли музыке нужна литература, или литературе так же нужна музыка?

- Тема второй четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

- Писателями и поэтами написано очень много разных музыкальных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Давайте вспомним строчки, которыми А. С. Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила» (учитель начинает, ребята хором подхватывают):

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит».

- Так поэт подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

-Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира. Мы познакомимся сегодня с белорусской сказкой «Музыкант – чародей».

- Что означает слово «чародей»? (колдун, волшебник)

- Музыкальные инструменты, которые я приготовила, помогут Олегу почувствовать себя артистом, он сыграет роль музыканта – чародея.

 

(Один учащийся выразительно читает сказку, другой, в белорусском  народном костюме, точно имитирует игру на дудочке и скрипке, учитель озвучивает  на синтезаторе.  Ребята были заранее подготовлены учителем.)

 

    «Жил - был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

(Звучит мелодия «Бульбы»).

Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с  сердцем и сделает.

    Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, двадцать голодных волков.

    Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка.

(Звучат первые звуки «Мелодии» А. Аладова).

    Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

(Звучит вся мелодия А.Аладова).

    Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей.

 

- На каких инструментах играл музыкант?

- Кто их смастерил? Как мы называем инструменты, которые  простыми людьми? (народные)

- Почему музыканта называли «чародеем»? Приведите примеры словами сказки.

Учитель подводит итог ответам учеников:

-«Что захочет, то с сердцем и сделает». Вот какой огромной силой обладала его музыка! Воздействовала не только на души, но и на мысли людей!

- Как спас себя музыкант? Почему волки «как сонные в лес потянулись»? Какой была музыка?

- А как вначале звучала скрипочка? (напряжённо, взволнованно, страдая).

-Почему? Как вы думаете, что чувствовал музыкант? (стыд за людей, которые совершили такой низкий поступок).

-Какой была душа музыканта? (светлой).

- Поэтому и музыка его была прекрасной!

- Эту сказку много лет назад сочинил белорусский народ. Для её музыкального оформления я , конечно, использовала белорусскую музыку. Можем ли мы узнать из этой сказки, как белорусский народ относится к музыке? Недаром белорусская земля славится замечательными певцами. Кого вы можете назвать?

-А русский народ мог бы сочинить такую сказку? Докажите…(Вспомните былину, в которой даже дочь Морского царя не смогла остаться равнодушной, слушая русские песни).

Вывод: - Давайте мысленно уберём из сказки «Музыкант – чародей» музыку, музыкальные инструменты и музыкальные слова. Сюжет останется?

             - Сочинил бы белорусский народ эту сказку, если бы не было музыки?

- Правильно, потому что музыка в ней – главное действующее лицо! 

 

- Как, оказывается, тесно связаны сказка и музыка! Трудно себе представить фильмы – сказки без музыки и песен. Давайте вспомним «Песню о волшебниках» из сказки «Маша и Витя против «Диких гитар»».

1. Распевание.

2. Третий куплет проговариваем стихами.

- Кто хочет выразительно прочитать куплет?

-Какой вариант вам больше нравится: когда мы просто читаем эти стихи, или когда поём их? Почему?

- Они становятся более яркими и эмоциональными. Потому что поэт Луговой сочинил их для того, чтобы они стали песней.

- В его стихах есть и упоминание о музыке. Где? («В трудный час не унывать помогают песни!»

3. Исполнение под фортепиано.

4. Исполнение под фонограмму на синтезаторе.

 

- Замечательные строчки: «Тот, кто честен, добр и смел – тот и есть волшебник!»  Именно такими старались быть герои фильма «Неуловимые мстители». Вспомним песню «Погоня», в которой рассказывается о жизни этих ребят.

1. Проговаривание слов III куплета.

2. Работа над динамикой в припеве.

3. Исполнение песни, затем исполнение с солистами.

- В словах этой песни есть упоминание о музыке? (Сразиться с врагами и песню допеть»).

- Видите. Какой силой обладает музыка, даже в годы войны люди не представляли себя без неё!

 

Итог: - Нужна ли музыка литературе?

           - В каких литературных произведениях мы встретились с музыкой? (сказка «Музыкант – чародей», стихи А.С. Пушкина, стихи В. Лугового,  стихи Р. Рождественского).

Домашнее задание: вспомнить, в тексте каких сказок «звучит» музыка.

Оценки за урок. Начать с мальчика, который играл роль музыканта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Музыка и литература" »

5 класс.


Тема урока: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

Цель урока: показать тесную взаимосвязь музыки и литературы на конкретных примерах.

Задачи урока:

  • на примере белорусской сказки «Музыкант - чародей» показать, что музыка в литературных произведениях может быть «главным действующим лицом»;

  • довести до сознания ребят, что музыка обогащает литературу;

  • показать, как снизилось бы эмоциональное воздействие песни, если бы стихи остались бы просто стихами;

  • показать силу воздействия музыки на живую природу и человека;

  • воспитывать чувство любви к народному творчеству;

  • продолжить вокально - хоровую работу в «Песне о волшебниках» и «Погоне», добиваясь выразительного и осмысленного исполнения; развивать творческие способности.

Музыкальный материал:

«Бульба», белорусская народная песня - танец,

«Мелодия», А. Аладов,

«Песня о волшебниках», сл. Лугового, муз. Г. Гладкова,

песня «Погоня», сл. Р.Рождественского, муз. Я.Френкеля.

Оборудование: синтезатор, фортепиано, дудочка, скрипка.



Ход урока:

- На уроках первой четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Теперь посмотрим, только ли музыке нужна литература, или литературе так же нужна музыка?

- Тема второй четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».

- Писателями и поэтами написано очень много разных музыкальных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Давайте вспомним строчки, которыми А. С. Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила» (учитель начинает, ребята хором подхватывают):

«У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит».

- Так поэт подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.

-Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира. Мы познакомимся сегодня с белорусской сказкой «Музыкант – чародей».

- Что означает слово «чародей»? (колдун, волшебник)

- Музыкальные инструменты, которые я приготовила, помогут Олегу почувствовать себя артистом, он сыграет роль музыканта – чародея.


(Один учащийся выразительно читает сказку, другой, в белорусском народном костюме, точно имитирует игру на дудочке и скрипке, учитель озвучивает на синтезаторе. Ребята были заранее подготовлены учителем.)


«Жил - был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.

(Звучит мелодия «Бульбы»).

Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.

Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, двадцать голодных волков.

Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка.

(Звучат первые звуки «Мелодии» А. Аладова).

Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.

(Звучит вся мелодия А.Аладова).

Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей.


- На каких инструментах играл музыкант?

- Кто их смастерил? Как мы называем инструменты, которые простыми людьми? (народные)

- Почему музыканта называли «чародеем»? Приведите примеры словами сказки.

Учитель подводит итог ответам учеников:

-«Что захочет, то с сердцем и сделает». Вот какой огромной силой обладала его музыка! Воздействовала не только на души, но и на мысли людей!

- Как спас себя музыкант? Почему волки «как сонные в лес потянулись»? Какой была музыка?

- А как вначале звучала скрипочка? (напряжённо, взволнованно, страдая).

-Почему? Как вы думаете, что чувствовал музыкант? (стыд за людей, которые совершили такой низкий поступок).

-Какой была душа музыканта? (светлой).

- Поэтому и музыка его была прекрасной!

- Эту сказку много лет назад сочинил белорусский народ. Для её музыкального оформления я , конечно, использовала белорусскую музыку. Можем ли мы узнать из этой сказки, как белорусский народ относится к музыке? Недаром белорусская земля славится замечательными певцами. Кого вы можете назвать?

-А русский народ мог бы сочинить такую сказку? Докажите…(Вспомните былину, в которой даже дочь Морского царя не смогла остаться равнодушной, слушая русские песни).

Вывод: - Давайте мысленно уберём из сказки «Музыкант – чародей» музыку, музыкальные инструменты и музыкальные слова. Сюжет останется?

- Сочинил бы белорусский народ эту сказку, если бы не было музыки?

- Правильно, потому что музыка в ней – главное действующее лицо!


- Как, оказывается, тесно связаны сказка и музыка! Трудно себе представить фильмы – сказки без музыки и песен. Давайте вспомним «Песню о волшебниках» из сказки «Маша и Витя против «Диких гитар»».

1. Распевание.

2. Третий куплет проговариваем стихами.

- Кто хочет выразительно прочитать куплет?

-Какой вариант вам больше нравится: когда мы просто читаем эти стихи, или когда поём их? Почему?

- Они становятся более яркими и эмоциональными. Потому что поэт Луговой сочинил их для того, чтобы они стали песней.

- В его стихах есть и упоминание о музыке. Где? («В трудный час не унывать помогают песни!»

3. Исполнение под фортепиано.

4. Исполнение под фонограмму на синтезаторе.


- Замечательные строчки: «Тот, кто честен, добр и смел – тот и есть волшебник!» Именно такими старались быть герои фильма «Неуловимые мстители». Вспомним песню «Погоня», в которой рассказывается о жизни этих ребят.

1. Проговаривание слов III куплета.

2. Работа над динамикой в припеве.

3. Исполнение песни, затем исполнение с солистами.

- В словах этой песни есть упоминание о музыке? (Сразиться с врагами и песню допеть»).

- Видите. Какой силой обладает музыка, даже в годы войны люди не представляли себя без неё!


Итог: - Нужна ли музыка литературе?

- В каких литературных произведениях мы встретились с музыкой? (сказка «Музыкант – чародей», стихи А.С. Пушкина, стихи В. Лугового, стихи Р. Рождественского).

Домашнее задание: вспомнить, в тексте каких сказок «звучит» музыка.

Оценки за урок. Начать с мальчика, который играл роль музыканта.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Музыка и литература"

Автор: Скоморохова Инна Владимировна

Дата: 04.11.2014

Номер свидетельства: 126105

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока музыки по теме: "Вокальная музыка. Россия, Россия нет слова красивей..." "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-vokal-naia-muzyka-rossiia-rossiia-niet-slova-krasiviei"
    ["file_id"] => string(6) "160680"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422101209"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока музыки по теме: "Песня русская в березах, песня русская в хлебах..." "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-piesnia-russkaia-v-bieriezakh-piesnia-russkaia-v-khliebakh"
    ["file_id"] => string(6) "160662"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422099141"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока музыки "Музыка на мольберте". "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-muzyki-muzyka-na-mol-biertie"
    ["file_id"] => string(6) "200514"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428849247"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока музыки по теме: "Фольклор в музыке русских композиторов". "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-muzyki-po-tiemie-fol-klor-v-muzykie-russkikh-kompozitorov"
    ["file_id"] => string(6) "163293"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422462179"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства