5 класс.
Тема урока: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
Цель урока: показать тесную взаимосвязь музыки и литературы на конкретных примерах.
Задачи урока:
- на примере белорусской сказки «Музыкант - чародей» показать, что музыка в литературных произведениях может быть «главным действующим лицом»;
- довести до сознания ребят, что музыка обогащает литературу;
- показать, как снизилось бы эмоциональное воздействие песни, если бы стихи остались бы просто стихами;
- показать силу воздействия музыки на живую природу и человека;
- воспитывать чувство любви к народному творчеству;
- продолжить вокально - хоровую работу в «Песне о волшебниках» и «Погоне», добиваясь выразительного и осмысленного исполнения; развивать творческие способности.
Музыкальный материал:
«Бульба», белорусская народная песня - танец,
«Мелодия», А. Аладов,
«Песня о волшебниках», сл. Лугового, муз. Г. Гладкова,
песня «Погоня», сл. Р.Рождественского, муз. Я.Френкеля.
Оборудование: синтезатор, фортепиано, дудочка, скрипка.
Ход урока:
- На уроках первой четверти мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы. Теперь посмотрим, только ли музыке нужна литература, или литературе так же нужна музыка?
- Тема второй четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки».
- Писателями и поэтами написано очень много разных музыкальных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Давайте вспомним строчки, которыми А. С. Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила» (учитель начинает, ребята хором подхватывают):
«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит».
- Так поэт подчеркнул близость песни (музыки) к сказке (литературе), их нерасторжимую связь.
-Музыка «звучит» во многих сказках у всех народов мира. Мы познакомимся сегодня с белорусской сказкой «Музыкант – чародей».
- Что означает слово «чародей»? (колдун, волшебник)
- Музыкальные инструменты, которые я приготовила, помогут Олегу почувствовать себя артистом, он сыграет роль музыканта – чародея.
(Один учащийся выразительно читает сказку, другой, в белорусском народном костюме, точно имитирует игру на дудочке и скрипке, учитель озвучивает на синтезаторе. Ребята были заранее подготовлены учителем.)
«Жил - был на свете музыкант. Начал он играть ещё с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает себе дудочку и как заиграет, так волы и перестанут щипать траву – насторожат уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают.
(Звучит мелодия «Бульбы»).
Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая – то пролилась ему на сердце, какая – то неведомая сила подхватила его и несёт всё выше и выше – в чистое небо к ясным звёздам. И хочется сидеть так вот всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот какой был музыкант – чародей: что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошёл ходить по свету. Простые, добрые люди любили его, поили, кормили. А злые паны не любили, потому что, послушав музыканта – чародея, переставали люди служить им, не хотели им подчиняться. И решили злые паны погубить музыканта. И сговорились с чертями, и черти наслали на него, когда он по лесу шёл, двадцать голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щёлкают, глаза горячими угольками горят. А у музыканта в руках ничего нет, только скрипка в котомке. Достал он из котомки скрипку, чтобы ещё раз поиграть перед смертью, прислонился к дереву и провёл смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка.
(Звучат первые звуки «Мелодии» А. Аладова).
Замерли кусты и деревья. А волки как стояли, разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и голод забыли.
(Звучит вся мелодия А.Аладова).
Перестал музыкант играть, а волки как сонные в лес потянулись… Вот какой был музыкант – чародей.
- На каких инструментах играл музыкант?
- Кто их смастерил? Как мы называем инструменты, которые простыми людьми? (народные)
- Почему музыканта называли «чародеем»? Приведите примеры словами сказки.
Учитель подводит итог ответам учеников:
-«Что захочет, то с сердцем и сделает». Вот какой огромной силой обладала его музыка! Воздействовала не только на души, но и на мысли людей!
- Как спас себя музыкант? Почему волки «как сонные в лес потянулись»? Какой была музыка?
- А как вначале звучала скрипочка? (напряжённо, взволнованно, страдая).
-Почему? Как вы думаете, что чувствовал музыкант? (стыд за людей, которые совершили такой низкий поступок).
-Какой была душа музыканта? (светлой).
- Поэтому и музыка его была прекрасной!
- Эту сказку много лет назад сочинил белорусский народ. Для её музыкального оформления я , конечно, использовала белорусскую музыку. Можем ли мы узнать из этой сказки, как белорусский народ относится к музыке? Недаром белорусская земля славится замечательными певцами. Кого вы можете назвать?
-А русский народ мог бы сочинить такую сказку? Докажите…(Вспомните былину, в которой даже дочь Морского царя не смогла остаться равнодушной, слушая русские песни).
Вывод: - Давайте мысленно уберём из сказки «Музыкант – чародей» музыку, музыкальные инструменты и музыкальные слова. Сюжет останется?
- Сочинил бы белорусский народ эту сказку, если бы не было музыки?
- Правильно, потому что музыка в ней – главное действующее лицо!
- Как, оказывается, тесно связаны сказка и музыка! Трудно себе представить фильмы – сказки без музыки и песен. Давайте вспомним «Песню о волшебниках» из сказки «Маша и Витя против «Диких гитар»».
1. Распевание.
2. Третий куплет проговариваем стихами.
- Кто хочет выразительно прочитать куплет?
-Какой вариант вам больше нравится: когда мы просто читаем эти стихи, или когда поём их? Почему?
- Они становятся более яркими и эмоциональными. Потому что поэт Луговой сочинил их для того, чтобы они стали песней.
- В его стихах есть и упоминание о музыке. Где? («В трудный час не унывать помогают песни!»
3. Исполнение под фортепиано.
4. Исполнение под фонограмму на синтезаторе.
- Замечательные строчки: «Тот, кто честен, добр и смел – тот и есть волшебник!» Именно такими старались быть герои фильма «Неуловимые мстители». Вспомним песню «Погоня», в которой рассказывается о жизни этих ребят.
1. Проговаривание слов III куплета.
2. Работа над динамикой в припеве.
3. Исполнение песни, затем исполнение с солистами.
- В словах этой песни есть упоминание о музыке? (Сразиться с врагами и песню допеть»).
- Видите. Какой силой обладает музыка, даже в годы войны люди не представляли себя без неё!
Итог: - Нужна ли музыка литературе?
- В каких литературных произведениях мы встретились с музыкой? (сказка «Музыкант – чародей», стихи А.С. Пушкина, стихи В. Лугового, стихи Р. Рождественского).
Домашнее задание: вспомнить, в тексте каких сказок «звучит» музыка.
Оценки за урок. Начать с мальчика, который играл роль музыканта.