kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы

по теме «Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Класс: 9

Предмет: литература

Тема урока: Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём; 

2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

3. совершенствовать  навыки анализа художественного текста;

4. развивать устную  речь, умение выделять главное, сравнивать;

Межпредметные связи: история, искусство

Средства обучения: ноутбук, телевизор,  текст романа в стихах «Евгений Онегин»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«дворянство в романе Евгений Онегин»

Конспект урока литературы

по теме «Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Класс: 9

Предмет: литература

Тема урока: Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;

2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;

4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;

Межпредметные связи: история, искусство

Средства обучения: ноутбук, телевизор, текст романа в стихах «Евгений Онегин»


Ход урока

1. Оргмомент Слайд 1


2. Подготовка к восприятию темы урока

Слово учителя:

Великий русский критик В. Г. Белинский в статье «Сочинения Александра Пушкина» назвал произведение «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», и мы все с этим соглашаемся. Слайд 2

Как вы думаете, почему?

Ответы детей Слайд 3


Слово учителя:

Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века. В романе даётся широчайшая картина жизни России того времени, её разнообразных связей с Западной Европой, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи. Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, Пушкин, как и Грибоедов, уделил немало внимания роли дворянства в российском обществе. При том Пушкин показывает нам петербургскую аристократию, московское и поместное дворянство.

Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

Мы должны

вернуться к строфам, в которых изображается дворянство, и рассмотреть, какими показывает их Пушкин и с помощью каких средств языка.


Мы часто слышим и употребляем слово «дворянство». А всем ли понятно, кто такие дворяне? Послушаем небольшую историческую справку о дворянском классе.


Сообщение учащегося «История дворянского класса»


Слово учителя: Слайд 4

Многие великие писатели давали широкое изображение дворянства в своих произведениях. Дворянство в изображении русских писателей – это зеркало, отражающее общественные процессы современной писателям жизни. Кроме того, эти произведения служат почвой для размышлений сегодняшнему читателю.

Широкое представление о дворянстве могут дать не только учебники и художественные произведения, но и картины. Посмотрите, пожалуйста. Слайды 5-10


Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.

Слайд 11 Знаток русской истории, литературовед Ю. М. Лотман в своей работе «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий» называет роман очерком дворянского быта онегинской поры.

Давайте обратимся к тексту Пушкина и посмотрим, как Пушкин изображает дворянский быт, дворян, как к ним относится. Результаты нашей работы вы должны будете дома оформить в сравнительной таблице.


3. Работа по теме урока (анализ романа)

Слово учителя:

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Именно в петербургской светской среде сформировалась личность Онегина. Пушкин подробно описывает день своего героя. Слайд 12

Проверка домашнего задания

Рассказ об одном дне Онегина (от 1го лица)


Вопрос:

1. Почему Пушкин во всех подробностях описывает один день Евгения Онегина?


Выводы:

Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.

Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями. Сам ритм быстрый, суетливый.

Всего один день и целая жизнь.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра.


На примере распорядка дня Онегина читатель может судить о времяпровождении светского человека. Мы узнаём, что основные занятия столичных дворян – балы, утренние прогулки, обеды в ресторанах, театр. Посещение балов — одно из любимых занятий петербургской аристократии. Бал – это место, куда могли попасть только дворяне.

Слайды 13,14

На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, делались сделки, устраивались карьеры. Слайды 15, 16

Нужно сказать, что образ бала часто встречается в литературе. Вспомните и назовите художественные произведения, где встречается теме бала. (Л. Н. Толстой «После бала», «Война и мир», Грибоедов «Горе от ума» )


2. Шумной суете Петербурга поэт противопоставляет величавое достоинство «русской», неторопливой Москвы. Давайте докажем это текстом. Слайд 17

Выразительное чтение и анализ стр. 45 главы 7

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец;

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжёт Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп…


Вопросы:

1. С помощью каких средств создаётся впечатление неторопливости, статичности жизни московских дворян? (выразительность характеристик усилена анафорическим началом (всё… всё… всё), синтаксическим параллелизмом парных строк:

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп

и повтором слов: тот же, то же, так же…. Это ироническое, злое описание дворянства.)


Ещё более обобщенная и убедительная характеристика московского дворянства дана в строфе 48: Слайд 18

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Всё в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум.

Не дрогнет сердце, хоть для шутки:

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!


Вопросы:

1. Какое чувство вложено в этот отрывок?

(Эта строфа звучит как гневное разоблачение. Долго сдерживаемое негодование вдруг порывается, и строфа завершается уничтожающей насмешкой, горьким сарказмом. Пустой - пустые головы, пустые сердца, пустые мысли, пустые разговоры).

2. С помощью чего достигается эффект разоблачения? (эпитеты, метафоры, однородные члены предложения)


Выводы:

Пушкин сатирически описывает московское дворянство. Московское дворянство характеризуется косностью и консервативностью быта и привычек, ограниченностью интересов, пошлостью и бессодержательностью жизни.


3. Поместное дворянство поэт представляет нам в описании дяди Онегина, семейства Лариных, гостей Лариных.


Вопросы:

1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?

(добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни; характерно убожество духовных интересов; Ларин был добрый малый, он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина с ключницей бранился, мух давил)

2. Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной (В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.)

3. Как охарактеризована она в качестве помещицы? (это жестокая помещица)

4. Проанализируйте речь Лариной. Чем она характерна? (простые разговорные формы – ей-ей, пора; как мелким бесом рассыпался- , здесь нет никакого следа влияния книжной, литературной речи, но нет и обаятельности и поэтичности народного языка)

Инсценировка гл. 7 строфы 25, 26

Ужель загадку разрешила?

Ужели слово найдено?

Часы бегут; она забыла,

Что дома ждут её давно,

Где собралися два соседа

И где об ней идёт беседа.

- Как быть? Татьяна не дитя,-

Старушка молвила кряхтя. –

Ведь Оленька её моложе.

Пристроить девушку, ей-ей,

Пора; а что мне делать с ней?

Всем наотрез одно и то же:

Нейдут. И всё грустит она,

Да бродит по лесам одна.

«Не влюблена ль она?» - В кого же?

Буянов сватался: отказ.

Ивану Петушкову – тоже.

Гусар Пыхтин гостил у нас;

Уж как он Танею прельщался,

Как мелким бесом рассыпался!

Я думала: пойдёт авось;

Куда! И снова дело врозь. –

«Что ж, матушка? За чем же стало?

В Москву, на ярмарку невест!

Там, слышно, много праздных мест».

- Ох, мой отец, доходу мало.-

«Довольно для одной зимы,

Не то уж дам хоть я взаймы».

5. Расскажите о домашнем быте семейства Лариных

(Это «простая, русская семья», не слишком интеллектуальная, но открытая, гостеприимная и хлебосольная. Жизнь поместных дворян проста, они верны «привычкам милой старины», православным обрядам, исконным русским традициям. Здесь поэт утверждает простые ценности русской патриархальной жизни)


Переходим к образам гостей Лариных. Слайд 19

Чтение и анализ строфы 26 главы 5:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной советник Флянов,

Тяжёлый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.


Вопросы: Слайд 20

1. Что можете сказать о фамилиях гостей?

2. Какой приём мы наблюдаем, читая строки:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

(Супруга «дородная», «толстый» Пустяков — синонимичный ряд слов.)
3. Что хотел сказать этим Пушкин? (Цель жизни этой четы в итоге сводится к тому, чтобы ничего не делать, предаваться чревоугодию.)
4. Какой художественный приём используется дальше?

Гвоздин, хозяин превосходный.

Владелец нищих мужиков.

(Здесь используется контраст: раз Гвоздин «превосходный хозяин», значит и мужики у него должны быть зажиточными. Два эпитета, которые автор использует, характеризуя другого гостя, звучат взаимоисключающе: «Гвоздин, хозяин превосходный» — и он же «владелец нищих мужиков». Подобное сочетание наводит на мысли о том, что этот помещик, подобно фонвизинским Скотининым, отобрал у крестьян все, что можно, так что теперь уж содрать что-либо представляется делом непростым — из-за отсутствия у мужиков сколько-нибудь ценного имущества.)

5. За счёт кого он «превосходный»?

6. Что вы можете сказать о семье Скотининых? Для чего Скотинины привезли детей от «тридцати до двух годов»? (Чтобы содержать такую семью, надо много работать. А зачем работать, когда есть мужики?! А развлечься и поесть можно в любом хлебосольном доме. Об этой семье сказано очень мало. Семья с «прекрасной» фамилией Скотинины обременена большим количеством детей. Тут нельзя не согласиться, что Пушкин делает их похожими на животных)

7. Что имел в виду Пушкин, когда использовал уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах франтик Петушков? (Употребление этих суффиксов придаёт пренебрежительное отношение к герою. Создаётся впечатление, что это пустой, драчливый, лёгкого поведения человек без нужды и забот.)
8. Каким вы представляете себе человека с «говорящей фамилией» Буянов?
9. И уничтожающую характеристику даёт поэт последнему из гостей — Флянову:

Тяжёлый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Вопрос:

1. Назовите общие характерные черты провинциальных дворян в изображении Пушкина (упорные и безжалостные крепостники, люди низкой культуры, сплетники, бездельники; интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне")

2. Чем привлекают Пушкина поместные дворяне? (хлебосольством, радушием, соблюдение обычаев, близостью к природе, добрыми отношениями, они как одна семья, где все друг о друге всё знают)

Выводы: Слайд 21

Авторскую симпатию вызывает простота и естественность поведения, близость к народным обычаям, хлебосольство, радушие помещиков. Эти люди живут в ладу с природой, не превращают утро в полночь. И может быть, поэтому здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Татьяна и Ленский.

Но Пушкин не идеализирует мир помещиков. Он осуждает провинциальное дворянство за эгоизм, невежество, эксплуатацию народа, праздность.


На этом мы заканчиваем разговор о дворянстве, давайте подведём итоги. Слайд 22


Выводы по уроку:

1. Каково отношение автора к дворянам? (изображает сатирически)

2. Чем интересны картины из жизни дворянства 19 века? (широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия)


Рефлексия:

1. Понравился ли вам урок?

2. Что нового сегодня узнали?



Домашнее задание: заполнить таблицу Слайд 23


Петербургское дворянство

Московское дворянство

Поместное дворянство

сходство




различие


















Просмотр содержимого презентации
«дворянство в романе»

Виссарион Григорьевич Белинский (1811 – 1848 г. г.) литературный критик, писатель, публицист, философ  «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

Виссарион Григорьевич Белинский

(1811 – 1848 г. г.)

литературный критик, писатель, публицист, философ

«В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»

Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. (словарь С. И. Ожегова) духовная жизнь все  времена года быт и нравы воспитание ,  образование торговые отношения ПОЧЕМУ?  меню, кухня образ жизни людей разных сословий культура мода

Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. (словарь С. И. Ожегова)

духовная

жизнь

все

времена

года

быт и нравы

воспитание ,

образование

торговые

отношения

ПОЧЕМУ?

меню,

кухня

образ жизни

людей разных

сословий

культура

мода

Д. И. Фонвизин «Недоросль» А. С. Грибоедов «Горе от ума» А. С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор» И. А. Гончаров «Обломов» И. С. Тургенев «Отцы и дети» М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» Л. Н. Толстой «После бала», «Война и мир» А. П. Чехов «Вишневый сад»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

А. С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»

И. А. Гончаров «Обломов»

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

М. Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»

Л. Н. Толстой «После бала», «Война и мир»

А. П. Чехов «Вишневый сад»

П. А. Федотов «Сватовство майора» (1851 год)

П. А. Федотов «Сватовство майора» (1851 год)

П. А. Федотов «Завтрак аристократа»

П. А. Федотов «Завтрак аристократа»

В. В. Пукирев «Неравный брак»

В. В. Пукирев «Неравный брак»

Б. М. Кустодиев «В московской гостиной»

Б. М. Кустодиев «В московской гостиной»

Акварель неизвестного художника «Великосветский салон»

Акварель неизвестного художника «Великосветский салон»

А. В. Тыранов «Интерьер в дворянском доме» (1830 г)

А. В. Тыранов «Интерьер в дворянском доме» (1830 г)

Юрий  Михайлович Лотман (1922 – 1993 г. г.) советский литературовед, культуролог, семиотик Труды Лекции по структуральной поэтике (1964) Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970) Структура художественного текста (1970) Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972) Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973) Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973) Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980) Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981) Культура и взрыв (1992) Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993) Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном)

Юрий Михайлович

Лотман (1922 – 1993 г. г.)

советский литературовед, культуролог, семиотик

Труды

Лекции по структуральной поэтике (1964)

Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)

Структура художественного текста (1970)

Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972) Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973)

Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973)

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий (1980)

Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя (1981)

Культура и взрыв (1992)

Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993)

Диалог с экраном (1994; совместно с Ю. Цивьяном)

Д. Н. Кардовский «Бал в петербуржском дворянском собрании»

Д. Н. Кардовский «Бал в петербуржском дворянском собрании»

БАЛЫ свадебные купеческие общественные семейные частные придворные детские

БАЛЫ

свадебные

купеческие

общественные

семейные

частные

придворные

детские

Танцы балов 19 века полонез вальс мазурка кадриль краковяк полька котильон

Танцы балов 19 века

полонез

вальс

мазурка

кадриль

краковяк

полька

котильон

Глава 7 строфа 45 Но в них не видно перемены; Всё в них на старый образец: У тётушки княжны Елены Всё тот же тюлевый чепец; Всё белится Лукерья Львовна, Всё то же лжёт Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп, Семён Петрович так же скуп…

Глава 7 строфа 45

Но в них не видно перемены;

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец;

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжёт Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп…

Глава 7 строфа 48 Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор; Всё в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум; Не улыбнется томный ум. Не дрогнет сердце, хоть для шутки: И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой!

Глава 7 строфа 48

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Всё в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно;

В бесплодной сухости речей,

Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки,

Хоть невзначай, хоть наобум;

Не улыбнется томный ум.

Не дрогнет сердце, хоть для шутки:

И даже глупости смешной

В тебе не встретишь, свет пустой!

Глава 7 строфа 48  С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов; Уездный франтик Петушков, Мой брат двоюродный, Буянов, В пуху, в картузе с козырьком (Как вам, конечно, он знаком), И отставной советник Флянов, Тяжёлый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут.

Глава 7 строфа 48

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком),

И отставной советник Флянов,

Тяжёлый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Рисунок П. Соколова «Бал у Лариных»

Рисунок П. Соколова «Бал у Лариных»

Глава 5 строфа 29 На миг умолки разговоры; Уста жуют. Со всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздаётся звон. Но вскоре гости понемногу Подъемлют общую тревогу. Никто не слушает, кричат, Смеются, спорят и пищат.

Глава 5 строфа 29

На миг умолки разговоры;

Уста жуют. Со всех сторон

Гремят тарелки и приборы

Да рюмок раздаётся звон.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу.

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Каково отношение автора к дворянам? Чем интересны картины из жизни дворянства 19 века?
  • Каково отношение автора к дворянам?
  • Чем интересны картины из жизни дворянства 19 века?
Домашнее задание: Заполнить таблицу: Петербургское дворянство Московское дворянство сходство Поместное дворянство различие

Домашнее задание:

Заполнить таблицу:

Петербургское дворянство

Московское дворянство

сходство

Поместное дворянство

различие


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
конспект урока по теме "Дворянство в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин"

Автор: Юферева Нина Леонидовна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348743

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "поурочный конспект "
    ["seo_title"] => string(20) "pourochnyi-konspiekt"
    ["file_id"] => string(6) "118982"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413302074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства