Конспект урока по литературе
Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха».
Учитель: Городова Светлана Павловна
Цели: 1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;
2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми в поэзии;
3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).
Задачи: 1. Развивать умения восприятия поэтического слова;
2. Работать над выразительным словом.
Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
- Проверка домашнего задания
- Рассказ о лицейских годах Пушкина.
- Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.
- Слово учителя. Стихотворение «Узник»
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе, в ссылке, откуда поэт стремился вырваться на свободу, в Петербург, или за границу. Причиной ссылки явилось недовольство царя Александра I вольнолюбивыми стихами Пушкина. В Кишиневе поэт прожил почти три года. Он много работал, читал, следил за газетами и журналами. Но чувство тоски не покидало его. Его тяготило такое положение. Увидев однажды орла, прикованного к цепи, он представил себя в виде узника, томящегося в темнице.
Послушайте стихотворение «Узник» и подумайте, что же рассказывает Пушкин о себе, о своей жизни.
- Чтение стихотворения «Узник»
Чтение стихотворения учителем.
Фонохрестоматия
- Беседа с классом.
- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?
- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?
- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)
- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)
- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Почему стихотворение стало народной песней?
VI. Творческое задание
- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.
- Посмотрим, у кого что получилось.
VII. Слово учителя «Зимнее утро»
Следующее стихотворение, которое мы сейчас прочитаем, называется «Зимнее утро». Оно было написано 1829 году. Пушкин рисует картину зимней природы, пейзаж и через него передает сое настроение, свои чувства, переживания. Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики.
VIII. Чтение стихотворения «Зимнее утро»
Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.
Фонохрестоматия
IX. Беседа с классом.
- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)
- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)
1-ая часть – обращение поэта к любимой, к другу.
2-ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.
-Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)
- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)
- Какие эпитеты, образы, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? ( однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы)
X. Работа с учебником.
1. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» с. 58-59
2. Вопросы:
- Чем отличаются стихи от прозы?
- Какие стихи называются двусложными?
- чем отличается ямб от хорея?
3. Запись в тетради и на доске строк стихотворения «Зимнее утро»
Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный..
- Делим все слова на слоги
Мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный
Е-ще-ты-дрем-лешь-друг-пре-лест-ный
- Обозначаем чередование ударных и безударных слогов
_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_
_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_
- Это двусложный размер стиха. Это ямб, так как ударение падает на второй слог.
- Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хореем.
XI. Подведение итогов.
- Поэт доносит до нас свои чувства, мысли, переживания. Стихотворения помогают увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки. Эти стихотворения помогают нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.
Домашнее задание.
- Выучить наизусть одно из стихотворений.
- Выполнить задания 1 и 3 «Совершенствуйте свою речь»
Оборудование.
Иллюстрация к стихотворению «Узник»
Иллюстрация к стихотворению «Зимнее утро»