kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе

Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха».

Учитель: Городова Светлана Павловна

Цели: 1.  Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;

           2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми   в поэзии;

           3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Задачи:  1. Развивать умения восприятия поэтического слова;

               2. Работать над выразительным словом.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.

Ход урока

  1. Организационный момент
    • Здравствуйте, ребята!
  2. Проверка домашнего задания
  3. Рассказ о лицейских годах Пушкина.
  4. Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.
    1. Слово учителя. Стихотворение «Узник»

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе, в ссылке, откуда поэт стремился вырваться на свободу, в Петербург, или за границу. Причиной ссылки явилось недовольство царя Александра I вольнолюбивыми стихами Пушкина. В Кишиневе поэт прожил почти три года. Он много работал, читал, следил за газетами и журналами. Но чувство тоски не покидало его. Его тяготило такое положение. Увидев однажды орла, прикованного к цепи, он представил себя  в  виде узника, томящегося в темнице.

Послушайте стихотворение «Узник» и подумайте, что же рассказывает Пушкин о себе, о своей жизни.

  1. Чтение стихотворения «Узник»

Чтение стихотворения учителем.

Фонохрестоматия

  1. Беседа с классом.

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Почему стихотворение стало народной песней?

VI. Творческое задание

- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.

- Посмотрим, у кого что получилось.

VII. Слово учителя «Зимнее утро»

Следующее стихотворение, которое мы сейчас прочитаем, называется «Зимнее утро». Оно было написано  1829 году. Пушкин рисует картину зимней природы, пейзаж и через него передает сое настроение, свои чувства, переживания. Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики.

VIII. Чтение стихотворения «Зимнее утро»

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

Фонохрестоматия

IX. Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли  стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)

1-ая часть – обращение поэта  к любимой, к другу.

2-ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.

-Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)

- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)

- Какие эпитеты, образы, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? ( однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы)

X. Работа с учебником.

1. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» с. 58-59

2. Вопросы:

- Чем отличаются стихи от прозы?

- Какие стихи называются двусложными?

- чем отличается ямб от хорея?

3. Запись в тетради и на доске строк стихотворения «Зимнее утро»

Мороз и солнце день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный..

- Делим все слова на слоги

Мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный

Е-ще-ты-дрем-лешь-друг-пре-лест-ный

- Обозначаем чередование ударных и безударных слогов

_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_

_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_

- Это двусложный размер стиха. Это ямб, так как ударение падает на второй слог.

- Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хореем.

XI. Подведение итогов.

- Поэт доносит до нас свои чувства, мысли, переживания. Стихотворения помогают увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки. Эти стихотворения помогают нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений.
  2. Выполнить задания 1 и 3 «Совершенствуйте свою речь»

 

 

Оборудование.

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация к стихотворению «Узник»

 

 

Иллюстрация к стихотворению «Зимнее утро»

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха». »

Конспект урока по литературе

Тема: « Лирика А. С. Пушкина. Стихотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха».

Учитель: Городова Светлана Павловна

Цели: 1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;

2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми в поэзии;

3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Задачи: 1. Развивать умения восприятия поэтического слова;

2. Работать над выразительным словом.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.

Ход урока

  1. Организационный момент

  • Здравствуйте, ребята!

  1. Проверка домашнего задания

  1. Рассказ о лицейских годах Пушкина.

  2. Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.

  1. Слово учителя. Стихотворение «Узник»

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишиневе, в ссылке, откуда поэт стремился вырваться на свободу, в Петербург, или за границу. Причиной ссылки явилось недовольство царя Александра I вольнолюбивыми стихами Пушкина. В Кишиневе поэт прожил почти три года. Он много работал, читал, следил за газетами и журналами. Но чувство тоски не покидало его. Его тяготило такое положение. Увидев однажды орла, прикованного к цепи, он представил себя в виде узника, томящегося в темнице.

Послушайте стихотворение «Узник» и подумайте, что же рассказывает Пушкин о себе, о своей жизни.

  1. Чтение стихотворения «Узник»

Чтение стихотворения учителем.

Фонохрестоматия

  1. Беседа с классом.

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Почему стихотворение стало народной песней?

VI. Творческое задание

- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.

- Посмотрим, у кого что получилось.

VII. Слово учителя «Зимнее утро»

Следующее стихотворение, которое мы сейчас прочитаем, называется «Зимнее утро». Оно было написано 1829 году. Пушкин рисует картину зимней природы, пейзаж и через него передает сое настроение, свои чувства, переживания. Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относятся к жанру пейзажной лирики.

VIII. Чтение стихотворения «Зимнее утро»

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

Фонохрестоматия

IX. Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)

1-ая часть – обращение поэта к любимой, к другу.

2-ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.

-Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)

- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)

- Какие эпитеты, образы, слова повторяются в стихотворении и с какой целью? ( однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы)

X. Работа с учебником.

1. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» с. 58-59

2. Вопросы:

- Чем отличаются стихи от прозы?

- Какие стихи называются двусложными?

- чем отличается ямб от хорея?

3. Запись в тетради и на доске строк стихотворения «Зимнее утро»

Мороз и солнце день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный..

- Делим все слова на слоги

Мо-роз-и-солн-це-день-чу-дес-ный

Е-ще-ты-дрем-лешь-друг-пре-лест-ный

- Обозначаем чередование ударных и безударных слогов

_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_

_ _,/ _ _,/_ _,/_ _,/_

- Это двусложный размер стиха. Это ямб, так как ударение падает на второй слог.

- Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог, называется хореем.

XI. Подведение итогов.

- Поэт доносит до нас свои чувства, мысли, переживания. Стихотворения помогают увидеть душевное состояние Пушкина в период ссылки. Эти стихотворения помогают нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни.

Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть одно из стихотворений.

  2. Выполнить задания 1 и 3 «Совершенствуйте свою речь»





Оборудование.













Иллюстрация к стихотворению «Узник»



Иллюстрация к стихотворению «Зимнее утро»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Городова Светлана Павловна

Дата: 06.10.2014

Номер свидетельства: 116760


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства