Конспект урока литературное чтение на тему: "Осенние листья - тема для поэтов"
Конспект урока литературное чтение на тему: "Осенние листья - тема для поэтов"
Данная разработка будет полезна для учителей начальных классов.
Название УМК «Школа России» Предмет литературное чтение 2 класс
Тема урока: Осенние листья – тема для поэтов.
Тип урока: решение учебной задачи
Цель урока: Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья».
Задачи урока: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья»;
Способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления;
Содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.
Метапредметные: познавательные: используют простейшие виды анализа текста; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные: высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные: проявляют художественно - эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературное чтение на тему: "Осенние листья - тема для поэтов" »
Тема: Осенние листья – тема для поэтов.
Цели урока:познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить понимать и выразительно читать стихи; способствовать развитию речи, памяти, речь, мышления.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:научитьсячитать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться: наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.
Метапредметные:познавательные:используют простейшие виды анализа текста; регулятивные:формулируют и удерживают учебную задачу;коммукативные: высказывают собственное мнение, строят монологтческое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные:проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Ход урока
Организационный момент
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
(лист самооценки)
Речевая разминка
А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с - з ], [с - ш ], [ с -ц ], [ж - ц ]
В) Дикционное упражнение.
- Прочитайте стихотворение, записанное на доске.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок.
Папа, мама и ребенок.
(В. Голяховский.)
Какие слова выдумал поэт?
Как надо произносить эти слова? Какой звук выделим?
Что мы представляем, когда выделяем звук Ш?
Читаем хором стихотворение (с разной интонацией).
III. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…» наизусть (в парах)
- Кто из вас нашёл окончание этого стихотворения?
Выйдешь — поневоле Тяжело — хоть плачь! Смотришь — через поле Перекати - поле Прыгает, как мяч.
IV. Определение темы и цели урока. Вводная беседа
Учитель загадывает загадки:
Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года… – Как зовётся? (Осень)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ...
(Листопад)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
- Отгадку мы найдем на слайде.
(слайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)
- Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
- Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
- Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
- Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
2. Мотивация учебной деятельности детей:
(слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру осенних мотивов.
3. Работа по теме урока (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учеником стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Что слушали? Какое произведение по жанру?
- Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
- Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 12) - Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?
3. Какой изображена рябина?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
5. Какое настроение должна создать картина?
(слайд 13) - Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям.
Проверка задания (слайд14).
- С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
- Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
- Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
Физкультминутка
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)
V. Продолжение изучения темы
1. Звучит аудиозапись стихотворения Сергея Есенина «Закружилась листва золотая...».
2. Проверка первичного восприятия: беседа
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какую картину вы себе представили?
- Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
(слайд 15): - Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?
2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
3. Как вы себе представляете золотые листья?
4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?
5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
6. Какое настроение создает это стихотворение?
(слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.
- Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
- Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
VI Обобщение по теме урока
Творческая работа. Мини-сочинения на тему: «О чём шепчутся осенние листики».
Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:
- Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.
Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):
Где происходит событие? (в парке, в лесу, в саду, на пруду)
Какое настроение будет передано в рассказе? (грусть, покой, восторг, печаль, радость)
Передайте в рассказе цвет листьев, состояние деревьев. (деревья красуются, вянущие рябины, листья как солнышки – багряные и золотые, пожелтелые листья, золотая листва)
Как ведут себя осенние листья? (по ветру летят, кружат, на деревьях не сидят, прыгают, скачут, плывут, полетели, запрыгали, понеслись; листья словно бабочек легкая стая)
Какие звуки можно услышать в осеннем парке? (листья шуршат, скребутся, лопочут, шепчут, говорят)
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
- С какими произведениями познакомились?
- Кто их автор?
- О чём они?
- Чему учились?
- Что нового узнали?
Рефлексия. – Оцените своё настроение, работу на уроке. Жёлтый листик – если всё получилось, всё понравилось и настроение хорошее, оранжевый – если что-то пока не удалось. (листочки дети приклеивают к своим рисункам на доске) Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Попробовать сочинить небольшое стихотворение об осени.