~~Цель: формирование умения работать с текстом, писать изложение.
Задачи:
- Учить связно излагать текст, пополнять и активизировать словарь учащихся;
- Развивать умение анализировать текст, выделять главное и письменно излагать его;
- Воспитывать любовь к природе, интерес к пониманию прекрасного.
Тип урока: развитие речи.
Материальное обеспечение: записи на доске, репродукции картин хужодников:
В. Поленов. Золотая осень
А. Куинджи. Осень
Г. Мясоедов. Осеннее утро.
Музыка: П. Чайковский «Осенняя песня» (из цикла «Времена года»)
Межпредметные связи: русский язык, познание мира, музыка, ИЗО.
Планируемые результаты:
предметные: понимать цели чтения и пересказа прозаического текста;
уметь излагать содержание произведения в письменном виде;
личностные: проявлять эмоционально-ценностное отношение к художественному тексту с описанием времени года (осени); активность при обсуждении, иметь нравственную позицию.
системно-деятельностные: применять при объективной оценке собственных возможностей и достижений.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, читательского опыта учащихся и уровня художественного восприятия произведений искусства.
1. Вступительная беседа-экскурсия. Дети рассматривают репродукции картин художников, читают эпиграф к уроку: «Осень золотая в гости к нам пришла».
- Тема нашего урока «Осень наступила». Вы ознакомились с репродукциями картин художников, посвященных осени. Что вам особенно понравилось?
- Вспомним стихотворения, посвященных осени (А. Плещеева, З. Федоровской, У. Турманжанова, О. Высоцкой и др.)
- Что их объединяет с картинами художников?
- Художник использует краски, чтобы передать всю красоту и прлесть природы, а у поэтов свои средства для достижения этих целей. Назовите их. (Образные слова и выражения)
- Почему у художников и поэтов, писателей осень часто золотая?
(Осенью листья на деревьях, кустарниках теряют обычный зеленый цвет и приобретают разные оттенки желтого.)
- Какое настроение вызывают у вас стихи об осени и картины художников?
2. Уточнение основной темы урока.
- Мы продолжим тему осени и напишем изложение по отрывку из рассказа писательницы В.Путилиной «Вишневая ветка».
- Что значит написать изложение?
(Письменно пересказать текст, который услышали или прочитали)
- А что такое текст?
(Это несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
- Мы прочитаем вначале весь рассказ «Вишневая ветка», а потом выберем для изложения отрывок, связанный с темой осени.
3. Работа с рассказом и текстом-отрывком.
1. Чтение рассказа учителем. Мотивация чтения: в процессе чтения учащиеся должны представить себе содержание рассказа, обратить особое внимание на описание осени в начале рассказа, образы учительниц, главной героини Лены; определить основную мысль рассказа, его идею, свое впечатление от содержания и настроение.
2. Беседа по содержанию.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- Кто главные герои рассказа?
- Почему рассказ называется «Вишневая ветка»?
- Какими вы представляете себе учительниц Лидию Алексеевну и Ольгу Сергеевну?
- Дайте характеристику Лены.
- Назовите основную мысль рассказа, его идею.
- Расскажите о своих впечатлениях от рассказа.
3. Работа над текстом (от: «Тихо в осеннем лесу» и до «И только Лена…»
1) Чтение отрывка учащимися (по частям).
2) Определение темы отрывка.
3) Пересказ отрывка (вариант: по цепочке).
4) Составление плана.
Примерный вариант (цитатный).
1) «Тихо в осеннем лесу».
2) «Ау-Ау».
3) «А осень была необыкновенной».
4) «Правда красиво?»
5) «Кри-кри-кри!»
6) «Одни птицы улетают, а есть такие – пешком уходят от зимы».
7) «Потом они разбрелись по лесу».
4. Словарно- орфографическая подготовка к изложению.
А) определение значения:
Пылают – становятся красными.
Багровый – темно-красный.
Дробно – часто.
Перепелка – маленькая полевая птица.
Допытывается – спрашивает.
Б) запомнить написание:
Пожелтели (березы), изредка, задумчивая, необыкновенная, серебряные нити, зимовать, кое-как, доберется, бегунья, разбрелись, перекликались, редкие.
4.Подготовка к изложению текста-отрывка.
А) повторное чтение (по частям) выбранного отрывка.
Б) пересказ (вариант: по цепочке)
5.Письменное изложение текста-отрывка.