Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак», рисунки (рак,
щука), схемы (дидактические игры).
Ход урока
I.Повторение изученного материала
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа над пословицами о дружбе, приготовленными учениками.
II.Актуализация опорних знаний
1.Беседа.
Знаете ли вы, ребята, что такое басня?
Какие басни вы читали? Назовите.
Кто их автор?
2.Рассказ учителя с элементами беседы.
Иван Андреевич Крылов (1799 – 1844 ) – известный русский баснописец. Многие строки из басен Крылова стали пословицами. Герои басен – обычно звери – наделены человеческими качествами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: портрет И. А. Крылова, иллюстрации к басне «Лебедь, Щука и Рак», рисунки (рак,
щука), схемы (дидактические игры).
Ход урока
I.Повторение изученного материала
1. Проверка домашнего задания.
2. Работа над пословицами одружбе, приготовленными учениками.
II.Актуализация опорних знаний
1.Беседа.
Знаете ли вы, ребята, что такое басня?
Какие басни вы читали? Назовите.
Кто их автор?
2.Рассказ учителя с элементами беседы.
Иван Андреевич Крылов (1799 – 1844 ) – известный русский баснописец. Многие строки из басен Крылова стали пословицами. Герои басен – обычно звери – наделены человечекими качествами.
ІІІ.Сообщение темы и задач урока
На уроке мы с вами познакомимся с одной из басен Ивана Андреевича Крылова. А ее название вы узнаете, если отгадаете загадки.
На мели сидит, У нее во рту пила. В воде купался –
Усами шевелит, Под водой она жила. А сух остался.
А гулять пойдет - Всех пугала, всех глотала, ( Лебедь. )
Задом наперед. А теперь в котел попала.
( Рак. ) ( Пила. )
Кто догадался, как называется басня Крылова?
IV.Восприятие и осознание нового материала
1.Словарная работа.
Поклажа –груз.
Ныне – сейчас, теперь.
2.Чтение басни учителем.
3.Чтение басни учащимися.
4.Шепотковое чтение.
5.Анализ текста.
Дополните. В этой басне говорится о том, как… Они не справились потому. что…
Выберите то, что считаете правильным.
Не следует браться за слишком тяжелую работу.
Работать нужно дружно, слаженно.
Найдите в басне слова, в которых выражена основная мысль.
Найдите в тексте слова, которые соответствуют каждому из следующих предложений:
Лебедь, Щука и Рак взялись за дело все вместе и с охотой («Везти с поклажей воз взялись,и вместе трое все в него впряглись»);
они очень старались, потратили много сил («Из кожи лезут вон»);
работа не ладилась, дело не двигалось («Да только воз и ныне там»).
Знаете ли вы случай из жизни, к которому можно было бы применить эту басню?
6.Лексическая работа.
В этой басне есть выражения, которые стали крылатыми – т.е. очень образными, меткими, часто употребляющимися в речи. Найдите их в басне, объясните, как вы их понимате.
Заполните значение следующего выражения:
Лезть из кожи вон – очень стараться, напрягаться.
Как вы думаете, можно ли назвать данные слова синонимами?
Ныне, нынче, сегодня, теперь.
Докажите свою мысль.
Обратите внимание на ударение. Объясните, почему в басне надо сказать взялись, а не взялись.
Взяла, взяли; взялась, взялись.
Укажите стрелкой на подходящую концовку предложения.
Лебедь, Рак и Щука – воплощение легкомыслия
хитрости
несогласованности
трудолюбия
V.Физкультминутка. «Упражнение для глаз»
Расслабьтесь. Выберите любую точку. Смотрите на нее 30 секунд и думайте только о ней. Отдохните 10 секунд. Повторите упражнение 5 раз.
VI.Закрепление и осмысление знаний
1.Беседа.
Найдите строки из басни, заключающие нравоучение ( мораль ).
2.Самостоятельное чтение басни вслух.
Прочитайте басню медленно, не спеша, как будто рассказываете слушателям, что случилось с героями. Постарайтесь, чтобы слушатели представили героев басни и немного посочувствовали им.
3.Работа над иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию. Какими изобразил художник героев басни – внешне и по характеру?
4.Творческая работа над басней.
Составьте рассуждение на тему: «Почему воз и ныне там?», объяснив причину и доказав безысходность этого положения, если не изменить ситуацию.
VII.Закрепление и систематизация знаний
1.Конкурсное чтение.
Сделайте разметку для выразительного чтения басни.
2.Дидактическая игра.
Кры
щу ка де
бас
ле бедь ня
ло
И ван лов
Прочитайте слова, глядя на точки.
VIII.Итог урока
1.Итоговая беседа.
Что нового вы узнали на уроке?
С какой басней познакомились?
Назовите героев басни.
Кто автор басни?
В каких словах выражена основная мысль?
Чему учит нас басня?
2.Оценивание ответов учащихся.
IX.Домашнее задание
Выучить басню И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак» наизусть (с. 36 – 37 учебника).