kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература         4 класс

Тема: Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

         - формировать знания учащихся о литературных жанрах;

         - развивать и совершенствовать технику чтения;

         -  прививать любовь и интерес к литературе;

         - воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями  И.А. Крылова.

Тип урока: комбинированный.

 

Ход урока

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

«Улыбнитесь друг другу».

II.Проверка знаний.

«Заморочки из бочки»

По строкам назовите автора и название произведений.

Назовите литературные жанры данных произведений.

 

«Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба…»

                                                                                           (устное народное творчество)

                                         Русская народная сказка «Курочка Ряба»

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

                                                                                            (литературная сказка)

                                                                                             Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…»

                                                                                            (поэзия)

                                                                                             Лермонтов М.Ю. «На севере диком…»

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…»

                                                                                             (басня)

                                                                                              Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»  

III.Актуализация.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.

IV.Реализация.

1.Чтобы узнать имя  писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.

 

 

1)Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

2) Кого называют «попрыгуньей»?

3) «Кума» в зеркале.

4) «Вперед чужой беде не смейся, …»

5) Кто остался «без обеда», потеряв сыр.

6) К кому приползла Стрекоза?

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

 

2. Знакомство с биографией.

Учитель рассказывает и зачитывает отрывки из воспоминаний современников о И.А.Крылове и его творчестве из книги  « Иван Андреевич Крылов. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников».

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические  рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.

А что такое басни, знаете?

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.

А знаете ли вы, что для того, чтобы писать хорошие басни, надо быть трудолюбивым человеком? «Будет просто, как проделаешь раз по сто», - говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой 21 строка, черновых набросков около 200 строк.

Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.

3. Работа по учебнику.

Нам предстоит познакомиться с  определением басни и морали басни,  с басней «Лебедь, Щука и Рак».

 

 

Читаем определение в учебнике с. 49

- Что такое басня и мораль басни.

Выразительное чтение басни «учитель + ученик».

 

Работа в парах. Выразительное чтение.

4.Анализ произведения.

- Расскажите о действующих лицах басни.

- Почему же воз оказался и ныне там?

- В чем главный смысл басни?

- Найдите и прочитайте мораль басни.

- Какие недостатки людей высмеивает автор?

4. Работа в тетради.

Оформление  тетради.

Задание.

- Запишите пословицы  о дружбе, взаимовыручке.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Крепкую дружбу водой не разольешь.

- Объясните смысл пословиц.

- Какие строчки стали пословицами и поговорками и вошли в нашу речь?

V.Закрепление.

1. Игра «Путаница»

Исправьте неправильные фразы.

1)…Однажды Голубь, Мак и Щука везти с поклажей воз взялись…

2)…Чем камушки считать, трудиться, не лучше б на себя, Лиса оборотиться?

3)…Сорока гавкнула во все воронье горло…

4)…Поскакушка Стрекоза осень красную пропела…

 

2. Конкурс «Кто больше?»

Кто больше назовет известных басен И.А.Крылова.

Учащиеся показывают рисунки к басням И.А. Крылова.

 Домашнее задание: с.49-51 выучить басню.

VII.Итог урока.

       - С каким жанром литературы вы познакомились на уроке?

       - Что и кого высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?

       - Что такое мораль басни?

            Выставление оценок.

            Вывод. 

            Рефлексия

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" »


Литература 4 класс


Тема: Крылов И.А. «Лебедь, Щука и Рак»

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством Ивана Андреевича Крылова.

- формировать знания учащихся о литературных жанрах;

- развивать и совершенствовать технику чтения;

- прививать любовь и интерес к литературе;

- воспитывать нравственные качества.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книги с произведениями И.А. Крылова.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

«Улыбнитесь друг другу».

  1. Проверка знаний.

«Заморочки из бочки»

По строкам назовите автора и название произведений.

Назовите литературные жанры данных произведений.


«Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба…»

(устное народное творчество)

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

(литературная сказка)

Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане…»

«На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна…»

(поэзия)

Лермонтов М.Ю. «На севере диком…»

«Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела…»

(басня)

Крылов И.А. «Стрекоза и Муравей»

  1. Актуализация.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с великим русским писателем и его произведениями и узнаете об одном из жанров литературы - басней.


  1. Реализация.

1.Чтобы узнать имя писателя, вам необходимо разгадать кроссворд.



1)Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?

2) Кого называют «попрыгуньей»?

3) «Кума» в зеркале.

4) «Вперед чужой беде не смейся, …»

5) Кто остался «без обеда», потеряв сыр.

6) К кому приползла Стрекоза?








Итак, вы разгадали фамилию великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

2. Знакомство с биографией.

Учитель рассказывает и зачитывает отрывки из воспоминаний современников о И.А.Крылове и его творчестве из книги « Иван Андреевич Крылов. Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников».

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году. Он был не только баснописцем, также писал стихи, водевили, сатирические рассказы. Но все-таки нам больше всего известны басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и муравья, про Слона и Моську и т.д.

А что такое басни, знаете?

Басни – это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются люди, говорится о жизни.

А знаете ли вы, что для того, чтобы писать хорошие басни, надо быть трудолюбивым человеком? «Будет просто, как проделаешь раз по сто», - говорил современник Крылова художник Федотов. Только к одной басне «Кукушка и Петух», в которой 21 строка, черновых набросков около 200 строк.

Всю жизнь Иван Андреевич и работал, и учился. Работать он начал в 11лет, а греческий язык, например, начал изучать в 50 лет и за два года овладел им в совершенстве.

В городе Санкт - Петербурге в Летнем саду находится памятник И.А.Крылову, а у подножия памятника изображены герои его басен – животные.

3. Работа по учебнику.

Нам предстоит познакомиться с определением басни и морали басни, с басней «Лебедь, Щука и Рак».



Читаем определение в учебнике с. 49

- Что такое басня и мораль басни.

Выразительное чтение басни «учитель + ученик».

Работа в парах. Выразительное чтение.

4.Анализ произведения.

- Расскажите о действующих лицах басни.

- Почему же воз оказался и ныне там?

- В чем главный смысл басни?

- Найдите и прочитайте мораль басни.

- Какие недостатки людей высмеивает автор?

4. Работа в тетради.

Оформление тетради.

Задание.

- Запишите пословицы о дружбе, взаимовыручке.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.

Крепкую дружбу водой не разольешь.

- Объясните смысл пословиц.

- Какие строчки стали пословицами и поговорками и вошли в нашу речь?

  1. Закрепление.

1. Игра «Путаница»

Исправьте неправильные фразы.

    1. …Однажды Голубь, Мак и Щука везти с поклажей воз взялись…

    2. …Чем камушки считать, трудиться, не лучше б на себя, Лиса оборотиться?

    3. …Сорока гавкнула во все воронье горло…

    4. …Поскакушка Стрекоза осень красную пропела…

2. Конкурс «Кто больше?»

Кто больше назовет известных басен И.А.Крылова.

Учащиеся показывают рисунки к басням И.А. Крылова.


  1. Домашнее задание: с.49-51 выучить басню.

  2. Итог урока.

- С каким жанром литературы вы познакомились на уроке?

- Что и кого высмеивает И.А.Крылов в своих баснях?

- Что такое мораль басни?

Выставление оценок.

Вывод.

Рефлексия




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова"

Автор: Рыбакова Ольга Павловна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства