Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области" Литературное чтение" по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"
Учебные задачи:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Личностные результаты:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
Регулятивные УУД:
-развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности.
Инновационные технологии:
- компьютерного обучения;
- развивающего обучения;
- объяснительно – иллюстрированного обучения;
- словесно продуктивной и творческой деятельности.
Конспект урока в 4-м классе по литературному чтению по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"
Разделы: Начальная школа
Тема: Басни. Русские баснописцы.
Материал к уроку: Крылов Иван Андреевич. Стрекоза и муравей.
Учебные задачи:
- познакомиться с басней Крылова И.А. «Стрекоза и муравей;
- закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец»;
- научить работать с текстом басни:
- правильно называть;
- выделять части текста;
- объяснять мораль басни.
- научить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль).
Учебные умения:
- правильно называть басню и определять мораль;
- сравнивать басни: сюжет, форму, мораль;
- выразительно читать тексты басен.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
OO. Сообщение темы и целей урока (тема закрыта)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы «Произведения зарубежных писателей». А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проведем игру-тест «Вспомни и назови». Игру проведет с вами Таня. Она будет зачитывать отрывки из знакомых вам произведений, изученных во 2 и 3 классах, а вы – выбирать правильный ответ из предложенных вариантов. Приготовьте листочки. На нем пишите номер вопроса и номер соответствующего произведения.
НА ДОСКЕ:
- Измайлов А. «Кукушка»;
- Крылов И.А. «Ворона и лисица»;
- Крылов И.А. Волк и ягненок»;
- Эзоп «Ворон и лисица»;
- Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука»;
- Крылов И.А. «Слон и Моська»;
- Крылов И.А. «Мартышка и очки».
Один ученик работает у доски; после окончания работы – взаимопроверка; правильные ответы: 1–7, 2–6, 3–4, 4–3, 5–5; отрывки из произведений берутся произвольные.
III. Изучение нового материала
Учитель: Как одним словом можно назвать все эти произведения? (Басни)
Открываются тема и задачи урока, сообщаются детям.
– В ходе самостоятельной работы – выполнения теста – вы вспомнили некоторые басни. С ними мы знакомились и во 2, и в 3 классе. А кто помнит, что же такое басня? (Дети высказываются)
– Сейчас вы сами прочитаете в учебнике статью на стр.33, отметите карандашом то предложение, в котором, по вашему, заключается определение понятия «БАСНЯ».
(Дети работают/)
– Правильно вы сказали, что в каждой басне есть нравоучение, поучение или мораль.
– Назовите самого известного русского баснописца. (Крылов И.А.)
На доске – опорные слова: БАСНЯ, МОРАЛЬ, БАСНОПИСЕЦ, а также портрет И.А.Крылова.
– Мы знакомились с творчеством Крылова в 3 классе. Кто-нибудь помнит что-то из его жизни, творчества?
(Дети отвечают/
– Арина и Аня приготовили для вас сообщение об этом человеке. Послушайте. (Материал о Крылове И.А. взят из книги: Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Чтение. – М.: Филол. общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 год, материал на 19 стр.)
– Аня Марулина приготовила для сегодняшнего урока выставку книг Крылова И.А. (Ученица выступает, а дети ее слушают.)
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с 1 из басен Крылова И.А. – «Стрекоза и Муравей». Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл. Работать будете по группам, у каждой группы свои вопросы.
ВОПРОСЫ:
1. Почему это произведение считается басней.
2. Попробуйте передать основную мысль, мораль этой басни.
3. Как написана басня – прозой или стихами. Назови рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?
IV. Физпауза
V. Продолжение анализа басни
Проверка работ групп.
– Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, беззаботная, хвастливая)
– Как ее называет автор? (Попрыгунья)
Вывешивается иллюстрация Стрекозы.
– Он ее осуждает или смеется над ней?
– А вы как относитесь?
– Каким изобразил Крылов Муравья?
– Как он относится к своему герою?
– А вы как относитесь?
Вывешивается иллюстрация Муравья.
– Дома к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Посмотрите на них и скажите, какие пословицы ближе всего подходят к морали этой басни. (Дети работают.)
– Сейчас вы самостоятельно приступите к чтению басни, по ходу чтения будете расставлять логические ударения, паузы, то есть готовиться для выразительного чтения и одновременно – к чтению по ролям, подписывая карандашом роли. При подготовке к чтению по ролям можно объединиться в группы, приготовить сценку. Не забывайте про тон речи каждого героя. Кто будет готов, поднимите руку.
Перед чтением басни разбирается значение слова «мурава».
Дополнительное задание: страница 35, прочитать басню «Стрекоза» и сравнить с басней «Стрекоза и Муравей» по плану:
- Содержание.
- Сюжет.
- Форма.
- Мораль.
Дети работают в группах, а затем выслушиваются ответы и выступления всех. Оценивание – по памятке.
VI. Итог урока, домашнее задание
1. Выучить басню наизусть.
2. Придумать кроссворд по басням Крылова (по желанию).