kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области" Литературное чтение" по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"

 

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные результаты:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

-развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности.

Инновационные технологии:

  • компьютерного обучения;
  • развивающего обучения;
  • объяснительно – иллюстрированного обучения;
  • словесно продуктивной и творческой деятельности.

Конспект урока в 4-м классе по литературному чтению по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разделы: Начальная школа

Тема: Басни. Русские баснописцы.

Материал к уроку: Крылов Иван Андреевич. Стрекоза и муравей.

Учебные задачи:

  • познакомиться с басней Крылова И.А. «Стрекоза и муравей;
  • закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец»;
  • научить работать с текстом басни:
    • правильно называть;
    • выделять части текста;
    • объяснять мораль басни.
  • научить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль).

Учебные умения:

  • правильно называть басню и определять мораль;
  • сравнивать басни: сюжет, форму, мораль;
  • выразительно читать тексты басен.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

OO. Сообщение темы и целей урока (тема закрыта)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы «Произведения зарубежных писателей». А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проведем игру-тест «Вспомни и назови». Игру проведет с вами Таня. Она будет зачитывать отрывки из знакомых вам произведений, изученных во 2 и 3 классах, а вы – выбирать правильный ответ из предложенных вариантов. Приготовьте листочки. На нем пишите номер вопроса и номер соответствующего произведения.

НА ДОСКЕ:

  1. Измайлов А. «Кукушка»;
  2. Крылов И.А. «Ворона и лисица»;
  3. Крылов И.А. Волк и ягненок»;
  4. Эзоп «Ворон и лисица»;
  5. Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука»;
  6. Крылов И.А. «Слон и Моська»;
  7. Крылов И.А. «Мартышка и очки».

Один ученик работает у доски; после окончания работы – взаимопроверка; правильные ответы: 1–7, 2–6, 3–4, 4–3, 5–5; отрывки из произведений берутся произвольные.

III. Изучение нового материала

Учитель: Как одним словом можно назвать все эти произведения? (Басни)

Открываются тема и задачи урока, сообщаются детям.

– В ходе самостоятельной работы – выполнения теста – вы вспомнили некоторые басни. С ними мы знакомились и во 2, и в 3 классе. А кто помнит, что же такое басня? (Дети высказываются)

– Сейчас вы сами прочитаете в учебнике статью на стр.33, отметите карандашом то предложение, в котором, по вашему, заключается определение понятия «БАСНЯ».

(Дети работают/)

– Правильно вы сказали, что в каждой басне есть нравоучение, поучение или мораль.

– Назовите самого известного русского баснописца. (Крылов И.А.)

На доске – опорные слова: БАСНЯ, МОРАЛЬ, БАСНОПИСЕЦ, а также портрет И.А.Крылова.

– Мы знакомились с творчеством Крылова в 3 классе. Кто-нибудь помнит что-то из его жизни, творчества?

(Дети отвечают/

– Арина и Аня приготовили для вас сообщение об этом человеке. Послушайте. (Материал о Крылове И.А. взят из книги: Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Чтение. – М.: Филол. общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 год, материал на 19 стр.)

– Аня Марулина приготовила для сегодняшнего урока выставку книг Крылова И.А. (Ученица выступает, а дети ее слушают.)

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с 1 из басен Крылова И.А. – «Стрекоза и Муравей». Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл. Работать будете по группам, у каждой группы свои вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Почему это произведение считается басней.
2. Попробуйте передать основную мысль, мораль этой басни.
3. Как написана басня – прозой или стихами. Назови рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

IV. Физпауза

V. Продолжение анализа басни

Проверка работ групп.

– Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, беззаботная, хвастливая)

– Как ее называет автор? (Попрыгунья)

Вывешивается иллюстрация Стрекозы.

– Он ее осуждает или смеется над ней?

– А вы как относитесь?

– Каким изобразил Крылов Муравья?

– Как он относится к своему герою?

– А вы как относитесь?

Вывешивается иллюстрация Муравья.

– Дома  к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Посмотрите на них и скажите, какие пословицы ближе всего подходят к морали этой басни. (Дети работают.)
– Сейчас вы самостоятельно приступите  к чтению басни, по ходу чтения будете расставлять логические ударения, паузы, то есть готовиться для выразительного чтения и одновременно – к чтению по ролям, подписывая карандашом роли. При подготовке к чтению по ролям можно объединиться  в группы, приготовить сценку. Не забывайте про тон речи каждого героя. Кто будет готов, поднимите руку.

Перед чтением басни разбирается значение слова «мурава».

Дополнительное задание: страница 35, прочитать басню «Стрекоза» и сравнить с басней «Стрекоза и Муравей» по плану:

  1. Содержание.
  2. Сюжет.
  3. Форма.
  4. Мораль.

Дети работают в группах, а затем выслушиваются ответы и выступления всех. Оценивание – по памятке.

VI. Итог урока, домашнее задание

1. Выучить басню наизусть.
2. Придумать кроссворд по басням Крылова (по желанию).

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". »

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных, обучающимися 4 класса в предметной области" Литературное чтение" по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"



Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Личностные результаты:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД:

-развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности.

Инновационные технологии:

  • компьютерного обучения;

  • развивающего обучения;

  • объяснительно – иллюстрированного обучения;

  • словесно продуктивной и творческой деятельности.







Конспект урока в 4-м классе по литературному чтению по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разделы: Начальная школа

Тема: Басни. Русские баснописцы.

Материал к уроку: Крылов Иван Андреевич. Стрекоза и муравей.

Учебные задачи:

  • познакомиться с басней Крылова И.А. «Стрекоза и муравей;

  • закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец»;

  • научить работать с текстом басни:

    • правильно называть;

    • выделять части текста;

    • объяснять мораль басни.

  • научить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль).

Учебные умения:

  • правильно называть басню и определять мораль;

  • сравнивать басни: сюжет, форму, мораль;

  • выразительно читать тексты басен.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

OO. Сообщение темы и целей урока (тема закрыта)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы «Произведения зарубежных писателей». А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проведем игру-тест «Вспомни и назови». Игру проведет с вами Таня. Она будет зачитывать отрывки из знакомых вам произведений, изученных во 2 и 3 классах, а вы – выбирать правильный ответ из предложенных вариантов. Приготовьте листочки. На нем пишите номер вопроса и номер соответствующего произведения.

НА ДОСКЕ:

  1. Измайлов А. «Кукушка»;

  2. Крылов И.А. «Ворона и лисица»;

  3. Крылов И.А. Волк и ягненок»;

  4. Эзоп «Ворон и лисица»;

  5. Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука»;

  6. Крылов И.А. «Слон и Моська»;

  7. Крылов И.А. «Мартышка и очки».

Один ученик работает у доски; после окончания работы – взаимопроверка; правильные ответы: 1–7, 2–6, 3–4, 4–3, 5–5; отрывки из произведений берутся произвольные.

III. Изучение нового материала

Учитель: Как одним словом можно назвать все эти произведения? (Басни)

Открываются тема и задачи урока, сообщаются детям.

– В ходе самостоятельной работы – выполнения теста – вы вспомнили некоторые басни. С ними мы знакомились и во 2, и в 3 классе. А кто помнит, что же такое басня? (Дети высказываются)

– Сейчас вы сами прочитаете в учебнике статью на стр .33, отметите карандашом то предложение, в котором, по вашему, заключается определение понятия «БАСНЯ».

(Дети работают/)

– Правильно вы сказали, что в каждой басне есть нравоучение, поучение или мораль.

– Назовите самого известного русского баснописца. (Крылов И.А.)

На доске – опорные слова: БАСНЯ, МОРАЛЬ, БАСНОПИСЕЦ, а также портрет И.А.Крылова.

– Мы знакомились с творчеством Крылова в 3 классе. Кто-нибудь помнит что-то из его жизни, творчества?

(Дети отвечают/

– Арина и Аня приготовили для вас сообщение об этом человеке. Послушайте. (Материал о Крылове И.А. взят из книги: Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Чтение. – М.: Филол. общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 год, материал на 19 стр.)

– Аня Марулина приготовила для сегодняшнего урока выставку книг Крылова И.А. (Ученица выступает, а дети ее слушают.)

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с 1 из басен Крылова И.А. – «Стрекоза и Муравей». Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл. Работать будете по группам, у каждой группы свои вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Почему это произведение считается басней.
2. Попробуйте передать основную мысль, мораль этой басни.
3. Как написана басня – прозой или стихами. Назови рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

IV. Физпауза

V. Продолжение анализа басни

Проверка работ групп.

– Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, беззаботная, хвастливая)

– Как ее называет автор? (Попрыгунья)

Вывешивается иллюстрация Стрекозы.

– Он ее осуждает или смеется над ней?

– А вы как относитесь?

– Каким изобразил Крылов Муравья?

– Как он относится к своему герою?

– А вы как относитесь?

Вывешивается иллюстрация Муравья.

– Дома  к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Посмотрите на них и скажите, какие пословицы ближе всего подходят к морали этой басни. (Дети работают.)
– Сейчас вы самостоятельно приступите  к чтению басни, по ходу чтения будете расставлять логические ударения, паузы, то есть готовиться для выразительного чтения и одновременно – к чтению по ролям, подписывая карандашом роли. При подготовке к чтению по ролям можно объединиться  в группы, приготовить сценку. Не забывайте про тон речи каждого героя. Кто будет готов, поднимите руку.

Перед чтением басни разбирается значение слова «мурава».

Дополнительное задание: страница 35, прочитать басню «Стрекоза» и сравнить с басней «Стрекоза и Муравей» по плану:

  1. Содержание.

  2. Сюжет.

  3. Форма.

  4. Мораль.

Дети работают в группах, а затем выслушиваются ответы и выступления всех. Оценивание – по памятке.

VI. Итог урока, домашнее задание

1. Выучить басню наизусть.
2. Придумать кроссворд по басням Крылова (по желанию).










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей".

Автор: Щербинина Любовь Александровна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Технологическая карта по литературному чтению на тему "Стрекоза и муравей"(2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_po_literaturnomu_chteniiu_na_temu_strekoza_i_muravei_2_"
    ["file_id"] => string(6) "492968"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545852969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературному чтению И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_i_a_krylov_striekoza_i_muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "357599"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478805402"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературному чтению И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_i_a_krylov_striekoza_i_muraviei_1"
    ["file_id"] => string(6) "357600"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478805404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока литературного чтения. И.А.Крылов "Стрекоза и муравей""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-i-a-krylov-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "256604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448187418"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства