Цели:
• создавать на уроке благоприятный психологический микроклимат,
способствующий раскрытию личностных качеств каждого учащегося;
• познакомить учащихся с басней И. А. Крылова; вспомнить другие,
изученные ранее;
• продолжать формировать умение определять басню как жанр литературы по
характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для
себя;
• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на
прочитанное;
• воспитывать художественный вкус, положительные человеческие качества.
Оборудование:
портрет писателя, иллюстрации к басням, мультфильм басни Крылова «Кукушка и Петух» Ход урока
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Психологический настрой учащихся на урок.
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, а потом говорю
Помню, что в классе я не один
Умею слушать мнения других.
Сообщение темы и целей урока
- О Крылове знаменитый русский писатель Н. В. Гоголь писал:
«Поэт и мудрец слились в нём воедино».
- Почему «поэт и мудрец»?
Эзоп, Л.Толстой, С.Михалков, И.А.Крылов. Все они писали басни.
Работа с биографией Крылова повторение стр.84-85
- Давайте вспомним биографию писателя.
- С чего начал литературную деятельность этот писатель?
- Что узнали про его семью?
-Почему рано начал работать?
- Как правительство относилось к его деятельности?
- Каким вам представляется баснописец?
Повторение изученных басен.
- Давайте вспомним, что такое басня?
- Кто действующие лица басни?
- Чем отличается басня от стихотворения?
- Что такое мораль?
-Иносказание - называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей
- Вспомним басни Крылова по иллюстрациям.
- Сегодня «крылатые слова» из басен оказались в моей волшебной шкатулке.
Кто желает заглянуть?
Карточка №1 «Стрекоза и муравей».
«Ах, ты пела, это дело…»
- Из какой басни слова?
- Назовите персонажей.
- Что осуждается в басне?
Карточка №2 «Зеркало и обезьяна».
«Чем кумушек считать трудиться…»
- Из какой басни слова?
- Назовите персонажей.
- Что осуждается в басне?
Карточка №3 «Лебедь, Рак и Щука».
«Когда в товарищах согласья нет…»
- Из какой басни эти слова?
Назовите персонажей.
Что осуждается в басне?
Анализ басни «Кукушка и Петух».
- Сегодня мы познакомимся с басней «Кукушка и Петух». стр. 86.
- Послушайте басню в исполнении артиста Валентина Гафта.
- Прочитайте басню «жужжащим» чтением.
- В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова.
Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными.
- Назовите всех персонажей басни. Главных…
- Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней?
- Как Петух обращается к Кукушке? Найдите слова и прочитайте.
- А как Кукушка обращается к Петуху.
- Найдите и прочитайте как персонажи отзываются о голосе и пении друг друга,
как хвалят друг друга.
- Как поют они на самом деле?
- Что сказал об их пении Воробей? Прочитайте.
- Найдите и прочитайте мораль этой басни.
- Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.)
- Есть ли в басне слова автора? Можно ли их пропустить при чтении? Почему?
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Выразительное чтение басни.
- Удалось ли передать характер Кукушки и Петуха?
- Определите слова Кукушки, Петуха, Воробья и автора (работа в парах).
Чтение по ролям.
Рефлексия.
- Давайте подведём итог урока.