Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"»
Класс: 4 «б»
Учитель: Егорова Л.Л.
Тип урока: изучение нового материала.
Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий), развитие памяти, развитие внимания, умения выделять главное, содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся;выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи;
Оборудование: портрет И.А.Крылова, презентация по произведениям писателя, экран, проектор ,магнитола, аудиокнига, карточки с выдержками из изученных басен.
- Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
-Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
Надо улыбнуться.
- Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день.
II. Речевая разминка.
У тридцати трех полосатых поросят
Тридцать три хвостика висят.
- Прочитайте «птичьим базаром».
- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, скороговоркой (читают несколько раз).
III. Постановка цели урока.
- Прочитайте, что написано на экране, толькл справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ
- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню И. А.Крылова: «Лебедь, Щука и Рак».
IV. Актуализация знаний.
- Кто из вас знает, что такое басня?
-Басня – это небольшой сатирический рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).
-Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.
В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.
-Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т.д.)
- Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.
Иван Андреевич родился в Москве 2 февраля 1769 г. в семье бедного дворянина. Отец был военным человеком. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.
Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. Его считают самым лучшим баснописцем России.
Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.
V. Повторение изученных басен.
– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.
Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.
Карточки:
1) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(Ворона и Лисица».)
2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу
клонит.
(«Мартышка и Очки».)
3) Проказница Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли играть Квартет.
(«Квартет».)
4) Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный?
(«Стрекоза и Муравей».)
VI. Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
1) – Кто из вас, ребята, видел лебедя?
– Где он живет? Как выглядит?
– Видел ли кто эту большую птицу в полете?
– Расскажите, как передвигается рак.
– А кто расскажет о щуке?
– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.)
- Посмотрите на экран.
-Что общего у героев этой басни? (живут в воде).
_Что они делают? (пытаются сдвинуть телегу с места).
-Получится у них сдвинуть воз или нет?
-А вот что рассказал об этом И.А.Крылов.
2) Чтение басни учителем.
3) Первичная проверка понимания:
– Понравилась ли вам басня?
– Что узнали из басни?
- Есть ли незнакомые слова? (лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).
- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (все живут в воде, должны бы быть друзьями).
VII. Физкультминутка.
VIII.Закрепление изученного материала.
Чтение про себя.
- Прочитайте басню про себя. Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
(«Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый;
«Рак пятится назад» -неповоротливый, нерасторопный, идет назад;
«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает).
-Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.
-Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон).
- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что возможно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка).
-Почему же «воз и ныне там»? (дело остается без всякого движения).
-Как надо читать басню? С каким настроением?
2) Выразительное чтение басни.
-Какое чувство вызывают у вас герои?
-Найдите главнуя часть басни – мораль. (первые три строчки).
(«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» - если все делать вразнобой, то дело не сдвинется с места.)
-Запишите мораль басни в тетради.
3) Игра: «Найдите пару»:
Ворона Очки
Стрекоза Обезьяна
Мартышка Лисица
Зеркало Муравей
4) Игра: «Необычные герои».
(показываю предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений.
Очки, зеркало, шкатулка).
5) –Отгадайте названия басен, вошедших в первую книгу, разгадав шифр.
Ытнакызум, Кичрал, Ацинис, Келисав.
IX. Подведение итогов урока.
-С каким писателем мы сегодня познакомились?
-С каким произведением?
-А какое произведение называют басней? (Басня – это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.)
-Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)
- Какая мораль была в этой басне?
-Пожалуйста, оцените урок и результат вашей деятельности.
Домашнее задание: выучить басню наизусть; по желанию выполнить рисунок к басне «Лебедь, Щука и Рак».