kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: "И.А.Крылов. Лебедь, Щука, Рак".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"»

Класс: 4 «б»

Учитель: Егорова Л.Л.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий), развитие памяти, развитие внимания, умения выделять главное, содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся;выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи;

Оборудование: портрет И.А.Крылова, презентация по произведениям писателя, экран, проектор ,магнитола, аудиокнига, карточки с выдержками из изученных басен.


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Садитесь, пожалуйста.

- Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

-Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться.

- Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день.

II. Речевая разминка.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, скороговоркой (читают несколько раз).

III. Постановка цели урока.

- Прочитайте, что написано на экране, толькл справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню И. А.Крылова: «Лебедь, Щука и Рак».


IV. Актуализация знаний.

- Кто из вас знает, что такое басня?

-Басня – это небольшой сатирический рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).

-Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.

-Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т.д.)

- Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Иван Андреевич родился в Москве 2 февраля 1769 г. в семье бедного дворянина. Отец был военным человеком. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. Его считают самым лучшим баснописцем России.

Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

V. Повторение изученных басен.

– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.

Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.

Карточки:

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица».)


2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу

клонит.

(«Мартышка и Очки».)

3) Проказница Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли играть Квартет.

(«Квартет».)

4) Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный?

(«Стрекоза и Муравей».)

VI. Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

1) – Кто из вас, ребята, видел лебедя?

– Где он живет? Как выглядит?

– Видел ли кто эту большую птицу в полете?

– Расскажите, как передвигается рак.

– А кто расскажет о щуке?

– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.)

- Посмотрите на экран.

-Что общего у героев этой басни? (живут в воде).

_Что они делают? (пытаются сдвинуть телегу с места).

-Получится у них сдвинуть воз или нет?

-А вот что рассказал об этом И.А.Крылов.

2) Чтение басни учителем.

3) Первичная проверка понимания:

– Понравилась ли вам басня?

– Что узнали из басни?

- Есть ли незнакомые слова? (лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (все живут в воде, должны бы быть друзьями).

VII. Физкультминутка.

VIII.Закрепление изученного материала.

  1. Чтение про себя.

- Прочитайте басню про себя. Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

(«Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый;

«Рак пятится назад» -неповоротливый, нерасторопный, идет назад;

«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает).

-Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.

-Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон).

- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что возможно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка).

-Почему же «воз и ныне там»? (дело остается без всякого движения).

-Как надо читать басню? С каким настроением?

2) Выразительное чтение басни.

-Какое чувство вызывают у вас герои?

-Найдите главнуя часть басни – мораль. (первые три строчки).

(«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» - если все делать вразнобой, то дело не сдвинется с места.)

-Запишите мораль басни в тетради.

3) Игра: «Найдите пару»:

Ворона Очки

Стрекоза Обезьяна

Мартышка Лисица

Зеркало Муравей

4) Игра: «Необычные герои».

(показываю предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений.

Очки, зеркало, шкатулка).

5) –Отгадайте названия басен, вошедших в первую книгу, разгадав шифр.

Ытнакызум, Кичрал, Ацинис, Келисав.

IX. Подведение итогов урока.

-С каким писателем мы сегодня познакомились?

-С каким произведением?

-А какое произведение называют басней? (Басня – это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.)

-Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)

- Какая мораль была в этой басне?

-Пожалуйста, оцените урок и результат вашей деятельности.

Домашнее задание: выучить басню наизусть; по желанию выполнить рисунок к басне «Лебедь, Щука и Рак».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"

Автор: Егорова Лариса Львовна

Дата: 16.01.2020

Номер свидетельства: 536024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" ". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-i-a-krylov-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "226906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440518576"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "105567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886187"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_i_a_krylov_lebed_rak_i_shchuka"
    ["file_id"] => string(6) "589910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635427177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства