kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе на тему: "И.А.Крылов. Лебедь, Щука, Рак".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"»

Класс: 4 «б»

Учитель: Егорова Л.Л.

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».

Цели урока: ознакомить учащихся с произведениями И.А.Крылова, научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; развитие речи (обогащение словарного запаса при изучении новых понятий), развитие памяти, развитие внимания, умения выделять главное, содействие воспитанию нравственных качеств обучающихся;выработка организованности, доброжелательности, общительности, самостоятельности, взаимопомощи;

Оборудование: портрет И.А.Крылова, презентация по произведениям писателя, экран, проектор ,магнитола, аудиокнига, карточки с выдержками из изученных басен.


Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги, гости! Садитесь, пожалуйста.

- Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

-Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

Надо улыбнуться.

- Улыбнитесь вы мне, друг другу и нашим гостям. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день.

II. Речевая разминка.

У тридцати трех полосатых поросят

Тридцать три хвостика висят.

- Прочитайте «птичьим базаром».

- Прочитайте с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией удивления, скороговоркой (читают несколько раз).

III. Постановка цели урока.

- Прочитайте, что написано на экране, толькл справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

- Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню И. А.Крылова: «Лебедь, Щука и Рак».


IV. Актуализация знаний.

- Кто из вас знает, что такое басня?

-Басня – это небольшой сатирический рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (на сказку).

-Цель басни – показ человеческих пороков, их высмеивание.

В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.

-Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т.д.)

- Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему мы говорим «русский»? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Иван Андреевич родился в Москве 2 февраля 1769 г. в семье бедного дворянина. Отец был военным человеком. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил со своей матерью в глубокой нищете. Умер 21 ноября 1844г. в Петербурге.

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. Его считают самым лучшим баснописцем России.

Своим поэтическим словом он выступал против самодержавного строя, высмеивал зло. Глубоко и серьезно работал над своими баснями. За свою жизнь написал около двухсот басен, обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

V. Повторение изученных басен.

– В «волшебной» шкатулке лежат карточки с выдержками из басен Крылова.

Выходят несколько учеников, открывают шкатулку, читают выдержки из басен; остальные дети отгадывают название басни, действующих лиц и выполняют задание, записанное на карточке. Шкатулка должна быть яркая, красочная.

Карточки:

1) Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

Но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица».)


2) Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу

клонит.

(«Мартышка и Очки».)

3) Проказница Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли играть Квартет.

(«Квартет».)

4) Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный?

(«Стрекоза и Муравей».)

VI. Знакомство с новой для учащихся басней Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

1) – Кто из вас, ребята, видел лебедя?

– Где он живет? Как выглядит?

– Видел ли кто эту большую птицу в полете?

– Расскажите, как передвигается рак.

– А кто расскажет о щуке?

– Что значит слово «поклажа»? Когда его используют? (Когда говорят о грузе, багаже.)

- Посмотрите на экран.

-Что общего у героев этой басни? (живут в воде).

_Что они делают? (пытаются сдвинуть телегу с места).

-Получится у них сдвинуть воз или нет?

-А вот что рассказал об этом И.А.Крылов.

2) Чтение басни учителем.

3) Первичная проверка понимания:

– Понравилась ли вам басня?

– Что узнали из басни?

- Есть ли незнакомые слова? (лад, поклажа, воз, впряглись, ныне).

- Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (все живут в воде, должны бы быть друзьями).

VII. Физкультминутка.

VIII.Закрепление изученного материала.

  1. Чтение про себя.

- Прочитайте басню про себя. Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

(«Лебедь рвется в облака»- он стремительный, упрямый, быстрый;

«Рак пятится назад» -неповоротливый, нерасторопный, идет назад;

«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает).

-Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают характер каждого героя.

-Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон).

- Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что возможно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка).

-Почему же «воз и ныне там»? (дело остается без всякого движения).

-Как надо читать басню? С каким настроением?

2) Выразительное чтение басни.

-Какое чувство вызывают у вас герои?

-Найдите главнуя часть басни – мораль. (первые три строчки).

(«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» - если все делать вразнобой, то дело не сдвинется с места.)

-Запишите мораль басни в тетради.

3) Игра: «Найдите пару»:

Ворона Очки

Стрекоза Обезьяна

Мартышка Лисица

Зеркало Муравей

4) Игра: «Необычные герои».

(показываю предметы из басен. Надо вспомнить названия произведений.

Очки, зеркало, шкатулка).

5) –Отгадайте названия басен, вошедших в первую книгу, разгадав шифр.

Ытнакызум, Кичрал, Ацинис, Келисав.

IX. Подведение итогов урока.

-С каким писателем мы сегодня познакомились?

-С каким произведением?

-А какое произведение называют басней? (Басня – это краткий, чаще всего стихотворный рассказ, в котором имеется иносказательный, нравоучительный смысл.)

-Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль – нравоучение, совет: что надо делать и чего не надо.)

- Какая мораль была в этой басне?

-Пожалуйста, оцените урок и результат вашей деятельности.

Домашнее задание: выучить басню наизусть; по желанию выполнить рисунок к басне «Лебедь, Щука и Рак».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока по литературному чтению "Лебедь, Щука, Рак"

Автор: Егорова Лариса Львовна

Дата: 16.01.2020

Номер свидетельства: 536024

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературного чтения в 4 классе "И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак" ". "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-i-a-krylov-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "226906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440518576"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по литературе на тему "Басни И.А.Крылова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-basni-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "105567"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402886187"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по литературному чтению "Басни Ивана Андреевича  Крылова" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-basni-ivana-andrieievicha-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "151724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420735336"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_i_a_krylov_lebed_rak_i_shchuka"
    ["file_id"] => string(6) "589910"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635427177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства