Конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Урок был подготовлен и проведён дистанционно в режиме онлайн для учеников 1 «Р» и «С» классов с ограниченными возможностями здоровья центра дистанционного образования при помощи компьютеров, интернет-связи, программ Skype и iChat– видеосвязь, общий экран и мгновенные сообщения, Skitch – виртуальная доска, Microsoft PowerPoint – мультимедийная презентация, iTunes – прослушивание аудиофайлов, Просмотр — показ иллюстраций, фотографий, VLC – просмотр видеофайлов, OpenOffice.org – текстовый редактор, Snapz Pro X – запись видео. В каждом классе по одному ученику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». »
Конспект урока литературного чтения
Тема урока:
«Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
1 класс.
Учебная линия «Школа России».
Автор учебника «Азбука» Горецкий В. Г. и др.
Урок был подготовлен и проведён дистанционно в режиме онлайн для учеников 1 «Р» и «С» классов с ограниченными возможностями здоровья центра дистанционного образования при помощи компьютеров, интернет-связи, программ Skype и iChat– видеосвязь, общий экран и мгновенные сообщения, Skitch – виртуальная доска, Microsoft PowerPoint – мультимедийная презентация, iTunes – прослушивание аудиофайлов, Просмотр — показ иллюстраций, фотографий, VLC – просмотр видеофайлов, OpenOffice.org – текстовый редактор, Snapz Pro X – запись видео. В каждом классе по одному ученику.
Исполнитель:
Зайцева Наталия Александровна
учитель первой квалификационной категории
ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону, центр дистанционного образования, 1 «С», 1 «Р» классы.
Цели: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения; познакомить с биографией и творчеством А. С. Пушкина; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению.
Ход урока. I. Актуализация знаний.
- Добрый день, Ярослав (Дима)!
- Давай улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки друг другу, улыбка всегда поднимет настроение, подбодрит и поддержит в трудную минуту и в минуту радости.
А что такое доброта? Продолжи предложение: Доброта – это …
- Да. Ты верно понимаешь и чувствуешь, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.
- А зачем нужна доброта?
- Абсолютно верно! Чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.
II. Мотивация учебной деятельности.
- Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
- Тебе знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
- А как ты понимаешь смысл этой пословицы?
- Ежедневно мы сталкиваемся с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А поможет нам в этом сказка А. С. Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
- Какое сообщение ты подготовил об А. С. Пушкине?
Сообщение ученика:
А. С. Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за бойкого малыша перед родителями. Была у них в доме и няня – Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. Позже сюжеты этих услышанных сказок он перерабатывал и писал, сочинял свои сказки, поэмы. В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.
- Почему люди любят читать сказки? Мне кажется, причин этому множество. Только в сказках на каждом шагу — чудеса и волшебство, там можно встретить принцессу, говорящего волка и даже самую настоящую Бабу Ягу! А еще в сказках часто бывает то, что хочется, а не то, что «надо» и «правильно», потому что здесь «правильно» — все! Но самой главной причиной нашей любви к сказочным историям мне кажется обязательная победа добра над злом, которая помогает нам верить в лучшее и с честью выходить даже из самых сложных ситуаций.
2. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Вот, например, замечательная сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Ты уже прочитал эту сказку. Какое настроение вызвала у тебя сказка Пушкина?
(- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.)
- Назови героев сказки.
- Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит отправиться в сказку «О мертвой царевне…»
- В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи — царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.
1) - Прочитай, какой была новая жена царя:
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.
2) - Особенно гордилась мачеха своей красотой. Но когда царевна подросла, она затмила мачеху.
Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого.
- Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра.
3) - «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. И что же она приказала служанке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
4) Но служанка пожалела девушку.
Та, в душе ее любя, Не убила, не связала, Отпустила и сказала: «Не кручинься, бог с тобой». А сама пришла домой. «Что? — сказала ей царица, — Где красавица девица?» — Там, в лесу, стоит одна, — Отвечает ей она. — Крепко связаны ей локти; Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть.
- Как ты думаешь, какой поступок совершила Чернавка – хороший или плохой?
5) А семь богатырей приютили ее у себя:
Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! Никого меж тем не видно.
_ _ _ _ _
Старший молвил: «Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. …
…Коли красная девица, Будь нам милая сестрица».
_ _ _ _ _
Братья милую девицу Полюбили. К ней в светлицу Раз, лишь только рассвело, Всех их семеро вошло. Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы ради, Да нельзя, так бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, — Им царевна говорит, — Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей».
- Храбрые, доблестные, дружные и очень тактичные братья-богатыри нашли в царевне заботливую и ласковую, хозяйственную и трудолюбивую сестрицу (хотя, конечно, каждый из них был бы рад взять ее в жены).
- Пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.
6) Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей.
Королевич Елисей, Помолясь усердно богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.
- Прочитай об этом в учебнике «Азбука» с. 93.
- Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.
И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встает она из гроба... Ах!.. и зарыдали оба. В руки он ее берет И на свет из тьмы несет, И, беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!
7) В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.
Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.
- Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Правильно говорят: «Не рой другому яму — сам в нее попадешь». Ревность и черная злость сгубили гордячку, а вовсе не месть изгнанной ею царевны.
3. Пословицы и поговорки о добре. - Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.
· Злой не верит, что есть добрый.
· Добрая слава лежит, а худая бежит.
· Доброго чтут, а злого жалуют.
· Добрые вести прибавят чести.
· Твоя красота в твоей доброте.
· Добрым словом и камень растопишь.
4. Правила доброты.
- Были ли в твоей жизни случаи, когда ты совершал какое-либо доброе дело. Так что же значит «быть добрым»? Давай составим «Правила доброты и постараемся следовать им в течение всей жизни.
Правила доброты:
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Прощай другим их ошибки.
6. Жалей других, а не себя.
7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное. Если хочешь протянуть руку помощи, Но не можешь Пожелай человеку добра в пути, Добрым словом ты также поможешь.
IV. Рефлексия учебной деятельности.
- Давай будем жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.
Давай каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим. Я надеюсь, что ты вырастишь добрыми, вежливыми, порядочными человеком и будешь следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно
- Прочитай стихотворение:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Ты сегодня очень хорошо работал, и мне хочется подарить тебе волшебное зеркальце из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что оно исполнит все твои желания, а твои желания всегда будут только добрыми. Дома тебе предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этом зеркальце. Мы с тобой помним, что зеркальце всегда говорит только правду. Поэтому все качества, которые ты напишешь, будут присущи тебе и твоим близким людям.
- А теперь давай споём (караоке) замечательную песню на слова Ю. Энтина, музыку М. Минкова “Дорога добра”.
- Сегодня, вспомнив пушкинскую сказку, мы поговорили о добре и зле. В завершение нашего урока хочется сказать: «Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!»
Источники:
Песня “Дорога добра” караоке http://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI