kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был подготовлен и проведён дистанционно в режиме онлайн для учеников 1 «Р» и «С» классов с ограниченными возможностями здоровья центра дистанционного образования при помощи компьютеров, интернет-связи, программ Skype и iChat– видеосвязь, общий экран и мгновенные сообщения, Skitch – виртуальная доска, Microsoft PowerPoint – мультимедийная презентация, iTunes – прослушивание аудиофайлов, Просмотр — показ иллюстраций, фотографий, VLC – просмотр видеофайлов, OpenOffice.org – текстовый редактор, Snapz Pro X – запись видео. В каждом классе по одному ученику.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения. Тема урока: «Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». »

Конспект урока литературного чтения


Тема урока:

«Добро в творчестве А. С. Пушкина - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1 класс.

Учебная линия «Школа России».

Автор учебника «Азбука» Горецкий В. Г. и др.


Урок был подготовлен и проведён дистанционно в режиме онлайн для учеников 1 «Р» и «С» классов с ограниченными возможностями здоровья центра дистанционного образования при помощи компьютеров, интернет-связи, программ Skype и iChat– видеосвязь, общий экран и мгновенные сообщения, Skitch – виртуальная доска, Microsoft PowerPoint – мультимедийная презентация, iTunes – прослушивание аудиофайлов, Просмотр — показ иллюстраций, фотографий, VLC – просмотр видеофайлов, OpenOffice.org – текстовый редактор, Snapz Pro X – запись видео. В каждом классе по одному ученику.


Исполнитель:

Зайцева Наталия Александровна

учитель первой квалификационной категории

ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону, центр дистанционного образования, 1 «С», 1 «Р» классы.

[email protected]


Цели: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения; познакомить с биографией и творчеством А. С. Пушкина; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению.

Ход урока.
I. Актуализация знаний.

- Добрый день, Ярослав (Дима)!

- Давай улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки друг другу, улыбка всегда поднимет настроение, подбодрит и поддержит в трудную минуту и в минуту радости.

  • А что такое доброта? Продолжи предложение: Доброта – это …

- Да. Ты верно понимаешь и чувствуешь, что такое доброта. В толковом словаре можно прочесть следующее определение: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Много времени прошло, чтобы люди поняли, что нужно быть добрым, внимательным к другим людям, чтобы жить в мире.

- А зачем нужна доброта?

- Абсолютно верно! Чтобы было легче общаться друг с другом, чтобы общение приносило радость.

II. Мотивация учебной деятельности.

- Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

- Тебе знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

- А как ты понимаешь смысл этой пословицы?

- Ежедневно мы сталкиваемся с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А поможет нам в этом сказка А. С. Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.

- Какое сообщение ты подготовил об А. С. Пушкине?

Сообщение ученика:

А. С. Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за бойкого малыша перед родителями. Была у них в доме и няня – Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. Позже сюжеты этих услышанных сказок он перерабатывал и писал, сочинял свои сказки, поэмы. В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

- Почему люди любят читать сказки? Мне кажется, причин этому множество. Только в сказках на каждом шагу — чудеса и волшебство, там можно встретить принцессу, говорящего волка и даже самую настоящую Бабу Ягу! А еще в сказках часто бывает то, что хочется, а не то, что «надо» и «правильно», потому что здесь «правильно» — все! Но самой главной причиной нашей любви к сказочным историям мне кажется обязательная победа добра над злом, которая помогает нам верить в лучшее и с честью выходить даже из самых сложных ситуаций.

2. Работа со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Вот, например, замечательная сказка А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях». Ты уже прочитал эту сказку. Какое настроение вызвала у тебя сказка Пушкина?

(- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.)

- Назови героев сказки.

- Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит отправиться в сказку «О мертвой царевне…»


- В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи — царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.

1) - Прочитай, какой была новая жена царя:

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

2) - Особенно гордилась мачеха своей красотой. Но когда царевна подросла, она затмила мачеху.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

- Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра.

3) - «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. И что же она приказала служанке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав ее, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

4) Но служанка пожалела девушку.

Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица девица?»
— Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она. —
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.

- Как ты думаешь, какой поступок совершила Чернавка – хороший или плохой?

5) А семь богатырей приютили ее у себя:

Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно!
Никого меж тем не видно.

_ _ _ _ _

Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися. …

…Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

_ _ _ _ _

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

- Храбрые, доблестные, дружные и очень тактичные братья-богатыри нашли в царевне заботливую и ласковую, хозяйственную и трудолюбивую сестрицу (хотя, конечно, каждый из них был бы рад взять ее в жены).

- Пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.

6) Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей.

Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

- Прочитай об этом в учебнике «Азбука» с. 93.

- Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

7) В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.

Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.

- Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Правильно говорят: «Не рой другому яму — сам в нее попадешь». Ревность и черная злость сгубили гордячку, а вовсе не месть изгнанной ею царевны.

3. Пословицы и поговорки о добре.
- Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.

· Злой не верит, что есть добрый.

· Добрая слава лежит, а худая бежит.

· Доброго чтут, а злого жалуют.

· Добрые вести прибавят чести.

· Твоя красота в твоей доброте.

· Добрым словом и камень растопишь.

4. Правила доброты.

- Были ли в твоей жизни случаи, когда ты совершал какое-либо доброе дело. Так что же значит «быть добрым»? Давай составим «Правила доброты и постараемся следовать им в течение всей жизни.

Правила доброты:

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Прощай другим их ошибки.

6. Жалей других, а не себя.

7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути,
Добрым словом ты также поможешь.

IV. Рефлексия учебной деятельности.

- Давай будем жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.

Давай каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим. Я надеюсь, что ты вырастишь добрыми, вежливыми, порядочными человеком и будешь следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно

- Прочитай стихотворение:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!


- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Ты сегодня очень хорошо работал, и мне хочется подарить тебе волшебное зеркальце из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что оно исполнит все твои желания, а твои желания всегда будут только добрыми. Дома тебе предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этом зеркальце. Мы с тобой помним, что зеркальце всегда говорит только правду. Поэтому все качества, которые ты напишешь, будут присущи тебе и твоим близким людям.



- А теперь давай споём (караоке) замечательную песню на слова Ю. Энтина, музыку М. Минкова “Дорога добра”.


- Сегодня, вспомнив пушкинскую сказку, мы поговорили о добре и зле. В завершение нашего урока хочется сказать: «Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!»


Источники:


Песня “Дорога добра” караоке http://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI


http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/dobro-i-zlo-v-nashey-zhizni-pushkin-skazka-o-myortvoy-carevne-i-semi


http://bibliotekakirov.ucoz.ua/publ/scenarii/zanjatie_quot_sokrovishha_chelovecheskoj_dushi_quot/1-1-0-9


http://supersochinenie.ru/sochinenija/5-klass/sochinenie-a-s-pushkin-pobeda-dobra-nad-zlom-v.html





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Зайцева Наталия Александровна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "конспект урока "сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaskazkaotsariesaltanieaspushkin"
    ["file_id"] => string(6) "256329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448115320"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока-викторины «По дорогам сказок А.С.Пушкина» "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-viktoriny-po-dorogham-skazok-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "101664"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402425596"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект для урока  литературы "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-dlia-uroka-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "142538"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418312451"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-a-s-pushkin-u-lukomor-ia-dub-zielionyi"
    ["file_id"] => string(6) "117110"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412699687"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект ООД для детей старшей группы по речевому развитию Тема «Любимые сказки А. С. Пушкина»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_ood_dlia_detei_starshei_gruppy_po_rechevomu_razvitiiu_tema_liubimye_ska"
    ["file_id"] => string(6) "512095"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1558691908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства