Конспект ООД для детей старшей группы по речевому развитию Тема «Любимые сказки А. С. Пушкина»
Цель: Закреплять умения рассказывать о своих любимых сказках, инсценировать любимые фрагменты произведений, загадывать загадки по произведениям Пушкина, воспитывать интерес к художественной литературе.
Воспитатель: Ребята – сегодня мы с вами отправимся вместе с умным котом в сказку лукоморье. А. С. Пушкин! Это имя знает вся Россия, он дорог и близок каждому человеку. Еще в детстве вошел в нашу жизнь как волшебный солнечный лучик и светит нам всю нашу жизнь. Его произведения мы знаем и очень любим.
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799г в Москве в старинной дворянской семье. Близким другом и наставником была его няня Арина Родионовна. Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Она была «настоящей русской няней», мастерски рассказывала ему сказки, народные поверья, знала много пословиц и поговорок, она вводила маленького Пушкина в мир старины. Своей любимой няне Пушкин посветил свое стихотворение.
Подруга дней твоих суровых
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши, лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
Воспитатель: Мы Александру Пушкину каждый вечер посветим,
Наполним всех волшебными стихами
О Пушкине сейчас поговорим
Поэзии приятными словами
Воспитатель: Пушкин был весьма талантливым человеком, он написал много литературных произведений и даже сказок.
Многие сказки вы знаете, давайте вспомним их.
Воспитатель: А вот, какие сказки, мы это узнаем от детей. У меня есть загадки.
Первая загадка:
Она желанья исполняет.
Плавает в воде, ныряет.
Красоты необыкновенной
Нет ее чудесней верно!
(Золотая рыбка; Сказка «О рыбаке и рыбке» (фото золотой рыбки)
Воспитатель: А сейчас можно провести игру «Исполни желание». Смысл ее заключается в следующем: все встают в круг и передают рыбку под музыку, на ком музыка заканчивается, и рыбка в руках остается, тот должен загадать желание рядом стоящему человеку.
Воспитатель: А теперь вторая загадка.
Она орешки все грызет,
Звонко песенки поет.
Изумруды вынимает
И в мешочек собирает. (Белка; Сказка о царе Салтане» (фото белки)
Игра: «Повтори» (муз. Инструменты «Орешки»)
Воспитатель: Моя третья загадка.
Он кричит «Кири-ку-ку,
Царствуй лежа на боку»
Он красавец золотой
Шпоры, перья, гребешок
Кто же это?.
(Петушок; Сказка «О золотом петушке»
(фото золотого петушка)
Муз. Игра «Свистульки»
Воспитатель: Четвертая загадка
Оно сияет и блестит
Всем лишь правду говорит.
От него узнай смелее
Кто на свете всех милее
И румяней и белее.
(Ответ: Зеркало; Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»(Фото из сказки)
Игра «Зеркало»
Воспитатель: Наше путешествие по сказкам Пушкина подошло к концу, надеюсь, теперь все знают, кто такой Пушкин. Запомните, все произведения Александра Сергеевича поучительны и написаны с душой русского человека, читайте их, ведь на его сказках выросли ваши родители.
Забвенья нет, как нет
Старенья, угасанья.
И камня тоже нет.
И бронзы тоже нет. -
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь, есть свет земной,
и есть для нас Поэт.
Тема: Любимые сказки А.С. Пушкина
Программное содержание:
Продолжать знакомство с творчеством А. С. Пушкина, обучать детей умению грамотно и аргументировано отвечать на вопрос.
Самостоятельно подбирать материал для поделок.
Развивать речь, мышление, творческие способности.
Воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, аккуратность при работе с природным материалом, желание доводить начатое до конца.
Предшествующая работа: чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Оборудование: для викторины: эмблемы команд, жетоны; для конструирования: на каждого ребёнка шишка, бросовый материал, пластилин; музыкальное оформление: фонограмма, выставка книг А. С.Пушкин, портрет поэта.
Организация детей. В начале занятия дети стоят около выставки книг, затем делятся на команды и садятся на стульях друг против друга. На конструирование дети садятся за столы, в конце занятия дети стоят около стола, накрытого голубой тканью.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят около книжного уголка, где находится выставка книг А.С. Пушкина и портрет А.С. Пушкина.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Как вы думаете, кто пишет сказки? Какие сказки вы знаете? (Перечисляют). Молодцы, много сказок вы знаете! Но сегодня наше занятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С.Пушкин. Что вы знаете о Пушкине? Какие сказки вы знаете, которые написал А.С.Пушкин? (Перечисляют). Занятие у нас сегодня не простое, а занятие – состязание. Нам нужно поделиться на две команды и придумать командам названия. В названии команд должны прозвучать какие-нибудь сказочные персонажи из сказок А.С.Пушкина. (Дети придумывают). Но как же нам поделиться? (Дети предлагают). Поделиться можно по-разному, например: каждый возьмёт жетон, на котором нарисо вана эмблема команды.
Дети берут жетон и садятся на стулья. (Собрать жетоны).
Воспитатель: Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем сказочные состязания! Участвовать в них будут две команды: «Золотые петушки» и «Золотые рыбки». За правильный ответ каждая команда получит жетон, и в конце викторины мы подсчитаем эти жетоны и узнаем победителя. Итак, начинаем!
1-й тур «Загадочный»
Задание: Отгадайте загадку и назовите сказку, персонажем которой и является эта отгадка.
Команде «Золотые петушки»: Кому страшен червячок, Что посажен на крючок? (Рыбке. «Сказка о золотой рыбке»).
Команде «Золотые рыбки»: Всех я вовремя бужу, Хоть часов не завожу». (Петушок. «Сказка о золотом петушке»).
Команде «Золотые петушки»: Много бед таят леса, Волк, медведь там и лиса! Наш зверёк живёт в тревоге, От беды уносит ноги. (Заяц. «Сказка о попе и его работнике Болде»).
Команде «Золотые рыбки»: Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке летом. (Белка. «Сказка о царе Салтане»).
Подсчёт жетонов.
2-й тур «Волшебный»
Задание: Скажите, кто в кого превращается в сказках А.С. Пушкина?
Команде «Золотые петушки»: Князь Гвидон в кого превратился? (В комара, шмеля, муху)
Команде «Золотые рыбки»: Лебедь в кого превратился? (В Царевну)
Команде «Золотые рыбки»: В кого превратился коршун? (В колдуна, в чародея)
Команде «Золотые петушки»: В кого превратилась старуха? (В столбовую дворянку)
Подведение итогов конкурса.
3-ий тур «Страшный»
Задание: Назвать всех злодеев из сказок А. С. Пушкина. Дети из каждой команды поочерёдно называют: Старуха, коршун, царевна, погубившая молодую царевну – дала отравленное яблоко.
Подведение итогов.
4-й тур «Фольклорный»
Задание: Вспомнить пословицы и поговорки о сказках.
1. «Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок».
2. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
3. «Ни в сказке сказать, ни пером описать».
4. «Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец».
Подведение итогов викторины. Играет сказочная музыка (за ширмой переодевается ребёнок в костюм «золотой рыбки»).
Воспитатель:
Сказочное времечко,
Времечко желанное
Тихо начинается
Сказка долгожданная!
Входит Золотая рыбка, танцует.
Золотая рыбка:
Я рыбка не простая,
Я рыбка золотая,
Из всем известной сказки
Я приплыла сейчас.
Воспитатель (удивлённо): Здравствуй, рыбка золотая! Мы рады видеть тебя у нас, но как ты оказалась здесь? Что привело тебя к нам?
Золотая рыбка: Злой волшебник натворил много бед. Он всех моих подружек превратил в камни. Помогите мне, друзья! В синем море-океане я теперь совсем одна!
Воспитатель:
Не печалься, ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Не останешься ты в море одна,
Мы тебе поможем!
Под музыку рыбка уходит за ширму переодеваться, затем возвращается к детям.
Воспитатель: Ребята, подскажите, как можно помочь рыбке? (Дети предлагают свои варианты помощи). Давайте отправимся в нашу мастерскую и сделаем там много разных рыбок.
Дети перемещаются за столы, где лежит природный материал.
Воспитатель: Мы сделаем рыбок из природного материала. Туловище будет шишка, а вот плавники и хвост будете делать из любого материала, который лежит у вас на столе. Это может быть бумага, ткань, перья, конфетные обёртки, стручки фасоли. Здесь вы должны пофантазировать. А чтобы вам веселее работалось, будет играть музыка.
Дети выполняют работу. В конце воспитатель предлагает своих рыбок положить на отдельный стол, проводит анализ и предлагает послушать музыку композитора Камиля Сен-Санса «Аквариум».