Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный...» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма) ;
Задачи: Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии; формировать коммуникативные навыки работы в группах; развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, учебник, клип, фонограмма «Шум моря».
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
1.Организационный этап
Эмоциональный и психологический настрой
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!
Проверяют готовность к уроку
Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).
Р:волевая саморегуляция.
К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация знаний
Работа в группах.
1 группа.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) (П)
2 группа.
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир» («Сказка о Царе Салтане») (У)
3 группа.
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха
Со милыми детушками-медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать. (О медведихе) (Ш)
4 группа.
«Старичок отправился к морю
Почернело синее море.
Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему золотая рыбка…» («Сказка о рыбаке и рыбке») (К)
5 группа. .
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда. («Сказка о попе и о работнике его Балде») (И)
6 группа.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: „Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!“ («Сказка о золотом петушке») (Н)
(У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску.)
- Кто автор этих произведений?
- Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? (стихотворение, сказка)
- Что вы знаете о поэте?
(презентация биография А.С.Пушкина)
Работают в группах
Отвечают на вопросы
Слушают учителя
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.
П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег
Релаксация (включается аудиозапись “Шум моря”).
Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.
Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим …. стал! Слайд (дуб)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Что такое поэма?
Слайд
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.
- Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Для чего вам это нужно?
Определяют тему урока, ставят задачи
Л:самоопределение
П:целеполагание.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр видеоролика. «У лукоморья дуб зеленый»
Физминутка для глаз
Первичное чтение учащимися.
- Понравился ли вам отрывок?
- Что понравилось?
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Словарная работа
В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам.
– Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
– Почему они нам непонятны?
– Узнайте значения этих слов в сносках.
(слайд)
Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Пленяет – берёт а плен.
Поведаю – расскажу.
Смотрят видеоролик
Читают вслух
Работают над словарными словами
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.
П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.
5.Первичная проверка понимания.
- Из скольких частей состоит этот отрывок?
- Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно)
- Что такое лукоморье?
- Как вы думаете, существует ли Лукоморье?
Слайд
Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
- Прочитайте вторую часть. (Читают вслух)
- О чем рассказал автор в этой части? (о чудесах)
Работа в группах
- Найдите в отрывке все чудеса, которые описал поэт. Заполните схему.
Выразительное чтение учащимися отрывка
- Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (напевное, плавное)
- Какая должна быть интонация? (торжественности и таинственности)
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Читают выразительно
Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.
6. Первичное закрепление.
Презентация
Викторина по произведению
Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины:
– Кто из героев говорит, поёт, рассказывает? (кот)
– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. (леший)
– Кому верно служит серый волк? (царевна)
– Кто выходит из морских волн? (витязи)
– Что идёт, бредёт сама собой? (ступа с Бабой Ягой)
– Что стоит без окон, без дверей? (избушка)
Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»
Отвечают на вопросы викторины
П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.
К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению
Стр 80 -82 выучить * рисунок
Записывают домашнее задание
Р: волевая саморегуляция.
П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.
8. Рефлексия. Подведение итогов
- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?
- Какое у вас настроение после урока?
(прикрепляют к доске лепестки цветка.
Красный – у меня все получилось, мне было интересно на уроке.
Розовый – не все получилось, но я старался.
Жёлтый – мне было скучно на уроке, я ничего не понял.)
Подводят итог урока
П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.