Прозвенел звонок. Встали красиво, спинки прямые, с хорошим настроением начнём наш урок. Жалею вам удачи.2. Объявление темы урокаУчитель: Ребята, мы с вами прочитали «Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина. А сегодня я предлагаю провести исследование, то есть научную работу. В любом исследовании есть гипотеза (слово ГИПОТЕЗА на доске)3. Словарная работа
– Кто знает значение слова ГИПОТЕЗА? (Гипотеза – предположение)
– Так вот, мы возьмём за гипотезу, то что сказал Самуил Яковлевич Маршак.
Прочитайте
На доске:«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
4. Постановка цели урока– Нам с вами нужно будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.5. Основная часть урокаУчитель: Ни в одной стране мира за столь короткий период времени не возникло такое ярчайшее созвездие блистательных имён, как в русской литературе 19 века. Но именно А.С. Пушкина мы по праву считаем родоначальником нашей классической литературы.Докладчик выйдет к доске, и расскажет нам немного о замечательнейшем поэте.
Прослушивание мини доклада о жизни ПушкинаВывешиваю на доску портрет Пушкина и табличку с датами жизниАлександр Сергеевич Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы
Родился 6 июня 1799 года в Москве. Здесь он жил с отцом, Сергеем Львовичем, и матерью, Надеждой Осиповной, с бабушкой, Марией Алексеевной, и няней Ариной Родионовной, до того времени, пока его не определили в Царскосельский лицей в Петербурге. Будучи уже известным поэтом, Пушкин за вольнолюбивые стихи против царского самодержавия ссылался в Молдавию, Крым, в село Михайловское – родовое имение Пушкиных. В ссылке в Михайловском жил вместе с няней. Много писал, по вечерам слушал нянины сказки.
Погиб Александр Сергеевич Пушкин очень рано: в 37 лет. Он был убит на дуэли французом Дантесом. Похоронили поэта в Святогорском монастыре Псковской губернии, недалеко от Михайловского.
Учитель: Пушкин был настолько многогранным, что, практически во всех существующих литературных жанрах сумел создать замечательные классические произведения/ К которым мы по праву относим его сказки– Сколько сказок написал Пушкин 5 Дети:
- 1830 г. «Сказка о попе и работнике его Балде»
- 1831 г. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
- 1833 г. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- 1833 г. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1834 г. «Сказка о золотом петушке».
Учитель: Пушкин создал мир сказки, подобный существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
– А теперь посмотрим, как хорошо вы знаете сказки Пушкина.
Викторина
1. Сколько лет жил старик со своею старухой? ( 33 года).
2. О ком написан отрывок?
«Что и жить в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу». (О царе Дадоне «Сказка о Золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
«Испугался бесёнок и к деду
Пошёл рассказать про такую беседу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. Из «Сказки о попе и работнике его Балде»)
4. Послушайте отрывок и сказки:
« В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки».
– О ком идёт речь? Из какой сказки? (О Старухе из «Сказки о Рыбаке и Рыбке»)
5. Посмотрите на этот предмет и скажите, из какой сказки? (Яблоко из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях)
6. Что грызла белочка под высокой елью? И в какой сказке это происходило? (Золотой орех в «Сказке о царе Салтане)
7. Рисунки КОМАРА, МУХИ, ШМЕЛЯ. Кто это? С какой сказкой и как их можно соотнести? (Князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…» превращается в комара, муху, шмеля)
Учитель: Молодцы! Сказки Пушкина вы знаете хорошо. А теперь начнём нашу исследовательскую работу. Но прежде чем мы начнём говорить о народных сказках, ответьте
– Кто рассказывал Пушкину сказки? (Его няня)
– Как звали няню Пушкина? (Яковлева Арина Родионовна)
(Портрет появляется на доске)
– Любимая нянюшка – Арина Родионовна. Простой русской женщине посвятил Пушкин такие строки
.Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Учитель: Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Именно от няни Пушкин услышал много сказок.
Мы с вами говорили о русских народных сказках.
– Что характерно для них?
Троекратные повторы на доске
– Какие повторы встречаются в народных сказках? (Три сына, дочери, три задания, три чуда)
Учитель: А ещё об одинаковых ситуациях в народных сказках говорят одними и теми же словами.«Колобок» песенка всегда начинается одинаково,
- «Сивка Бурка» заклинание тоже повторяется
- Емеля «По щучьему велению, по моему хотению»…
Учитель: Итак, для русской народной сказки характерны всевозможные повторы. А ещё из сказки в сказку повторяются устойчивые выражения, помните
Устойчивые выражения на доске
– Что такое устойчивые выражения ? (Это выражения, которые встречаются, повторяются во многих сказках)
- Близко ли, далёко ли
- Долго ли коротко
- Я там пил, мёд пиво пил
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
- И стали они жить поживать да добра наживать
– Зачем использовались в сказках устойчивые выражения? (Чтобы было лучше запомнить текст сказки)
Учитель: В русских народных сказках встречаются устойчивые эпитеты
Устойчивые эпитеты на доске
– Ответьте, что такое эпитеты?
Эпитеты – это образные художественные определения, чаще всего выраженные прилагательными.
– Приведите примеры эпитетов из сказок русских народных
Учащиеся приводят примеры
- Терем высокий
- Сети шелковы
- Буйна голова
- Земля сыра
и т.д.
Учитель: А теперь будем работать со сказкой Пушкина. Давайте прочитаем, каким словами начинается сказка А.С. Пушкина.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царицаУчитель: В народных сказках о сходных ситуациях рассказывается одними и теми же словами. Нашли ли вы такие эпизоды в сказке Пушкина (троекратные повторы у Пушкина)
– Корабельщики приплывают к князю, прочитаем это.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах»
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит,
И ответ держать велит»
– Да, одними и теми же словами Пушкин пишет о прибытии корабельщиков, а ещё когда корабельщики плывут к царю Салтану, фразы тоже начинаются одинаково.
– А ещё когда Князь хотел увидеться с отцом, что он говорит Лебеди? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)
Грусть, тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца»
– Как вы думаете, почему же царевич Гвидон попросил Лебедь исполнить все три чуда? (Он хотел, чтобы отец к нему приехал на остров.)
– Ведь он тогда сразу бы узнал жену и сына, а так царевичу приходится превращаться то в комара, то в муху, то в шмеля. Ведь царь все равно не узнал бы его и не поверил, что это его сын. Ведь ему сообщили что царица родила кого? Найдите и прочитайте
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку.
– Князь старался, чтобы отец узнал, что у него есть сын.
Нет, он хотел, чтобы мама
Его была счастлива.
Учитель: А теперь я предлагаю вам ответить на вопрос: использовал ли Пушкин в своей сказке устойчивые эпитеты. (Да)
– Приведите примеры. (Красная девица, голубушка сестрица, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, небо синее, царь-батюшка)
Учитель: Пушкин использует в своей сказке, троерактные повторы, устойчивые выражения, эпитеты, так же как и народные сказители. Ещё Пушкин ввел в сказку народную речь.
1.«За морем житью не худо»
2.« Здравствуй, красная девица»
3.«И пустили в окиян»
Учитель: Народная сказка не знает подробностей, она рисует всё общим планом. В народной сказке обычно царевна такой красоты…
Что ни в сказке сказать.
Ни пером описать
– А у Пушкина как описывается царевна Лебедь? (Ответы детей)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама то величава,
Выступает, будто пава…
– И он подробно описывает город, который принадлежит Гвидону. Давайте прочитаем (выборочное чтение)
Стены с частыми зубцами,
А за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
– Давайте вспомним, чем похожи сказки Пушкина и русская народная «По колено ноги в золоте»
1. Три сестры
2.Третью взял в жёны царь
3. Первые две стали завидовать
4. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.
5. Царевна тоже плавал по морю, по океану, с третьим сыном, который тоже рос не по годам, а по часам.
6. Есть корабельщики
7. Есть три чуда и т.д.
Учитель: А какая сказка вам понравилась больше? (Ответы детей)
– Почему? (Она интереснее, добрая, красивее, глубже народной сказки, подробнее описания. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.)
– Каким был князь Гвидон? (Добрым, умным, внимательным. Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе. Находчивым, придумал, как сделать так, чтобы отец приехал. Он даже маме не говорил, что видел отца, что тот скоро приедет.
Князь Гвидон гостеприимный.)
– А царевна лебедь ? (Она добрая, нежная, отзывчивая. Она скромная, только в последний момент Гвидон узнаёт, что Лебедь – царевна, а не птица. Хоть она и сказочная птица, она этим не гордится. Не показывает своего превосходства над князем и его матушкой. Князь Гвидон и царевна Лебедь – главные герои, на которых стремились быть похожими люди.)
На доске: Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
– Чему учит нас сказка? (Какими нам быть, как себя вести и общаться с другими людьми.)
6. Итог урока
К какому же выводу мы пришли? Мы высказывали ГИПОТИЗУ
Дети сами формулируют вывод.
Вывод: Так как в сказке Пушкин использует формы народного песенного стиха,
использует в сказке зачин, концовку, а также элементы народного поэтического языка – повторы, постоянные эпитеты, народную разговорную лексику.
Мы можем сделать вывод, что сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.
Учитель: Вы согласны с высказыванием Самуила Яковлевича Маршака?.
Дети высказывают своё мнение
7. Выставление оценок
8. Домашнее задание
– Если хотите, перечитайте сказку ещё раз. А я предлагаю написать вам в тетради небольшое сочинение, которым вы попытаетесь ответить на вопрос:
- Чему нас учит князь Гвидон?
- Чему нас учит царевна Лебедь?
Или выучить наизусть понравившийся отрывок сказки,
9. Рефлексия