I Организация внимания учащихся (1 минута) Я умею думать, Я умею рассуждать. Что полезно для работы, То и буду выполнять. II Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (9 минут) - Ребята, известно ли вам, сколько ступенек на школьном крыльце? А ведь сколько раз вы поднимались по нему и спускались. Не страшно, что вы до сих пор не посчитали ступеньки, это ещё не поздно сделать. И это прекрасно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанре басня и познакомиться с новой формой записи басни. Но сначала повторим, что такое басня. Для этого проведем тест. Включите свои нетбуки. Войдите в программу .На выполнение задания даю вам 2 минуты. Время пошло. Тест: 1.Басня – это… А) краткий рассказ; Б) поучительный рассказ; В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера; 2. Герои басни: А) люди; Б) животные, птицы, растения; В) люди и животные; 3. Басни писались с целью: А) высмеять пороки людей; Б) научить правильному поведению; В) показать пример для подражания; Г) рассмешить; 4. В басне: А) есть вывод; Б) вывода нет, каждый придумывает его сам; В) вывод не нужен; - А теперь проверим правильность выполнения теста. Поднимите руки те, кто выполнил работу на 5.А кто на 4? Остальные будьте внимательны на сегодняшнем уроке. Мы еще раз будем говорить об этом жанре и я надеюсь, что после этого урока вы не допустите больше ошибок. - Чему учат нас басни Эзопа? - Как называются строки, содержащие поучение? - Нужны ли басни в наше время и почему? А какие басни вы подготовили к этому уроку? - Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа? - Что объединяет все басни Эзопа? III Введение в тему. (5 минут) - Сегодня мы познакомимся с новой формой записи басни. Но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении , узнаем название басни и ее автора, который говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать.» - Вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте: Носит серенький жилет, Но у крыльев черный цвет. Видишь, кружат 20 пар И кричат: «Кар, кар». (слайд № 1а - Опишите эту птицу Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. (слайд №1б) - А какая лиса по вашему мнению? - Кто догадался, с каким произведением мы познакомимся на сегодняшнем уроке? А кто автор? (слайд №1в) IV Работа над новым материалом.(15 минут) А) Знакомство с биографией Крылова - Познакомит с биографией автора Кулик Кирилл. (слайд 2, 3)
Б) Прослушивание аудиозаписи - Давайте послушаем эту басню в исполнении народного артиста Советского Союза Игоря Ильинского. Игорь Владимирович Ильинский – известный актер театра и кино, живший в прошлом веке. Он снимался в таких знаменитых фильмах как «Волга, Волга» и «Карнавальная ночь». ( слайд №4) - Поделитесь своими мыслями после прослушивания басни.
Физминутка: Вы наверное устали? Ну тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И на место все уселись. Глазки быстро закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем.
В) Словарная работа. - В этой басне так же, как и в других есть трудные слова, устаревшие или непонятные. При прослушивании вы, наверное, обратили на это внимание. Давайте поработаем над ними. (слайд №5)
Г) Анализ басни. - Откройте учебники на стр. 66, самостоятельно прочитайте басню «Ворона и Лисица» Крылова. Подумайте, приходилось ли вам читать басню с похожим сюжетом, но другого автора? - Как называется эта басня? - В чем сходство и различие этих двух басен?
- Какой человеческий порок высмеивают Эзоп и Крылов в данных баснях? - Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову лесть? - Кто же является льстецом в баснях? - А как вы догадались? Докажите. - Как автор подчеркнул, что Ворона на самом деле не такая, как о ней говорит Лисица?
- Для какой цели старалась Лиса? Удалось ли ей достичь этой цели? - Так в чем же искусство льстеца? - Какова же главная мысль басни?
- Так кого же осуждает Крылов?
- Встречались ли вам похожие ситуации? Происходили ли они с вами? - Согласны ли вы с утверждением: «Для достижения целей любые средства хороши.»? Почему? - Что мы сейчас вывели? -Как еще можно сказать? - Послушайте, как об этом говорил сам автор (зачитываю мораль).
Д) Работа над моралью. - Как понимаете смысл первой строки? - Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок» - Что означают слова «и в сердце льстец всегда отыщет уголок»?
- Где написана мораль? - Вывод – мораль может быть выражена в первых строках. Слушая и читая басни, можем увидеть себя.
V Работа над выразительностью чтения.(10 минут) - А теперь мы подготовим нашу басню для выразительного чтения. - Какие слова помогают нам понять, как надо читать льстивую речь Лисы?
- А теперь вы сами подготовьте басню к выразительному чтению, расставляя логические ударения и паузы. - Посмотрите на доску, каким образом я подготовила текст для выразительного чтения. На какие слова у меня падает логическое ударение. - А теперь посмотрите на экран( слайд №6). -Кто готов прочитать басню? - Ребята, вам понравилось, как прочитал … ? Может кто-то хочет добавить что-то свое? - Теперь подготовьте свои тексты для выразительного чтения, пользуясь моей заготовкой. - Я хочу, чтобы вы прочитали эту басню не только выразительно, но и в лицах. Кто действующие лица в басне?
- Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим работу над выразительным чтением и чтением в лицах.
VI Задание на дом.( 1 минута) -Сегодня мы плодотворно поработали на уроке, но я хочу, чтобы вы и дома еще потрудились. Задание будет на выбор. (слайд№7)
VII Итог урока + рефлексия.(4 минуты) - Что нового вы узнали о баснях? - Чему учит нас мораль данной басни? - Вы сегодня очень хорошо работали. А особенно мне понравилось, как работали … . - Спасибо вам большое за урок. Я в вас не сомневалась. Мне приятно работать с такими умными, добрыми, сообразительными детьми. Если вам понравился урок, подарите мне вашу чудесную улыбку.
| Ребята стоят около своих мест. Дети садятся за парты. -Я думаю, 10 ступенек. -А я думаю 8. Дети включают нетбуки, входят в программу, выполняют тест. Дети проверяют выполнение теста, поднимают руки, по которым видно, как ребята справились с заданием. -Преодолевать свои пороки. -Мораль. - Басни помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Они учат мудрости жизни. -Выразительное чтение двумя учениками басен, объяснение выбора. -Названия прямо указывают на действующих лиц. -Написаны в прозе. -Да. -Ворона - Черная, неуклюжая, некрасивая, с большим клювом. -Лиса. -Красивая, пушистая, в сказках хитрая. -Басня Крылова «Ворона и лисица». Один ученик рассказывает биографию, остальные слушают. - Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком. В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью. Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду. Дети слушают аудиозапись басни. Дети обмениваются мыслями. Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мышц туловища; для мобилизации внимания; для глаз. Дети открывают учебник, самостоятельно читают басню. -Эзоп «Ворон и лисица». -Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует ворон, а у Крылова – ворона. Ворон держит кусок мяса, а ворона – сыр. У Крылова прямая речь лисицы очень выразительная. У Эзопа – лисица еще и философствует, она становится в позицию автора, читает вороне мораль. -Лесть. -Льстец, льстивый. -Лисица. -Чтение льстивой речи лисы. -«На ель Ворона взгромоздясь…». -Любым путем обмануть. -Что того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами. -И того, кто льстит, и того, кто любит лесть. -Мораль. -Поучение. -Много раз говорили. -Лживая похвала очень плоха, все без пользы. -Некоторые люди очень любят лесть. -В начале басни. -«И говорит так сладко, чуть дыша…». Дети самостоятельно работают над текстом. Дети сверяются с образцом, исправляют ошибки. Читает один человек. -Ворона, Лисица и автор. Чтение в лицах. Дети выбирают домашнее задание по желанию, записывают его в дневник. -Форма записи может быть стихотворная, мораль может быть выражена в первых строчках. -Для достижения цели не все средства хороши и нельзя поддаваться льстивым речам. Дети поднимают руки, учитель пересчитывает и делает вывод. Ответы детей. |