kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения 3 класс И. А. Крылов "Ворона и лисица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 3 класс 

Тема: И. А. Крылов "Ворона и лисица"

Тип урока:освоение новых знаний (с мультимедийной поддержкой)

На этапе "Актуализация знаний" обучающиеся выполняют тест на детских нетбуках. На этапе "Введения в тему" ученики по загаткам угадывают , о чем пойдет речь на уроке. На этапе "освоения нового материала" дети знакомятся с биографией И. А. Крылова и прослушиват басню в аудиозаписи. Далее идет работа над содержанием и выразительностью

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературного чтения 3 класс И. А. Крылов "Ворона и лисица" »

Урок литературного чтения

Класс: 3 класс

Тема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Учитель: Семенова Елена Васильевна

Цели урока

Образовательные:

- продолжить знакомство с художественным жанром – басней;

- обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И. А. Крылова;

- добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни, находить общее и различное;

- научить выделять мораль басни, объяснять ее смысл.

Развивающие:

- развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения, умение находить общие и отличительные свойства басен, развивать творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;

- умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

Воспитательные:

- воспитать интерес к предмету, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств.

Использование на уроке ИКТ с целью:

- предоставления наглядности;

- прослушивание текста басни в исполнении И. Ильинского;

- сообщения информации.

Оборудование:

- выставка книг;

- выставка детских рисунков к басням Эзопа;

- портрет И. А. Крылова;

- учительский ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- презентация к уроку;

- детские нетбуки;

- учебник «Литературное чтение» автор Н. А. Чуракова.



I Организация внимания учащихся (1 минута)

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для работы,

То и буду выполнять.

II Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (9 минут)

- Ребята, известно ли вам, сколько ступенек на школьном крыльце? А ведь сколько раз вы поднимались по нему и спускались. Не страшно, что вы до сих пор не посчитали ступеньки, это ещё не поздно сделать. И это прекрасно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанре басня и познакомиться с новой формой записи басни. Но сначала повторим, что такое басня. Для этого проведем тест. Включите свои нетбуки. Войдите в программу .На выполнение задания даю вам 2 минуты. Время пошло.

Тест:

1.Басня – это…

А) краткий рассказ;

Б) поучительный рассказ;

В) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

2. Герои басни:

А) люди;

Б) животные, птицы, растения;

В) люди и животные;

3. Басни писались с целью:

А) высмеять пороки людей;

Б) научить правильному поведению;

В) показать пример для подражания;

Г) рассмешить;

4. В басне:

А) есть вывод;

Б) вывода нет, каждый придумывает его сам;

В) вывод не нужен;

- А теперь проверим правильность выполнения теста. Поднимите руки те, кто выполнил работу на 5.А кто на 4? Остальные будьте внимательны на сегодняшнем уроке. Мы еще раз будем говорить об этом жанре и я надеюсь, что после этого урока вы не допустите больше ошибок.



- Чему учат нас басни Эзопа?


- Как называются строки, содержащие поучение?

- Нужны ли басни в наше время и почему?






А какие басни вы подготовили к этому уроку?



- Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?



- Что объединяет все басни Эзопа?


III Введение в тему. (5 минут)

- Сегодня мы познакомимся с новой формой записи басни. Но сначала узнаем, о ком пойдет речь в произведении , узнаем название басни и ее автора, который говорил: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать.»

- Вы любите отгадывать загадки?

Тогда слушайте:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Кар, кар». (слайд № 1а

- Опишите эту птицу

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (слайд №1б)

- А какая лиса по вашему мнению?


- Кто догадался, с каким произведением мы познакомимся на сегодняшнем уроке? А кто автор? (слайд №1в)


IV Работа над новым материалом.(15 минут)

А) Знакомство с биографией Крылова

- Познакомит с биографией автора Кулик Кирилл. (слайд 2, 3)



Б) Прослушивание аудиозаписи

- Давайте послушаем эту басню в исполнении народного артиста Советского Союза Игоря Ильинского. Игорь Владимирович Ильинский – известный актер театра и кино, живший в прошлом веке. Он снимался в таких знаменитых фильмах как «Волга, Волга» и «Карнавальная ночь».

( слайд №4)

- Поделитесь своими мыслями после прослушивания басни.



Физминутка: Вы наверное устали?

Ну тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки быстро закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.



В) Словарная работа.

- В этой басне так же, как и в других есть трудные слова, устаревшие или непонятные. При прослушивании вы, наверное, обратили на это внимание. Давайте поработаем над ними. (слайд №5)



Г) Анализ басни.

- Откройте учебники на стр. 66, самостоятельно прочитайте басню «Ворона и Лисица» Крылова. Подумайте, приходилось ли вам читать басню с похожим сюжетом, но другого автора?

- Как называется эта басня?

- В чем сходство и различие этих двух басен?































- Какой человеческий порок высмеивают Эзоп и Крылов в данных баснях?

- Какие однокоренные слова вы можете подобрать к слову лесть?

- Кто же является льстецом в баснях?

- А как вы догадались? Докажите.

- Как автор подчеркнул, что Ворона на самом деле не такая, как о ней говорит Лисица?



- Для какой цели старалась Лиса? Удалось ли ей достичь этой цели?

- Так в чем же искусство льстеца?

- Какова же главная мысль басни?





- Так кого же осуждает Крылов?



- Встречались ли вам похожие ситуации? Происходили ли они с вами?

- Согласны ли вы с утверждением: «Для достижения целей любые средства хороши.»? Почему?

- Что мы сейчас вывели?

-Как еще можно сказать?

- Послушайте, как об этом говорил сам автор (зачитываю мораль).



Д) Работа над моралью.

- Как понимаете смысл первой строки?

- Замените другими словами словосочетание «лесть гнусна», «но только все не впрок»

- Что означают слова «и в сердце льстец всегда отыщет уголок»?



- Где написана мораль?

- Вывод – мораль может быть выражена в первых строках. Слушая и читая басни, можем увидеть себя.



V Работа над выразительностью чтения.(10 минут)

- А теперь мы подготовим нашу басню для выразительного чтения.

- Какие слова помогают нам понять, как надо читать льстивую речь Лисы?



- А теперь вы сами подготовьте басню к выразительному чтению, расставляя логические ударения и паузы.

- Посмотрите на доску, каким образом я подготовила текст для выразительного чтения. На какие слова у меня падает логическое ударение.

- А теперь посмотрите на экран( слайд №6).

-Кто готов прочитать басню?

- Ребята, вам понравилось, как прочитал … ? Может кто-то хочет добавить что-то свое?

- Теперь подготовьте свои тексты для выразительного чтения, пользуясь моей заготовкой.

- Я хочу, чтобы вы прочитали эту басню не только выразительно, но и в лицах. Кто действующие лица в басне?



- Молодцы, ребята. На следующем уроке мы продолжим работу над выразительным чтением и чтением в лицах.



VI Задание на дом.( 1 минута)

-Сегодня мы плодотворно поработали на уроке, но я хочу, чтобы вы и дома еще потрудились. Задание будет на выбор. (слайд№7)






VII Итог урока + рефлексия.(4 минуты)

- Что нового вы узнали о баснях?




- Чему учит нас мораль данной басни?




- Вы сегодня очень хорошо работали. А особенно мне понравилось, как работали … .

- Спасибо вам большое за урок. Я в вас не сомневалась. Мне приятно работать с такими умными, добрыми, сообразительными детьми. Если вам понравился урок, подарите мне вашу чудесную улыбку.












Ребята стоят около своих мест.






Дети садятся за парты.


-Я думаю, 10 ступенек.

-А я думаю 8.




Дети включают нетбуки, входят в программу, выполняют тест.




















Дети проверяют выполнение теста, поднимают руки, по которым видно, как ребята справились с заданием.








-Преодолевать свои пороки.

-Мораль.

- Басни помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Они учат мудрости жизни.



-Выразительное чтение двумя учениками басен, объяснение выбора.

-Названия прямо указывают на действующих лиц.

-Написаны в прозе.










-Да.





-Ворона















- Черная, неуклюжая, некрасивая, с большим клювом.




-Лиса.
































-Красивая, пушистая, в сказках хитрая.


-Басня Крылова «Ворона и лисица».















Один ученик рассказывает биографию, остальные слушают.

- Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью.

Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду.



Дети слушают аудиозапись басни.




















Дети обмениваются мыслями.


Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мышц туловища; для мобилизации внимания; для глаз.
















Дети открывают учебник, самостоятельно читают басню.

-Эзоп «Ворон и лисица».

-Сюжет практически один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая – стихами. У Эзопа действует ворон, а у Крылова – ворона. Ворон держит кусок мяса, а ворона – сыр. У Крылова прямая речь лисицы очень выразительная. У Эзопа – лисица еще и философствует, она становится в позицию автора, читает вороне мораль.

-Лесть.

-Льстец, льстивый.

-Лисица.

-Чтение льстивой речи лисы.

-«На ель Ворона взгромоздясь…».



-Любым путем обмануть.

-Что того, кто любит лесть, легко обмануть льстивыми словами.

-И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.




-Мораль.

-Поучение.




-Много раз говорили.

-Лживая похвала очень плоха, все без пользы.

-Некоторые люди очень любят лесть.

-В начале басни.







-«И говорит так сладко, чуть дыша…».

Дети самостоятельно работают над текстом.





Дети сверяются с образцом, исправляют ошибки.





































Читает один человек.






-Ворона, Лисица и автор.

Чтение в лицах.











Дети выбирают домашнее задание по желанию, записывают его в дневник.









-Форма записи может быть стихотворная, мораль может быть выражена в первых строчках.

-Для достижения цели не все средства хороши и нельзя поддаваться льстивым речам.



Дети поднимают руки, учитель пересчитывает и делает вывод.

Ответы детей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока литературного чтения 3 класс И. А. Крылов "Ворона и лисица"

Автор: Семенова Елена Васильевна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115909

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе "И. А. Крылов "Ворона и Лисица" УМК «Школа России» "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-i-a-krylov-vorona-i-lisitsa-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "201040"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428950646"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Конспект урока литературного чтения по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого 3 класс УМК «Школа России»    на тему:  И. Крылов «Ворона и лисица». "
    ["seo_title"] => string(149) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-proghrammie-l-f-klimanovoi-v-g-gorietskogho-3-klass-umk-shkola-rossii-na-tiemu-i-krylov-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "170266"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423513434"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Литературное чтение басня Крылов.И.А "Стрекоза и муравей". "
    ["seo_title"] => string(63) "litieraturnoie-chtieniie-basnia-krylov-i-a-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "236167"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443973525"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по литературному чтению для 3 класса И.А.Крылов.Басня "Ворона и Лисица" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "226248"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440150264"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»"
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-tiema-i-a-krylov-basnia-vorona-i-lisitsa"
    ["file_id"] => string(6) "277911"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453020753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства