Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Слайд 2 | Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Повернёмся поскорей И приветствуем гостей: Улыбнёмся, раз и два. Все садимся, детвора! Поработать уж пора!!! -Надеюсь на вашу поддержку. -Желаю успеха. | Приветствуют гостей, учителя. Настраиваются на работу |
2.Мобилизующий этап Слайд 3-4 | Литература - это необыкновенная страна. А авторы в ней - волшебники. И у него должна быть, как у каждого волшебника, волшебная палочка. Это авторское слово. О ком эти слова: «Он превзошёл всех нам известных баснописцев» И. И. Дмитриеве А. П. Сумарокове И. А. Крылове А кто так сказал? Вы узнаете, если строчку внизу в обратном порядке прочитаете. никшуП чивеегреС рднаскелА | Предполагают, о каком из трёх баснописцев эти слова. Читают надпись справа-налево. |
3. Проверка изученного материала. Слайд 5-7 | Выберите правильный ответ и поднимите карандаш или фломастер этого цвета 1. БАСНЯ – это: 2. БАСНИ ПИСАЛИСЬ С ЦЕЛЬЮ: 3. ФОРМА РЕЧИ БАСНИ ИМЕЕТ: прямое значение иносказательное значении 4. В БАСНЕ: 5. В чём успех басен И.А.Крылова? Они высмеивают не людей, а животных. Они через животных высмеивают не людей, а их пороки. Они высмеивают только богатых людей. 6. Мораль басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» такова: «…Не любит узнавать никто себя в сатире» «Я удавилась бы с тоски, когда бы на неё хоть чуть была похожа» «Приобретая вещь, проверь сначала, подходит ли она тебе» | Работают с тестом. Анализируют. Вспоминают термины, выводы. Выбирают правильный ответ и поднимают карандаш того цвета, которым ответ записан. |
4. Формулирование темы урока, постановка цели. Слайд 8 Слайд 9 – 17 Слайд 18 | Чтобы название ещё одной басни Крылова узнать, по вариантам ребусы надо отгадать (1вариант) и (2вариант) А теперь чуть-чуть вы отдохните. Басню эту слушайте и смотрите. Сегодня мы услышим басню в исполнении замечательного народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского. Устраиваемся поудобнее и наслаждаемся. - Понравилась ли вам басня? О ком она? | Работают по вариантам. Отгадывают ребусы. Произносят разгаданные слова. Формулируют тему урока. Ставят цели урока. Дети отдыхают и наслаждаются ,смотря и слушая басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица», текст которой читает И.В.Ильинский. Дети отвечают на поставленные вопросы. |
Словарная работа Слайд 19 | Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое. Пленил – заворожил. Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу. Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища. | Прочитывают слова с разной скоростью, разной силой голоса, объясняют значение слов. |
6.Чтение басни. Работа над текстом. Анализ произведения. Слайд 20-21 | Работа по учебнику (стр. ) Самостоятельно басню прочитайте. Подчеркните глаголы, которые использует автор по отношению к Вороне. Найдите и прочитайте строки, которыми И.А.Крылов описывает Лисицу. Отметьте «сладкие» речи, с которыми обращается Лисица к Вороне. -Закончите моё высказывание чтением строчек текста: Мораль у басни такова: Прочитайте народную пословицу: Падок воробей на букашку, а человек на льстивые речи. | Принимают учебную задачу. Индивидуально читают басню. Работают с текстом Отвечают и внимательно слушают, как задания выполнены. Дети находят мораль басни и читают: «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, Но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Читают пословицу и соотносят её с моралью. |
7. Физминутка. Слайд 22 | Поработали мы дружно, Отдохнуть немного нужно Встанем все мы и пойдём… Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Дышим ровно глубоко, Опускаем их легко... Впереди из-за куста Смотрит хитрая лиса. Мы лисичку обхитрим, На носочках побежим И закружим… (раз и два) Тихо сядем на места И закроем все глаза. Наступает, наступает, Наступает ти-ши-на… | Встают. Выполняют движение по тексту. Садятся на места. Закрывают глаза. Расслабляются (3секунды) |
8. Работа в группах. Составление и написание синквейна на главных героев басни. Слайд 23-24 | Глазки все мы открываем и работу в группах продолжаем Лист А4 вы возьмите, на героя посмотрите и все *синквейн* составьте, запишите В конце представляет свой синквейн на героинь басни. | Работают над поставленной задачей. Вспоминают по сноске о синквейне. * Синквейн (французское слово - «пять») – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами Пользуются, по необходимости, памяткой «Правила написания синквейна» (см. приложение) Классу представляют свою работу. |
Работа в парах. Творческая работа Слайд 25 | Подготовьте выразительное чтение басни по ролям, а помогут вам в этом синквейны. Чтение басни по ролям. Игра «Радиоспектакль». | Работают в паре. Распределяют роли. Читают по ролям. Прослушивают «Радиоспектакль» |
Домашнее задание Слайд 26 | *Для консультации или совета обратитесь после урока ко мне - всегда вашей Галине Васильевне | Слушают. Выбирают вариант задания. |
Самооценка. Слайд 27 или Рефлексия. Слайд -28 | Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке Покажите солнышку свой лучик- карандаш красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников - Продолжите одно из предложений Сегодня я для себя открыл(а), что… Для меня этот урок был … , потому что … Учитель высказывается о работе на уроке и благодарит всех за урок. | Отвечают на вопросы. Показывают один цвет лучика-карандаша (красный, жёлтый или оранжевый), оценивая работу на уроке. Продолжают одно из предложений. Дарят свою улыбку всем! |