Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Тема: И.А.Крылов, басня «Ворона и Лисица»
Цель: учить видеть и чувствовать за строками художественного произведения глубокий смысл басни.
Задачи:
1. Познакомиться с басней «Ворона и Лисица», учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения. Учить находить мораль басни. Связать данную басню с баснями Крылова на музыкальную тему.
2. Развивать навыки правильного чтения, работать над умением выразительно читать художественное произведение, расширять кругозор.
3. Воспитывать интерес к чтению басен Крылова, желание быть непохожими на персонажей басни, воспитывать стремление быть лучше.
Ход урока.
1. Орг. момент.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ли правильно сидят,
На учителя глядят.
2. Сообщение темы и целей урока. (На экране появляется слайд.)
Начать урок я хочу словами А.С.Пушкина: «Крылов превзошел всех известных баснописцев».
Сегодня на уроке будем работать над басней И.А.Крылова. А как она называется, вы должны догадаться сами. Но сначала давайте вспомним басни, с которыми мы уже познакомились.
3..Проверка домашнего задания.
Далее следует инсценировка басни «Слон и Моська».
Чтение по ролям басни «Мартышка и Очки».
4. Работа над новым материалом.
1)Артикуляционная разминка.
Упражнения: «Дудочка», «Щетка», « Шар», «Часы».
2) Выразительное чтение скороговорок.
«Проворонила ворона вороненка».
«Лиса, лисонька, лиса.
Всему лесу ты краса».
Расскажите о повадках этих животных. Где они живут?
Ворона живет рядом с человеком. Не отличается красотой, голосом.
Лиса живет в лесах Увельского района. Это хищное животное.
Как вы думаете, какую басню мы будем читать на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ворона и Лисица».
3) Биография И.А.Крылова.
Большим мастерством отличаются басни Крылова. Эти басни приходят к нам в детстве, а запоминаются на всю жизнь. Детство Крылова было тяжелое. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Крылов был одаренным человеком: знал языки, в 50 лет овладел языком, был музыкантом, играл на скрипке (к стороне его таланта вернемся позднее на уроке). Но главным его делом было писать басни. Всего Крылов написал более 200 басен, объединенных им в 9 книг.
4) Повторим понятия о басне и о морали.
Басня – небольшое стихотворное произведение, часто в басне содержится насмешка над дурным и глупым поступком. В басне есть мораль.
Мораль – нравственные нормы поведения, отношения с людьми, общественная оценка – осуждение или одобрение. В басне рассказывается о животных, а подразумеваются поступки людей: ложь, грубость, злость, лень, жадность, лесть, глупость.
5)Прослушивание басни. (Грамзапись.)
Вы прослушайте и ответьте на вопрос.
Какими на первый взгляд показались вам персонажи басни?
Определения будут записываться на доске под картинками персонажей в течение всего урока.
6) Самостоятельное чтение учащихся (жужжащее).
Внимательно читайте о Вороне и Лисице.
7)Выборочное чтение.
-Какими словами автор характеризует Ворону?
-Какими словами автор характеризует Лисицу?
На доске появляется запись:
Ворона
Лисица
Взгромоздясь - тяжелая
Близехонько - быстрая
Призадумалась - неуклюжая
Сыр пленил - легкая
Бог послал - медлительная
Вертит хвостом - ловкая
- Найдите слова, в которых автор предугадывает события?
Плутовка обманщица на ту беду
-Как лиса задумала получить сыр?
-Зачитайте, какими словами Лиса хвалит Ворону? (Голубушка как хороша…….какая шейка, глазки…)
-Правда ли Ворона такая красивая птица?
-Правда ли Ворона хорошо поет?
-Значит, Лиса обманывает, приукрашивает достоинства Вороны. Она льстит.
Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
-Прочитайте выразительно, как Лиса восхваляет Ворону.
-Зачитайте, что случилось с Вороной?
-Итак, Ворона поверила, поддалась на лесть, не выдержала, каркнула.
-Вывод. Что осуждает Крылов в басне? (Глупость, доверчивость, обман, лесть.)
- Чему учит автор? (Не верить, не поддаваться на лесть, самому не льстить.)
- А теперь найдите и зачитайте мораль басни. ( «Уж сколько раз твердили миру….».)
- Кого подразумевает Крылов, рассказывая нам о Вороне и Лисице?
Ворона – этим словом называют людей рассеянных, глупых, доверчивых, поддающихся на похвалу.
Лисица – изображает человека, который хочет добиться цели, во что бы то ни стало, чтобы войти в доверие.
Показан человек хитрый, ловкий, угодливый.
-Что осуждает Крылов?
Физминутка.
Чтобы нам не болеть и не простужаться.
Мы всегда и везде должны зарядкой заниматься.
Весело шагать,
Руки поднимать.
Приседать и вставать
Прыгать и скакать.
8) Работа над выразительным чтением басни.
а) Чтение учителем наизусть. (Дети карандашом выделяют логическое ударение, паузы.)
б) Работа над композицией басни:
-завязка: «Бог послал кусочек сыру….»
-кульминация: «Лисица видит сыр…»
-развязка: «Сыр выпал…»
в) Учащиеся читают по частям.
г) Дети читают басню по ролям.
5. Иван Андреевич Крылов и музыка.
Музыка настолько была близка Крылову, что, подвергая осмеянию то или иное явление, тех или иных современных ему людей, он часто изображал ситуации из музыкального мира.
-Назовите басни, в которых Иван Андреевич осуждает нерадивых певцов и музыкантов? ( «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Осел и Соловей», «Кукушка и Петух», «Квартет».)
На экране появляется слайд с заданием.
Соотнесите правильно название басни и «крылатое выражение».
«Кукушка и Петух»
«Ты все пела это дело. Так, поди, же, попляши»
«Кошка и Соловей»
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»
«Стрекоза и Муравей»
«А вы, друзья, как ни садитесь. Все в музыканты не годитесь»
«Осел и Соловей»
«Худые песни Соловью в когтях у Кошки»
«Квартет»
«Избави бог и нас от этаких судей»
Молодцы, вы справились с заданием.
-А сейчас я хочу, чтобы вы вспомнила еще одну басню, которую вы учили на уроке музыки. Исполняется басня «Спор». Автор музыки Гретри.
1. В лесу Осел с Кукушкой
Соперничали раз.
Кто лучше и приятней
Умеет петь из нас?
2. Конечно, Я, Кукушечка
Пустилась куковать.
Осел же, приосанясь
Протяжно стал кричать!
3. Дуэт был таков
У тех артистов двух,
Что, затыкая уши,
Бежал от них пастух!
-Кто спорит в басне? (Осел спорит с Кукушкой о том, кто лучше поет.)
- Кто рассудил их спор? (Пастух, который убежал, затыкая уши.)
-Что осуждает автор в этой басне? ( Хвастовство, гордыню, глупость, невежество.)
6. Итог урока.
-Чему учились на уроке?
-Чему нас учат басни И.А.Крылова?
7. Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.