///////////////////////////////////////////////////////Конспект урока разработан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения. данный материал предназначен для учителей начальных классов работающих по программе "Школа 21 века"///////////////////////////////////////////////////////////////////////
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кто такие земноводные?" 1 класс »
Класс: 1
Тема: Жизнь земноводных весной.
Цели: ввести понятия «земноводные», «головастики»; рассмотреть развитие лягушки; познакомить с другими земноводными; развивать познавательный интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные):
Обучающийся научится: определять особенности строения лягушек; называть их существенные признаки; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природе; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Личностные. У обучающегося будут сформированы: интерес к учебному материалу; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении в природе.
Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные. Обучающийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; задавать вопросы, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Оборудование: учебник: Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011; компьютер учителя, проектор, экран, видеофильм «Развитие лягушки».
Ход занятия.
Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодняшний урок мы начнем с загадок
Учитель читает загадку, дети отгадывают.
Летом ходит без дороги Возле сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.
(Медведь)
Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперед по пашне вскачь, А зовётся птица... (грач)
Чьи там крики у пруда?
Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши,
Надоела нам вода! (лягушка)
На партах у вас в конверте 1 картинки животных, предлагаю вам распределить их на 2 группы.
Учитель: Кто скажет, как называют эти группы животных?
Учитель: Можно ли лягушку отнести к одной из групп животных?
Учитель: Какой возник вопрос?
(к какой группе относят лягушку)
Учитель: К какой группе вы бы отнесли лягушку? На изображении лягушки появляется зелёный цвет. Слайд. Учитель: Как вы думаете, что может обозначать зелёный цвет в окружающей нас природе? ( земля ).
Появляется голубой цвет. ( вода). Учитель: Что обозначает голубой цвет? Попробуйте объединить эти два слова в одно.
Формулирование главной проблемы или вопроса, связ. сситуацией
Учитель: Посмотрим на экран и сравним, правы ли вы? Земноводные.
Учитель: Кто уже догадался , какова тема урока?
Учитель: - Откройте страницу 83 учебника, рассмотрите её. Как называется тема нашего урока? (Жизнь земноводных весной.) кто изображен на картинке?
Учитель: Возникают ли у вас вопросы по этой теме?
Вопросы: 1- кто такие земноводные?
2- особенности жизни весной
3- где живут?
4- приносят ли пользу человеку?
Учитель: где мы можем найти ответы на эти вопросы?
(прочитаем в учебнике и др.)
1.Учитель: - Кто такие земноводные? (Ответы детей.)
Предположите, почему они так называются? (обитают на суше и воде).
Где мы можем найти точный ответ на этот вопрос?В словаре
Учитель: - Проверим вашу догадку.
(в словаре: Ожегова «приспособленный жить в воде и на суше») слайд.
Учитель: - Правы ли вы оказались? (Ответы детей.)
Ответили мы на первый вопрос?
Лягушка-земноводное животное.
2. учитель: Какие же особенности жизни весной могут быть у лягушки?
Учитель: - Откройте с.84 учебника. Найдите рисунок и задание к нему. Что предлагается вам сделать? (Используя рисунок, рассказать о развитии лягушки).
Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника.
Учитель: - Кто может рассказать о развитии лягушки? (Ответы детей.)
Учитель: - Ребята, хотите посмотреть фильм, как наша икринка превратилась в лягушку! (Просмотр анимации «Развитие лягушки»)
Учитель:- Скажите, ваш рассказ о развитии лягушки не отличается от увиденного? (Ответы детей.)
Учитель: Вы можете ответить на 2 вопрос?
Физминутка.
Учитель: вы видели когда-нибудь лягушек? Где могут жить лягушки?
Дети: В воде, в речке, в озере, на суше.
Учитель: Что еще вы знаете о лягушках?
- У лягушек выпуклые глаза, прямо на голове.
- Лягушки мокрые, холодные, скользкие.
- В некоторых странах едят лягушек.
Учитель: Кожа лягушек гладкая и скользкая и прикреплена к телу только в нескольких местах, то есть лягушка как бы одета в свободный халат. Четыре раза в год лягушки переодеваются – меняют кожу, и всякий раз съедают поношенное платье. Лягушки – изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами и другими летающими насекомыми, причём в огромном количестве.
Слайд .
Учитель: У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое, она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему.
Слайд
Учитель: По окраске лягушки бывают разными: зелёными, бурыми, краснобрюхими, белыми и т. д. Лягушки есть и в Азии, и в Африке, и в Америке.
Слайд
Учитель: В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз. Есть лягушки массой более 3 кг.
Слайд
Учитель: Самая маленькая лягушечка – кокоа – умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает самым сильным ядом в мире животных.
3. Учитель: Кто сможет ответить на 3 вопрос? Как вы считаете, только ли лягушка относится к земноводным? наверняка есть еще другие животные.
Учитель: А сейчас поработаем в группах. (Вспоминают правила работы в группах)
Учитель: Возьмите на столе кусочек картинки и соберите всем рядом общую картинку.
У всех получились сюжетные картинки с изображением жабы, тритона, саламандры.
Учитель: Так , почему я вам предложила для работы этих животных?
Относятся к земноводным
Каждая группа получает текст. Предлагаю внимательно прочитать текст и рассказать о представителе земноводных животных.
Работа в группах. Рисование ландшафтного рисунка.
Учитель: На столах конверты с картинками, вам нужно показать наглядно, в чем польза земноводных для человека.
Текст 1. Жаба принадлежат к земноводным. Она может жить на земле и в воде. Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся. Если в вашем огороде поселилась жаба, она проживёт здесь всю жизнь и уничтожит много вредных насекомых. Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаётся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи.
Текст 2. Тритон принадлежит к земноводным. Они могут жить на земле и в воде. Тритоны обитают в прудах, озёрах и канавах. Он окрашен ярко. Гребень помогает дышать. Хвост для него – дело наживное: если рыба или рак хвост отхватят – тритону эта не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить. Это полезное животное, уничтожающее большое количество комаров, в том числе и малярийных.
Текст 3. Саламандра относится к земноводным. Саламандры могут жить на земле и в воде. Она очень любит дождливую погоду, за что её прозвали «дождевой ящерицей». Пятнистая или огненная саламандра достигает длины 20 - 25 см. Если их заморозить в воде, могут долго находиться в замороженном состоянии. Когда лёд растает, они продолжают жить. Саламандры приносят людям пользу. Они питаются вредителями садов и огородов: улитками, пауками, червями, насекомыми.
(Дети работают в группах).
Представитель от каждой группы знакомит детей с предложенным земноводным.
Учитель: В чем польза земноводных для человека?
Учитель: В чем особенность земноводных?
Рефлексия деятельности на уроке.
Игра «Знаток земноводных».
Один ребенок выходит к доске, а дети задают ему вопросы.
- Кто такие земноводные? Где их можно встретить? Что едят лягушки? Как они пьют воду? Как лягушки ловят насекомых? Зачем жабы днем прячутся? и т.д.
. Вернёмся к нашему плану работы.
- С какими видами земноводных мы познакомились?
- Какие особенности животных вы запомнили? - Где они обитают? - Что ты знаешь о пользе земноводных для природы и человека?
Самооценка деятельности.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Если вы довольны своей работой на уроке, то раскрасьте лягушку зеленым цветом, если не очень довольны – синим, а если совсем недовольны – красным.
- Кто может объяснить, почему так оценил свою работу?