Цель: ввести понятия “земноводные”, “головастики”; выделить общие черты и различие лягушки и жабы; рассмотреть развитие лягушки;
Задачи:
- показать отличительные признаки жизни весной
- развивать познавательный интерес к животному миру;
- воспитывать бережное отношение к природе
Здоровьесберегающая: - способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксацию с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф Базарного
Тип урока: Изучение нового материала
Планируемый результат:
Формируемые УУД
Личностные: уметь выражать свои мысли и впечатления.
Предметные: учиться высказывать своё предположение
Метапредметные:
Познавательные: делает выводы в результате совместной работы всего класса.
Регулятивные: уметь оценивать результат
Коммуникативные: воспринимает речь собеседника, не перебивая
Форма работы: Фронтальная, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир2 часть стр. 83 -84, презентация.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Орг. момент
Если хмуриться с утра
Нам поможет доброта
Все ребята подтянитесь
И друг другу улыбнитесь
Посмотрите ребята друг
на друга и улыбнитесь
И подарите всем прекрасное
И хорошее настроение садитесь!
Приветствие учащихся
Актуализация знаний
- Отгадайте загадку:
(Cлайд2.)
В лесу и на болоте
Вы нас всегда найдёте:
На поляне, на опушке,
Мы – зелёные.
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
- Откройте страницы 83-84 учебника, рассмотрите их. Как называется тема нашего урока? (Слайд 3.)
- А кто такие земноводные?
Лягушки
Ответы детей
Жизнь земноводных весной.
Ответы детей
Изучение нового материала
Работа по учебнику.
- Проверим вашу догадку. На с. 84 прочитаем текст.
- Правы ли вы оказались? (Ответы детей.)
Придумайте к этому тексту заголовок.
- Откройте с.83 учебника. Найдите рисунок и задание к нему. Что предлагается вам сделать?
- Кто может рассказать о развитии лягушки?
- Ребята, хотите посмотреть фильм, как наша икринка превратилась в лягушку?
- Скажите, ваш рассказ о развитии лягушки не отличается от увиденного?
Ролевая игра (две девочки разыгрывают разговор лягушки и жабы.)
- Как-то вечером встретились лягушка и жаба. Вам интересно узнать, о чём они говорили? Слушайте внимательно!
Жаба. Здравствуй, Лягушка!
Лягушка. Здравствуй, Жаба!
Жаба. Почему ты так быстро и далеко прыгаешь?
Лягушка. А потому, что задние лапки у меня длиннее, чем у тебя, и мне удобно им отталкиваться и прыгать.
Жаба. А мне тяжело прыгать, мне с моими короткими лапками удобнее ходить.
Лягушка. Посмотри, какая у меня гладкая и скользкая кожа. В год я четыре раза переодеваюсь – меняю свою кожу, и всякий раз съедаю поношенное платье.
Жаба. А у меня кожа покрыта бугорками. Они такие красивые!
Лягушка. Скажи, Жаба, а почему ты держишь голову очень близко к земле? Я вот всегда голову вверх приподнимаю!
Жаба. А потому, что я питаюсь насекомыми, которые ползают по земле. А ты охотишься за летающими насекомыми.
Лягушка. Почему-то я совсем не вижу тебя днём?
Жаба. А я вообще не люблю солнечный свет, мои зрачки днём превращаются в узкие щёлки. Зато я прекрасно вижу в темноте, поэтому на охоту отправляюсь только после захода солнца.
Лягушка. Ну, тогда удачной охоты!
… читает текст
Ответы детей
Ответы детей
Используя рисунок, рассказать о развитии лягушки.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию учебника.
Ответы детей
Просмотр анимации “Развитие лягушки”
Ответы детей
Слушают разговор двух лягушек
: учиться высказывать своё предположение
Л: уметь выражать свои мысли и впечатления.
физминутка
Комплекс1 (по В.Ф. Базарному): исходное положение сидя или стоя.
1. сделать глубокий вдох, затем, наклоняясь вперед к крышке парты, выдох (повторить 5 раз);
2. крепко зажмурим, глаза, потом открыть ( 4 раза);
3. руки на пояс, поворачивая голову в стороны, смотреть попеременно на правый и левый локоть (4 - 5 раз_;
4. смотреть сначала на доску 2-3 секунды, затем на кончик пальца перед собой 3-5 секунд (5-6 раз);
5. руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и опускать (5 - 6 раз);
6. держа указательный палец правой руки перед собой, проводить рукой слева направо (4 - 5 раз) ("маятник").
абота в парах.
Работа с таблицей.
Что сравнивается
У кого
Кожа
Время охоты
Способ передвижения
Держит голову
гладкая
с наростами
день
ночь
прыгает
ходит
приподнятой
ближе к земле
У лягушки
У жабы
- Посмотрите внимательно на таблицу. Как она называется?
- Скажите, что вам нужно будет сравнить? У кого?
- Ребята, вам нужно выбрать нужную характеристику земноводного и знаками + или – отметить в таблице.
Самопроверка выполненной работы (на экран выводится правильный ответ) (Слайд 4.)
Просмотр презентации “Разнообразие земноводных”.
Презентация.
- Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаем, посмотрев презентацию. (Слайд 5.)
- Озёрная лягушка. Живёт в достаточно глубоких водоёмах. В случаях опасности озёрная лягушка обычно прячется в воде. Охотится она преимущественно на суше, вдоль берегов водоёмов. (Слайд 6.)
- Травяная лягушка – одна из самых распространенных лягушек. (Слайд 7.)
- По окраске лягушки бывают разные: голубые, зелёные, жёлтые, краснобрюхие, белые. (Слайд 8.)
- Есть лягушки массой более 3 кг. (Слайд 9.)
- Самая маленькая лягушка – кокоа – помещается на указательном пальце. Она обладает самым сильным ядом в мире животных. (Слайд 10.)
- Зелёная жаба предпочитает открытые места: поля, луга, поймы рек. Обитает в Вологодской и Кировской областях. (Слайд 11.)
- Австралийская жаба. Засушливый период проводит зарывшись в норе, предварительно запасая воду в больших подкожных полостях и в полости тела. (Слайд 12.)
- Тритон гребенчатый. Гребень служит для увеличения кожного дыхания.
Хвост для тритона – дело наживное: рыба ли хвост отхватит, рак ли – тритону эта беда не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить (Слайды 13, 14.)
- Пятнистая, или огненная, саламандра достигает в длину 20 – 25 см. Очень любит дождливую погоду, за что её прозвали “дождевой ящерицей” (Слайд 15.)
Что сравнивается
Нужно сравнить кожу, время охоты, способ передвижения и как держат голову лягушка и жаба
Проверяют задание
Смотрят презентацию и слушают учителя.
П: учиться высказывать своё предположение
П: делает выводы в результате совместной работы всего класса.
Закрепление
Откройте рабочие тетради на стр. 80
… прочитай шутку
О ком в ней говорится?
Объясни свой ответ?
Посмотрите следующее задание.
Что сначала, что потом? Поставьте цифры1, 2, 3, 4.
Следующее задание выполняем самостоятельно
Объедини изображенных животных в группы( нарисуй стрелки)
На водоёме
Чьи там крики у пруда?
- Квасу, квасу нам сюда!
Квасу, квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
Рисуют двух рыбок одна плывет навстречу к лягушки, другая – от нее.
Рисуют стрелки.
Л: уметь выражать свои мысли и впечатления.
К: воспринимает речь, не перебивая
Итог урока
- Кто такие земноводные?
- Что общего у всех земноводных?
- Чем отличаются тритон и саламандра от лягушки и жабы?
- Как вы думаете почему тема нашего урока называется «Жизнь земноводных весной?»
Ответы детей
У лягушки кожа гладкая, у жабы – с бугорками.
Р: уметь оценивать результат
К: воспринимает речь, не перебивая