Конспект урока в 1 классе по Познанию мира по теме: "Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся".
Конспект урока в 1 классе по Познанию мира по теме: "Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся".
Урок по технологии "Step by step". В течение урока ученики работают в центрах самостоятельно.
В каждом центре для вас подготовили сообщения ребята -эксперты. (Работают 3 центра, в каждом центре по 2 ученика, которые дома подготовили сообщения по темам, остальные ученики ходят по центрам и слушают сообщения ребят). В конце урока проведится игру между командами, те ребята, которые будут внимательно слушать, смогут ответить на все вопросы.
Итог занятия проводится в форме игры. Группа ребят экспертов задают вопросы, а остальные 3 группы ребят отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают жетон-фишку.
Ответьте на вопросы:
1.Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
2.Приведите примеры тех и других.
3.Какое животное дышит всей кожей? - лягушка
4.Какая ящерица считается самой крупной? - варан
5.Какие животные вылезают из кожи вон? - змеи
6.Каких животных называют амфибиями, а каких рептилиями? – земноводных и пресмыкающихся
7.Какое животное оставляет свой хвост в зубах врага в случае опасности? – ящерица
8. Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб. Приведите примеры рыб.
9. Для чего рыбе нужны жабры? (Через жабры с водой поступает кислород)
10. Зачем плавники? Хвост? (С их помощью рыба может плавать выше, ниже, а с помощью хвоста рыба может поворачивать)
11. А что ещё есть у рыб, чего нет у людей, животных, живущих на суше? (плавательный пузырь)
12. Кого прозвали «дождевой ящерицей». (саламандра)
IV. Рефлексия:
Продолжи предложение: «Меня удивило то, что….»
«Мне было интересно узнать, что…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока в 1 классе по Познанию мира по теме: "Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся".»
1 класс. Познание мира. Учитель: Шакенова Лариса Еламановна.
Тема: Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся.
Цели:
Создать условия для развития познавательных способностей (память, логическое мышление, восприятие), познавательного интереса через организацию самостоятельной учебной деятельности в центрах активности.
Познакомить с классом рыб, земноводных и пресмыкающихся. Отработать умения различать классы животных между собой, учить отличать земноводных от пресмыкающихся и других классов, развивать любознательность.
Воспитывать чувство коллективизма, уважения друг к другу, умение работать в группе, желание помогать, способность сочувствовать, понимать. Учить самоанализу и самооценке.
Оборудование: карточки с названиями центров, иллюстрации животных, детские энциклопедии животных, карточки с вопросами, жетоны-фишки.
I. Организационный момент.
– О чём будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Послушайте загадки:
Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (лягушка) 2. На себе ношу я дом. От врагов я прячусь в нем. (черепаха) 3. Бугорками на спине Отпугнет любого. Но животное полезно, Не найдёшь такого! (жаба) 4. По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Кто б навстречу ни поплыл, Всех проглотит … (крокодил)
У нее во рту пила. Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала. А теперь - в котел попала.(щука)
У родителей и деток Вся одежда из монеток. Под водой они живут, Хоть не куры, а клюют.(рыбы)
- На какие группы их можно разделить? Почему?
II. Практическая часть. Работа в центрах.
Сегодня мы будем работать в центрах. В каждом центре для вас подготовили сообщения ребята -эксперты. (Работают 3 центра, в каждом центре по 2 ученика, которые дома подготовили сообщения по темам, остальные ученики ходят по центрам и слушают сообщения ребят). В конце урока мы проведем игру между командами, те ребята, которые будут внимательно слушать, смогут ответить на все вопросы.
1.Центр «Рыбы».
Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабр.
Есть у рыб плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! – который помогает рыбам нырять, всплывать. А дышат рыбы при помощи жабр.
Акула. Существует много различных акул. Одна из самых опасных – белая акула достигает более 12 метров в длину и может весить три тонны. У неё более сотни острых зубов, которые расположены в несколько рядов.
Скат. Он родственник акулы. Плавники у ската похожи на крылья. Питается скат мелкими рыбёшками. У некоторых скатов на хвосте есть ядовитая игла, которой они могут сильно ранить. Существуют даже электрические скаты.
Мурена. Очень похожа на змею! Некоторые достигают 4-х метров в длину. У неё острые зубы и если её потревожить, то она может нанести ныряльщикам серьёзные раны.
2. Центр. Земноводные. Амфибии.
Земноводные – это животные, которые обитают и в воде, и на земле. Лягушки изрядные обжоры, они питаются комарами, мухами, насекомыми, причём в огромном количестве. Детёныш лягушки называется лягушонком. Свою жизнь он начинает в воде. Сначала из икринок, отложенных в воду, развивается головастик, который становится затем лягушкой. В жаркие сухие дни лягушка сидит, забившись в укрытие. Дело в том, что лягушки дышат и лёгкими, и кожей, а кожа у них голая и покрыта слизью, поэтому если слизь высохнет – лягушка погибнет.
У лягушки очень интересный язык: он широкий и липкий. Когда лягушка видит летящее мимо неё насекомое. Она выбрасывает язык вперёд, и жертва прилипает к нему. По окраске лягушки бывают разные: зелёные, бурые, краснобрюхие, белые и др. В Южной Америке бывают лягушки размером с арбуз. Есть лягушки массой более 3 кг. Самая маленькая лягушечка- кокоа умещается на ногте большого пальца. Несмотря на свой маленький размер, она обладает самым сильным ядом в мире животных.
Жабы – животные ночные, днём они отдыхают, спрятавшись под листьями в прохладном и влажном месте, а ночью охотятся, уничтожают много вредных насекомых. Живёт жаба 40 лет, но ей редко удаётся прожить столько: слишком много врагов у жабы – хищные птицы, ежи, ужи. Как защищается она от своих врагов? На спинке у жабы есть ядовитые железы, которые выделяют жидкость, отпугивающую врагов. Ядовитые железы начинают действовать только тогда, когда жабу схватят, сделают ей больно. Для человека этот яд безвреден. Но всё же не стоит брать жабу в руки.
Тритон. Он окрашен ярко: от затылка до хвоста – оранжевая кайма и голубая линия по гребню. Гребень служит для увеличения кожного дыхания. Хвост для него – дело наживное: рыба ли хвост отхватит, рак ли – тритону эта беда не беда: он не то что хвост – даже новую лапку может отрастить. Это полезное животное, уничтожающее большое количество комаров. К земноводным относится и саламандра.
Саламандра очень любит дождливую погоду, за что её прозвали «дождевой ящерицей». Пятнистая или огненная саламандра достигает длины 20 - 25 см. Окраска её блестяще-чёрная с ярко-жёлтыми пятнами. Температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды. Все земноводные откладывают яйца-икринки в воде.
Центр. Пресмыкающиеся.Рептилии.
Черепахи существуют на протяжении 250 миллионов лет. Самыми большими являются кожистые черепахи с длиной панциря 2 м и весом более 900 кг. Самой маленькой из черепах является крапчатая черепаха, не превышающая 10 см в длину. Крокодилы в разной степени опасны для человека. Некоторые никогда не нападают на человека, другие нападают систематически. Длина большинства крокодилов от 2 до 5 метров. Мясо крокодилов съедобно и употребляется в пищу населением многих тропических стран. Кожа крокодилов, особенно аллигаторов, используется для изготовления портфелей, чемоданов. В ряде стран существуют специальные фермы по разведению крокодилов. Змеи. Все известные змеи — хищники. У змей нет ног, они ползают. а ещё у змей срослись веки и они, как и рыбы спят с открытыми глазами. Змеи бывают маленькими – до 20 см, а бывают длинные – до 10 метров и более, как например удавы и питоны. Змеи бывают водяные, а бывают наземные. Бывают ядовитые, например, кобра, а бывают не ядовиты, например, ужи и удавы. У змей яд находится не в языке, как многие думают, а в зубах, которыми змея прокусывает жертву.
Ящерицы очень осторожные животные, их очень трудно поймать. И, если врагу всё же удаётся схватить её за хвост, то она отбросит его. Сама убежит под корягу отращивать новый хвост, но он уже не будет таким длинным. Самая большая ящерица – варан.
Все пресмыкающиеся откладывают свои яйца на суше, даже крокодилы и водные черепахи. Они зарывают их в песок. А когда они вылупляются, то сами находят дорогу к морю или реке.
III. Итог занятия проводится в форме игры. Группа ребят экспертов задают вопросы, а остальные 3 группы ребят отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают жетон-фишку.
Ответьте на вопросы:
1.Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
2.Приведите примеры тех и других.
3.Какое животное дышит всей кожей? - лягушка
4.Какая ящерица считается самой крупной? - варан
5.Какие животные вылезают из кожи вон? - змеи
6.Каких животных называют амфибиями, а каких рептилиями? – земноводных и пресмыкающихся
7.Какое животное оставляет свой хвост в зубах врага в случае опасности? – ящерица
8. Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб. Приведите примеры рыб.
9. Для чего рыбе нужны жабры? (Через жабры с водой поступает кислород)
10. Зачем плавники? Хвост? (С их помощью рыба может плавать выше, ниже, а с помощью хвоста рыба может поворачивать)
11. А что ещё есть у рыб, чего нет у людей, животных, живущих на суше? (плавательный пузырь)
12. Кого прозвали «дождевой ящерицей». (саламандра)